Решение №А79-828/2024 Решение суда от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – ЧУВАШИИ

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/

 

 

 

 

 

 

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

 

г. Чебоксары

Дело № А79-828/2024

18 апреля 2024 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2024. Полный текст решения изготовлен 18.04.2024.

 

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в составе                судьи Бойко О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи     Спириным Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Алатырский кирпичный завод»,        г. Алатырь Чувашской Республики,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, г. Чебоксары,

о признании недействительным решения от 25.12.2023 по делу                        № 021/10/18.1-1035-2023,

третьи лица:

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – Чувашии, г. Чебоксары,

общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», г. Москва,

при участии:

от заявителя – директора Тарасовой С.Н., Орешиной Л.Е. по доверенности от 25.05.2024,

от УФАС по Чувашии – Денисовой Т.Ю. по доверенности от 17.01.2024 № 5,

от Минприроды Чувашии – Пустынниковой Е.А. по доверенности от 10.01.2024 №153,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Алатырский кирпичный завод» (далее – заявитель, общество, ООО «Алатырский кирпичный завод») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) о признании недействительным решения от 25.12.2023 по делу № 021/10/18.1-1035-2023.

Заявитель указал, что Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – Чувашии (далее – Минприроды Чувашии, организатор торгов) в единой информационной системе на сайте ЭТП ГПБ размещено извещение № 22000163040000000049 о проведении аукциона на право пользования недрами Стемасского месторождения, расположенного в 2 км южнее г. Алатыря, в 1 км северо-западнее пристани Стемасы на р. Сура Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, с целью разведки и добычи керамзитовых глин. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.12.2023 к процедуре рассмотрения представлена одна заявка на участие в аукционе от ООО «Алатырский кирпичный завод», которая отклонена в связи с несоответствием требованиям к содержанию заявки. 12.12.2023 ООО «Алатырский кирпичный завод» обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов. Оспариваемым решением Управления жалоба признана необоснованной. По мнению заявителя, Управлением не принят во внимание довод о том, что все необходимые сведения и информация, которую требуется представить в соответствии с аукционной документацией, содержится в представленных документах, что сам организатор торгов и подтвердил в протоколе от 07.12.2023, указав документы и информацию из них, представленные заявителем. Заявитель считает, что образец перечня, его конкретная форма в составе аукционной документации не содержится. Заявитель также указал, что довод организатора торгов и Управления о необходимости предоставления документа с наименованием «Перечень» при наличии в составе заявки всех необходимых сведений является ошибочным, а такое требование излишним, что может быть расценено как формальный повод для отказа в допуске заявки.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что все квалификационные требования соблюдены; документ с названием «Перечень» не прикладывался, но все подтверждающие документы имелись; общество было единственным участником.

Представитель Управления в судебном заседании (до перерыва) заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Минприроды Чувашии в судебном заседании заявление не признал. Пояснил, что в случае неясности положений конкурсной документации заявитель мог направить запрос о разъяснении её положений; ничто не мешало заявителю составить список сотрудников и техники.

Представитель ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» в судебное заседание не явился.

В порядке статей 123, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Организатором торгов на сайте Единой электронной торговой площадки в сети Интернет по адресу https:// torgi.gov.ru/ опубликовано извещение о проведении аукциона на право пользования недрами Стемасского месторождения, расположенного в 2 км южнее г. Алатыря, в 1 км северо-западнее пристани Стемасы на р. Сура Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, с целью разведки и добычи керамзитовых глин. Площадь участка недр местного значения составляет 20,0 га (извещение № 22000163040000000049, лот №1).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре (аукцион) от 07.12.2023 заявка ООО «Алатырский кирпичный завод» была отклонена в виду отсутствия перечня квалифицированных специалистов и перечня технических средств заявителя. В протоколе также отмечено, что в приложенных документах и сведениях присутствуют: договор о намерениях, трудовой договор, штатное расписание, договоры аренды транспортных средств, паспорта транспортных средств (л.д. 71 - 72).

Не согласившись с результатами рассмотрения заявки, общество обратилось в Управление с жалобой на действия комиссии организатора торгов.

Решением Управления от 25.12.2023 по делу № 021/10/18.1-1035-2023 жалоба признана необоснованной. В данном решении Управление указало, что заявка общества не содержит перечень квалифицированных специалистов и перечень технических средств общества, что нарушает подпункт «ж» пункта 37 Правил проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесённым к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499 (далее – Правила) и требований Приложения № 5 к приказу Минприроды Чувашии от 01.11.2023 № 792 «Требования к аукционной документации». Управление также указало, что запросы на разъяснение конкурсной документации общество организатору торгов не направляло (л.д. 9 - 12).

Не согласившись с данным решением, общество оспорило его в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла данных норм следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

В силу статьи 13.1 Закона о недрах аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесённым к участкам недр федерального или местного значения, проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесённым к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме установлен Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесённым к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 20 Правил аукционная комиссия осуществляет: рассмотрение поданных заявителями заявок и прилагаемых к ним документов на предмет их соответствия требованиям Закона Российской Федерации «О недрах» и настоящих Правил, решению о проведении аукциона, порядку и условиям проведения аукциона и требованиям к аукционной документации; принятие решения о допуске заявителя к участию в аукционе и признании заявителя участником аукциона либо об отказе в приёме заявки.

Согласно пункту 24 Правил в целях осуществления функций, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, уполномоченным органом формируется аукционная комиссия. Состав аукционной комиссии утверждается уполномоченным органом в количестве не менее 7 человек.

