Решение №НВ/2501/24 Решение от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

по результатам рассмотрения обращения об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

 

Дело № 021/10/104-297/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 мая 2024 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 9 в составе:

"...."

в присутствии представителей от:

заказчика – Казенного учреждения Чувашкой Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики – "..."

победителя закупки — ООО «Независимая инжиниринговая компания». – генеральный директор "...", представителей по доверенности,

рассмотрев в режиме ВКС обращение, представленное Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее — Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Независимая инжиниринговая компания» (далее – ООО «Независимая инжиниринговая компания»), находящемся по адресу: 117246, Москва, Научный проезд д.19, офис 109, зона 1И, 1 этаж (ИНН 7722473640; ОГРН 1197746214445).

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 27.04.2024 поступило обращение КУ Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ООО «Независимая инжиниринговая компания», в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Содержание информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях), приведено в части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее — Порядок) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.

Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

11.05.2021 Казенным учреждением Чувашкой Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещено Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме0115200001121000836 на право заключения контракта на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство здания поликлиники бюджетного учреждения Чувашской Республики "Моргаушская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Моргаушский район, с. Моргауши" . Начальная (максимальная) цена закупки составила 5 875 514,77 рублей.

Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2021 №ИЗК1, заявка ООО «Независимая инжиниринговая компания» соответствовала требованиям о проведении открытого конкурса в электронной форме и признана победителем закупки, с предложением цены контракта "..." рублей.

28.06.2021 заказчиком и подрядчиком заключили контракт № 142.

Согласно пункту 3.2. контракта сроки разработки программы Инженерных изысканий, начала выполнения Инженерных изысканий, окончания выполнения Инженерных изысканий, подготовки Проектной документации, получения заключения государственной экспертизы результатов Инженерных изысканий и Проектной документации, с даты заключения контракта по 10 декабря 2021 года.

Обязательства Подрядчика по подготовке проектной документации, рабочей документации, выполнению инженерных изысканий считаются выполненными при получении Заказчиком проектной и рабочей документации и инженерных изысканий с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (п.1.3).

Подрядчик обязуется принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом, выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство здания поликлиники бюджетного учреждения Чувашской Республики "Моргаушская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Моргаушский район, с. Моргауши" (п.4.1.1).

По состоянию на 12.04.2024 Подрядчиком положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не получено, следовательно, результаты работ Заказчику не предоставлены, что является нарушением условий Контракта.

В адрес Подрядчика Заказчиком были направлены письма №01-06/2470 от 26.07.2022, №01-06/4346 от 05.12.2022, №01-06/582 от 07.02.2023, №01-06/2023 от 30.05.2023, №01-06/2889 от 07.07.2023, №01-1425 от 03.04.2023, № 01-06/1383 от 25.04.2024, №01-06/650 от 19.02.2024, в которых Подрядчику предлагалось в кратчайшие сроки завершить работы по Контракту. Указанные письма подтверждают нарушение Подрядчиком условий Контракта, в частности, нарушение графика выполнения работ.

В связи с вышеизложенным, у Заказчика формируется мнение о неэффективности исполнения контракта.

Неисполнение принятых на себя Подрядчиком обязательств повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Заказчика, поскольку последний в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.

Пунктом 10.6. контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.

Согласно пункту 10.7. контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ), при этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее сроков становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Неисполнение обязательств по Контракту является основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Информация о подрядчике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона №44-ФЗ Заказчиком 15.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по контракту, , которое в этот же день размещено в ЕИС.

Порядок расторжения контракта урегулирован статьей 95 закона о контрактной системе

Пунктом части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта З части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, 15.04.2024 является датой надлежащего уведомления подрядчика (об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Заказчиком пояснено, что поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО «Независимая инжиниринговая компания» нарушения условий Контракта не устранены, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 26.04.2024, о чем в тот же день внесена информация в ЕИС.

