Решение №НВ/5372/21 Решение по делу № 021/06/64-808/2021 от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Монолит»

 

Дело № 021/06/64-808/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии:

от заказчика- казенного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская поисково-спасательная служба" – "...", представителей по доверенности,

в отсутствие представителей уполномоченного органа - казенного учреждения Чувашской Республики "Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты" и общества с ограниченной ответственностью «Норма»,

рассмотрев путем видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее – ООО «Монолит») на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству спасательной станции "Новочебоксарская" (изв. № 0815500000221000061), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 27.07.2021 обратилось ООО «Монолит» с жалобой на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству спасательной станции "Новочебоксарская" (изв. № 0815500000221000061) (далее – Электронный аукцион).

Из жалобы следует, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

- в нарушение требований части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе аукционная документация заказчика не содержит обязательных дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015);

- аукционная документация Заказчика не содержит возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства от 15.05.2017 № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту;

- в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком ненадлежащим образом установлена ответственность сторон за неисполнение обязательств по контракту.

На основании изложенного, ООО «Монолит» просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

07.07.2021 Заказчиком – казенным учреждением Чувашской Республики "Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000221000061 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству спасательной станции "Новочебоксарская", с начальной (максимальной) ценой контракта 27 155 290,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство спасательной станции "Новочебоксарская".

В соответствии с пунктом 2 Приложения №1 Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки по наличию за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что определенные в пункте 9.3 информационной карты аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 Заказчиком не установлены.

Отсутствие в аукционной документации дополнительных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 нарушает требования части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

По доводу заявителя о том, что аукционная документация Заказчика не содержит возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства от 15.05.2017 № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту, Комиссия установила следующее.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «от 15 мая 2017 г. «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Подпунктом а) пункта 2 вышеуказанного Постановления установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.

Согласно подпункту б) пункта 2 Постановления конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

Вместе с тем, установлено, что аукционная документация Заказчика ведомость возможных видов и объемов работ, выполняемых Подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту не содержит.

По доводу заявителя о том, что в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком ненадлежащим образом установлена ответственность сторон за неисполнение обязательств по контракту, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства от 30.07.2017 г. № 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктами 11, 12 указанных правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Ответственность сторон по контракту на выполнение работ по строительству спасательной станции "Новочебоксарская" предусмотрена разделом 6 контракта.

Так, согласно пунктам 6.11, 6.12 Контракта применение неустойки (штрафа, пени) не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему Контракту.

Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.

Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.

Таким образом, указанные в проекте контракта условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) и Заказчика установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе и пп.11, 12 правил Постановления Правительства от 30.07.2017г. № 1042.

Наряду с вышеизложенным, Комиссией Управления проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено следующее.

1. Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 9/пр утверждены типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - контракт), включают в себя типовые условия, поименованные вышеуказанным Приказом.

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрены условия о приемке и оплате выполненных работ.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство спасательной станции "Новочебоксарская", соответственно при осуществлении данной закупки Заказчик должен был применить условия типовых контрактов.

Установлено, что порядок приемки выполненных работ предусмотрен разделом 3 проекта контракта.

При этом, условия, предусмотренные Заказчиком в данном разделе отличны от условий, предусмотренных типовым контрактом, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Утверждение аукционной документации с нарушениями требований законодательства о контрактной системе образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства регламентированы статьей 110.2 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).

В связи с тем, что объектом закупки является выполнение работ по строительству, применение Методики в данном случае является обязательным.

05.06.2018 №336/пр Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).

Содержание графика выполнения работ поименовано в пункте 2.3 Методики.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно пункту 3.3 Контракта, работы выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к настоящему Контракту), локальным сметным расчетом (приложение № 3 к настоящему Контракту) и графиком выполнения работ (приложение № 2 к настоящему Контракту) утвержденными Сторонами и являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.

При этом, приложением №2 к Контракту Заказчиком определено, что график выполнения работ формируется подрядчиком, что противоречит требованиям Методики, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. № 336/пр и нарушает требования части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Утверждение аукционной документации с нарушениями требований законодательства о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Монолит» обоснованной, в действиях заказчика признает нарушение части 2 статьи 31, частей 2, 6 статьи 110.2, части 8, 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что рассматриваемая закупка выступала предметом рассмотрения Комиссии Чувашского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы ООО «Джули», по итогам которой принято решение о выдаче предписания об аннулировании закупки, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО «Монолит».

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Монолит» обоснованной

2. Признать в действиях Заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская поисково-спасательная служба" нарушение части 2 статьи 31, частей 2, 6 статьи 110.2, частей 8, 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-6252

 

 

Связанные организации

ООО "Монолит"
ИНН 9721080143, ОГРН 1197746279059
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ" МИНИСТЕРСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
ИНН 2130213317, ОГРН 1192130009466
Казённое учреждение "Чувашская республиканская поисково-спасательная служба"
ИНН 2128046027, ОГРН 1022101144867