Решение №ВК/3286/23 Решение от 1 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Атомсервис»
Дело № 021/07/3.2-431/2023 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 1 июня 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:
"..."
при участии представителей от:
заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."
заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Атомсервис» (далее — ООО «Атомсервис») - "..."
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Атомсервис», на действия комиссии заказчика при проведении аукциона в электронной форме, на Оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса системы лучевой терапии Clinac iX с многолепестковым коллиматором MLC 120, системой портальной визуализации Portal Vision aS1000, системой рентген-визуализации OBI с томографической приставкой CBCT, системой слежения за дыханием RPM и информационно-управляющей системы ARIA с системой дозиметрического планирования ECLIPSE, системой позиционирования Exac Trac, системой охлаждения (Чиллер) (извещение № 32312363395),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 22.05.2023 поступила жалоба ООО «Атомсервис», на действия комиссии заказчика при проведении аукциона в электронной форме на Оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса системы лучевой терапии Clinac iX с многолепестковым коллиматором MLC 120, системой портальной визуализации Portal Vision aS1000, системой рентген-визуализации OBI с томографической приставкой CBCT, системой слежения за дыханием RPM и информационно-управляющей системы ARIA с системой дозиметрического планирования ECLIPSE, системой позиционирования Exac Trac, системой охлаждения (Чиллер) (извещение № 32312363395).
В жалобе Заявитель указывает на незаконное (необоснованное) отклонение заявки. Отсутствие полноты информации со стороны Заказчика о причинах отклонения.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика предписание о пересмотре заявок участников.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 3.2 Закона о Закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Автономное учреждение Чувашской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд автономного учреждения Чувашской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении аукциона, утверждено протоколом на заседании решением Наблюдательного совета Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (протокол заседания Наблюдательного совета от «27» апреля 2023 г. № 4) (далее - Положение о закупке).
Как следует из материалов дела, Заказчиком 05.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32312363395 о проведении аукциона в электронной форме, на Оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса системы лучевой терапии Clinac iX с многолепестковым коллиматором MLC 120, системой портальной визуализации Portal Vision aS1000, системой рентген-визуализации OBI с томографической приставкой CBCT, системой слежения за дыханием RPM и информационно-управляющей системы ARIA с системой дозиметрического планирования ECLIPSE, системой позиционирования Exac Trac, системой охлаждения (Чиллер), с начальной (максимальной) ценой договора 8 920 000,00 рублей.
Заявка участника № 1 (ООО «Атомсервис») на участие в электронном аукционе № 32312363395 отклонена по следующему основанию: В нарушение требований п. 27 и п. 13. Раздела 2 аукционной документации «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о проведении аукциона в электронной форме аукциона в первой части заявки отсутствует предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, которое должно полностью соответствовать ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ документации о проведении аукциона в электронной форме.
Закупочная деятельность АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии на момент проведения вышеуказанной закупки регламентировалась Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным наблюдательным советом учреждения (протокол № 4 от 27.04.2023) (далее - Положение).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.
В соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона о закупках в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Тем самым, предоставленное участника закупки в составе заявки описание должно быть перенесено в проект договора.
Согласно пункту 38 Информационной карты документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства проект договора, заключаемого по итогам закупки формируется Заказчиком путем включения реквизитов победителя (единственного участника) и условий исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона, переторжки (если она проводилась).
Согласно пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, предусматривающему особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, касающихся предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
В пункте 27 Информационной карты документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства установлено, что:
«Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:
1) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, которое должно полностью соответствовать ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ документации о проведении аукциона в электронной форме.
В первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике аукциона в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком аукционе, и (или) сведений о предлагаемой этим участником аукциона в электронной форме цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги). При этом в случае, если первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме содержит указанные сведения, такая заявка подлежит отклонению.
При этом первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.
Сведения, указываемые в первой части заявки на участие в аукционе, в том числе конкретные показатели товара, заполняются в строгом соответствии с «Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе».»
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что:
«Заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:
1) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, которое должно полностью соответствовать ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ документации о проведении аукциона в электронной форме;
документы и информацию, указанные в Информационной карте аукционной документации»
В первой части заявки Заявитель (Участника № 1) прикрепил файл, поименованный как «Согласие участника», внутри себя содержащий следующий текст:
«СОГЛАСИЕ УЧАСТНИКА
Изучив документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме (номер закупки в ЕИС 32312363395), выражаем согласие на оказание услуг (выполнение работ) на условиях, предусмотренных документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона на Оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса системы лучевой терапии Clinac iX с многолепестковым коллиматором MLC 120, системой портальной визуализации Portal Vision aS1000, системой рентген-визуализации OBI с томографической приставкой CBCT, системой слежения за дыханием RPM и информационно-управляющей системы ARIA с системой дозиметрического планирования ECLIPSE, системой позиционирования Exac Trac, системой охлаждения (Чиллер).»
При этом Техническое задание (Раздел 3 документации) содержит требования к: переченю оборудования, подлежащего техническому обслуживанию; периодичности технического обслуживания оборудования; а также перечню запасных частей и расходных материалов для проведения планового технического обслуживания, с указанием соответствующих характеристик.
В аукционной документации не указано, что предложение участника в отношении предмета Закупки может быть выражено в форме согласия на оказание услуг.
Таким образом, при рассмотрении первой части заявки Заявителя Заказчик не мог установить предложение участника в отношении предмета закупки.
В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.
На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии Чувашского УФАС России отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
Исходя из изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия заказчика правомерно отклонила заявку Общества, а действия заказчика не нарушают требования законодательства о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Атомсервис», на действия комиссии заказчика при проведении аукциона в электронной форме на Оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса системы лучевой терапии Clinac iX с многолепестковым коллиматором MLC 120, системой портальной визуализации Portal Vision aS1000, системой рентген-визуализации OBI с томографической приставкой CBCT, системой слежения за дыханием RPM и информационно-управляющей системы ARIA с системой дозиметрического планирования ECLIPSE, системой позиционирования Exac Trac, системой охлаждения (Чиллер) (извещение № 32312363395) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
2023-3720