Согласно части 2 статьи 104 Закона, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

27.04.2024 Заказчиком в Управление было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 104 Закона относительно сроков направления в антимонопольный орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.

В ходе заседании комиссии Чувашского УФАС России представителем ООО «Независимая инжиниринговая компания» даны следующие пояснения на Решение о расторжении контракта. .

06.12.2021 г. (исх. №438/21) Подрядчик сообщил Заказчику о том, что в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной пандемией COVID-19, и продолжительным периодом заболевания сотрудников ООО «НИК», произошло смещение сроков исполнения договорных обязательств по государственному Контракту.

29.12.2021 г. (исх. №489/21) Подрядчик уведомил Заказчика о том, что готовность проектносметной документации достаточно высока (около 90%), и на текущий момент выполняется доработка сметной документации, ожидается получение дополнительных технических условий на пересечение и параллельное следование с существующими коммуникациями. Получены все необходимые технические условия. Выполняется доработка спецразделов проектной документации.

Подрядчик также обозначил Заказчику своѐ понимание важности своевременного выполнения условий государственного Контракта, и обязался выполнить загрузку всех необходимых материалов проектной документации в государственную экспертизу в максимально сжатые сроки (январь 2022 г.).

20.01.2022 г. (исх. №13/22) Подрядчик направил в адрес Заказчика актуальный график выполнения работ, сообщив дополнительно о том, что проект находится на финальной стадии. Планируемая дата загрузки материалов в государственную экспертизу - 11.02.2022 г. Дополнительно Подрядчик сообщил о смене главного инженера проекта, сообщив его контактные данные.

По итогам проводимых с Заказчиком согласований проекта, его последующей доработки в том числе по дополнительным пожеланиям Заказчика, проектно-сметная документация была направлена в адрес ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» (г. Москва).

06.10.2022 г. от ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» (г. Москва) было получено отрицательное заключение экспертизы №21-1-2-3-071224-2022, содержащее в себе перечень замечаний относительно того, что принятые проектные решения (в том числе согласованные Заказчиком) не соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В дальнейшем между сторонами (Заказчиком и Подрядчиком) была продолжена работа по корректировке проектной документации, для последующего прохождения государственной экспертизы.

07.11.2022 г. (исх. №886/22) Подрядчик уведомил Заказчика о повторной загрузке на экспертизу проектно-сметной документации по объекту, дополнительно сообщив о том, что проект был доработан.

11.11.2022 г. (исх. №961/22) Подрядчик запросил у Заказчика разъяснения относительно необходимости включения в проектную документацию блочно-модульной котельной, упомянув об имеющихся разночтениях между Заданием на проектирование и представленными Заказчиком техническими условиями.

В последующем, после осуществления взаимодействия с Заказчиком, проектно-сметная документация повторно была направлена на государственную экспертизу.

21.06.2023 г. от ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» (г. Москва) было получено отрицательное заключение экспертизы №21-1-2-3-034646-2023, содержащее в себе перечень замечаний относительно того, что принятые проектные решения (в том числе согласованные Заказчиком) не соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Дальнейшее взаимодействие с Заказчиком было продолжено.

25.08.2023 г. (исх. №02-517/23) Подрядчик уведомил Заказчика о том, что на дату подготовки указанного письма, проектная документация по объекту находится на стадии приѐмки прохождения повторной государственной экспертизы. Заказчику также было сообщено о том, что Подрядчиком предпринимаются все зависящие меры для скорейшего завершения проекта и гарантируется исполнение всех договорных обязательств.

Принимая во внимание, что с момента разработки первоначальных инженерных изысканий (которые были подготовлены ещѐ в 2021 г.), прошло значительное количество времени, все имеющиеся на указанный момент технические отчѐты по инженерным изысканиям подлежали полному обновлению, что также было сделано Подрядчиком.

В последующем проектно-сметная документация повторно была загружена для прохождения государственной экспертизы.

09.01.2024 г. от ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» (г. Москва) было получено отрицательное заключение экспертизы №21-1-2-3-000084-2024, содержащее в себе уже незначительный перечень замечаний, подлежащих устранению.