Подпунктом «ж» пункта 37 Правил установлено, что заявка подаётся путём заполнения заявителем, прошедшим регистрацию на электронной площадке в соответствии с регламентом электронной площадки, электронной формы заявки, установленной требованиями к аукционной документации и подписываемой с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя, с приложением данных о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

- перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

- перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учёта, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

- копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьёй 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется проводить с привлечением юридических или физических лиц).

Подавая заявку, заявитель соглашается с положениями, приведенными в решении о проведении аукциона, порядком и условиями проведения аукциона, требованиями к аукционной документации, со включением условий пользования участком недр, предусмотренных порядком и условиями проведения аукциона, в лицензию на пользование недрами, а также со включением сведений, предусмотренных частью первой статьи 14.1 Закона Российской Федерации «О недрах», в реестр недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр в случае признания заявителя победителем аукциона и неуплаты им в срок, установленный частью четвёртой статьи 40 Закона Российской Федерации «О недрах», и (или) в размере, установленном протоколом о результатах аукциона, окончательного размера разового платежа за пользование недрами (пункт 40 Правил).

В силу пункта 57 Правил отказ в приёме заявки осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 14 Закона Российской Федерации «О недрах».

В соответствии со статьёй 14 Закона о недрах отказ в приёме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если её содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр;

6) наличие обстоятельства, предусмотренного частью второй статьи 14.1 настоящего Закона.

01.11.2023 Минприроды Чувашии издан приказ № 792 «О проведении аукциона на право пользования недрами Стемасского месторождения, расположенного в 2 км южнее г. Алатыря, в 1 км северо-западнее пристани Стемасы на р. Сура Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, с целью разведки и добычи керамзитовых глин. Данным приказ определена дата и время проведения аукциона, утверждены состав аукционной комиссии, порядок и условия проведения аукциона, регламент работы аукционной комиссии, требования к аукционной документации, порядок принятия решения о внесении изменений в решение о проведении аукциона (л.д. 184 - 198).

Согласно приложению № 5 к приказу Минприроды Чувашии от 01.11.2023 № 792 «Требования к аукционной документации» к заявке прилагаются электронные документы, в том числе документы, предусмотренные подпунктом «ж» пункта 37 Правил (л.д. 194, оборотная сторона, 195).

Обращаясь с жалобой в Управление, заявитель посчитал, что приложение к заявке документа с наименованием «Перечень» при наличии в составе заявки всех необходимых сведений является необоснованным, а такое требование излишним, что может быть расценено как формальный повод для отказа в допуске заявки.

Суд признаёт данный вывод заявителя ошибочным.

Как было указано, выше подпунктом «ж» пункта 37 Правил и требованиями к аукционной документации предусмотрено, что к заявке прилагаются определённые данные, а именно, такие электронные документы, как перечень квалифицированных специалистов и перечень технических средств заявителя.

Буквальное толкование представляет собой точное соответствие тексту нормы, поскольку смысл правового предписания не вызывает разночтений. Следовательно, исходя из буквального толкования текстов Правил и требований к аукционной документации, участник аукциона к заявке должен приложить соответствующие электронные документы, поименованные как «Перечни».

В соответствии с Большим толковым словарём русских существительных перечень – это текст, представляющий собой перечисление чего-либо в определённом порядке (синонимы – реестр, список). Аналогичные толкования данного слова содержаться в Малом академическом словаре и Толковом словаре Даля.

Суд приходит к выводу, что заявитель к своей заявке должен был приложить, помимо документов, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов и технических средств, соответствующие перечни (списки) указанных документов, оформленные в виде отдельных документов, так как такое требование установлено Правилами и требованиями к аукционной документации. Указанные перечни к заявке заявителем не были приложены. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается. С запросом о разъяснении положений аукционной документации, в соответствии с пунктом 35 Правил, общество не обращалось. Министерство, как организатор торгов, не обязано самостоятельно выяснять, кто из лиц, поименованных в подтверждающих документах (договорах, штатных расписаниях и т.д.) будет осуществлять деятельность на объекте, равно как и виды техники; участник торгов должен сам обобщить эту информацию в определённых перечнях.

Организатор торгов в протоколе рассмотрения заявок на участие в процедуре (аукцион) от 07.12.2023 отклонил заявку общества именно из-за отсутствия непосредственно перечня квалифицированных специалистов и перечня технических средств заявителя. При этом остальные документы, приложенные к заявке, согласно протоколу организатором торгов не оценивались.

Отсутствие в составе заявки общества указанных перечней, оформленных в виде отдельных документов, как того требуют Правила и аукционная документация, явилось самостоятельным основанием для отказа в приёме заявки в соответствии со статьёй 14 Закона о недрах, в связи с чем Управление обоснованно отказало обществу в удовлетворении жалобы.

Таким образом, оспариваемое решение Управления соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права заявителя.

Как было указано выше, одним из двух обязательных оснований для удовлетворения ненормативного правового акта органа власти является выявление судом факта нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Фактически организатор торгов, установив требование о предоставлении перечня квалифицированных специалистов и перечня технических средств, не ограничил права заявителя, поскольку общество имело возможность составить и приложить к заявке соответствующие перечни (списки) квалифицированных специалистов и технических средств в виде отдельных документов.

Следует также отметить, что оспаривание решения Управления об отказе в удовлетворении жалобы не влечёт последствий в виде безусловной отмены результатов рассмотрения заявок на участие в процедуре (аукционе) и признания заявителя победителем, так как документы, приложенные к заявке, комиссией организатора торгов по существу не оценивались.

На основании изложенного заявление ООО «Алатырский кирпичный завод» не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

 

Судья

О.И. Бойко

Связанные организации

Связанные организации не указаны