25.01.2024 г. между ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» и ООО «НИК» был заключен Договор №0287Д-24_ГГЭ-32477_13_БС_ЭД возмездного оказания услуг о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проведение проверки достоверности определения сметной стоимости, и проектно-сметная документация была повторно загружена для прохождения экспертизы.

По состоянию на текущий момент, проектно-сметная документация находится на прохождении экспертизы.

Все замечания, полученные со стороны Экспертного учреждения, устранены на текущий момент в рабочем порядке (в подтверждение прикладываем соответствующие скриншоты из личного кабинета).

15.04.2024 г. Заказчиком было вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, мотивированное тем, что на дату вынесения указанного решения, положительное заключение экспертизы получено так и не было.

16.04.2024 г. (исх. №02-142/24) Подрядчик сообщил Заказчику о том, что проектная документация находится на финальной стадии прохождения экспертизы. По условиям договора №0287Д-24_ГГЭ-32477_13_БС_ЭД, заключенного с государственной экспертизой, заключение будет выдано не позднее 24.04.2024 г.

22.04.2024 г. (исх. №028855-24/ГГЭ-32477/08) ФАУ «Главгосэкспертиза России» сообщило о том, что срок проведения государственной экспертизы проектной документации продлѐн до 28.05.2024 г.

03.05.2024 г. на основании платѐжного поручения №67, ООО «НИК» осуществило оплату услуг ФАУ «Главгосэкспертиза России» на сумму "..." руб.

Таким образом, положительное экспертное заключение проектно-сметной документации будет однозначно готово в срок до 28.05.2024 г., предпосылок для получения отрицательного заключения не имеется, все замечания ФАУ «Главгосэкспертиза России» были устранены, стоимость услуг также уже была оплачена Подрядчиком.

Следует отметить, что 20.03.2024 г. между Заказчиком и Подрядчиком было заключено Дополнительное соглашение №3 к Контракту, на основании которого п. 5.9. Контракта предусматривал оплату выполненных работ в пределах доведѐнных лимитов бюджетных обязательств на 2024 год.

Таким образом, заключая указанное дополнительное соглашение, Заказчик признал возможность «закрыть» настоящий Контракт в 2024 году, а также принять и оплатить выполненные работы.

Более того, ООО «НИК» уже имеет положительный и внушительный опыт исполнения государственных Контрактов, связанных с разработкой проектно-сметной документации, что подтверждается информацией, размещѐнной в единой информационной системе, а именно:

- 29 успешно исполненных государственных контрактов на сумму около "..." рублей; - 13 государственных контрактов на текущий момент на исполнении, на общую сумму около "..." Рублей.

В силу части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила № 1078).

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельствнепреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:

  • факта нарушения законодательство о контрактной системе;

  • существенность нарушенных требований закона и условий контракта;

  • наличие вины в действиях/бездействии ответчика; - последствия нарушения для заказчика;

  • соразмерность меры ответственности.

На основании представленных доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, следует, что ООО «Независимая инжиниринговая компания» осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту З статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как ”недобросовестность”, является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.

С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 ТЧ 16-0, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 С1-7/смп-1З41 ”06 основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие“ указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть З) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ООО «Независимая инжиниринговая компания» осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту. Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок. Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО «Независимая инжиниринговая компания» от исполнения контракта.

Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.

Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Также Комиссией принимается во внимание, что заказчик не настаивал на включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 ”О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации“ статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об ООО «Независимая инжиниринговая компания»., находящемся по адресу: 117246, Москва, Научный проезд д.19, офис 109, зона 1И, 1 этаж (ИНН 7722473640; ОГРН 1197746214445)., в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2024-2836

 

 

Связанные организации

ООО "Независимая инжиниринговая компания"
ИНН 7722473640, ОГРН 1197746214445
Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2130135250, ОГРН 1142130004433