Решение №НВ/947/22 Решение №021-07-3-83-2022 от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Дело № 021/07/3-83/2022

г. Чебоксары

15 февраля 2022 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе:

"..."

при участии представителей:

от заказчика – Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» (далее – Заказчик) – "..."

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «СМУ-48 Конструктив» (далее – ООО «СМУ-48 Конструктив», Заявитель) - "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «СМУ-48 Конструктив» на действия заказчика – Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение №32110949165), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 02.02.2022 обратилось ООО «СМУ-48 Конструктив» с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение №32110949165).

В жалобе Заявитель считает, что установленные в закупочной документации требования нарушают положения Закона о закупках.

В связи с чем, Заявитель просит провести проверку закупки и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и сообщил, что при проведении конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и документацией.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Некоммерческой организации «Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике», решением Наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» (Протокол № 4 «18» августа 2020 г.) (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 15.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение № 32110949165), с начальной (максимальной) ценой договора 167 583 960,00 рублей.

По доводу об отсутствии в конкурсной документации требований о предоставлении участником закупки документов в соответствии с Приказом Минстроя Российской Федерации от 21.12.2020 №810/ПР, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 12.1 конкурсной документации установлены обязательные требования к участникам, а именно, наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы одного договора на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора, заключаемого по результатам такой закупки, превышает 10 млн. рублей). При этом стоимость хотя бы одного такого исполненного договора должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), максимального значения цены договора на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора превышает 50 млн. рублей (Приказ Минстроя РФ от 21.12.2020 № 810/ПР).

В Приказе Минстроя России N 810/пр указано, что в соответствии с частью 5 статьи 21.1, частью 1 статьи 23 Закона N 214 и пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 установлены следующие обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанные с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15.1 - 201.15.2-1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе);

2) наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы одного договора:

а) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора, заключаемого по результатам такой закупки, превышает 10 млн. рублей). При этом стоимость хотя бы одного такого исполненного договора должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), максимального значения цены договора на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора превышает 50 млн. рублей.

Из пункта 13 конкурсной документации следует, что заявка на участие в закупке оформляется в виде отдельного документа строго в соответствии с формой, указанной в документации о закупке, Форма 1 (Приложение 5), за подписью уполномоченного лица участника закупки, заверенная печатью участника закупки (при наличии).

В конкурсной документации также установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

По нестоимостному критерию установлен показатель №1 «Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства».

Коэффициент значимости: 0,2

Оценивается суммарная стоимость работ сопоставимого характера и объема, исчисляемая в рублях, по успешно исполненным участниками закупки договорам/контрактам (каждый стоимостью не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора) на выполнение работ по строительству/реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), и исполненных без нарушения сроков и иных условий договора/ контракта по вине участника за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки.

Указанный срок (5 лет до даты подачи заявки) исчисляется от даты полного исполнения контрактов/договоров.

В подтверждение опыта в составе заявки на участие Участник предоставляет следующие документы:

- копия контракта/ договора;

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта/договора и полное исполнение обязательств по данному контракту/договору (например, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14/КС-11 (в случае, если необходимость подписания такого акта предусмотрена условиями договора); иной акт, подтверждающий стоимость исполненного контракта/договора, или совокупность актов, подтверждающих общую стоимость выполненных по контракту/договору работ (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);

- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая изложенное, действия Заказчика не противоречат Закону о закупках и Положению о закупке, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Предложение участника закупки по вышеуказанному показателю «Наличие опыта участников закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» предоставляется по форме №3 конкурсной документации.

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

Довод заявителя об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не только сведений об участнике закупки, но и на учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушающего пункт 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия признает несостоятельным, поскольку данное требование установлено заказчиком в соответствии с пунктом 9 части 1 Раздела 5 Положения о закупке.

По доводу порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, Комиссией установлено следующее.

Из пункта 20 конкурной документации следует, что информация о порядке и способе предоставления обеспечения исполнения договора указанные в пп. 17-19 раздела III обеспечения, могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, установленным статьей 25 Положения о закупке, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику (обеспечительный платеж).

Способ обеспечения исполнения Договора определяется участником закупки, с которым заключается Договор, самостоятельно.

Реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения Договора установлены в пункте 21 конкурсной документации.

Отсутствие в пункте 21 конкурсной документации текста о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки, не свидетельствует о невозможности внести обеспечение заявки посредством денежного перевода.

Кроме того, участник закупки вправе в соответствии с пунктом 15.2 конкурсной документации направить заказчику запрос на дачу разъяснений положений конкурсной документации.

Следовательно, данный довод Комиссия признает необоснованным.

Довод о том, что заказчик устанавливает строгие требования к форме заявки, Комиссия признает необоснованным, поскольку формы по заполнению заявки носят рекомендуемые образцы основных форм документов.

Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" , действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" также определен перечень оснований для подачи в антимонопольный орган жалоб на действия организатора торгов, при условии того, что податель жалобы не подавал заявку на участие в закупке, а именно заявитель, не подавший заявку на участие в торгах вправе обжаловать действия организатора торгов, в случае если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Согласно довода жалобы, заявитель указывает на установление в документации требований ограничивающих конкуренцию. В то же время, согласно материалов дела заявку на участие в рассматриваемых торгах ООО «СМУ-48 Конструктив» не подавало.

Доводы заявителя относительно порядка внесения изменений в документацию и графика выполнения работ, не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в торгах, и следовательно Комиссией не рассматриваются по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «СМУ-48 Конструктив» необоснованной.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СМУ-48 Конструктив» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение №32110949165), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2022-1127

 

 

Связанные организации

НО "ФОНД ЗАЩИТЫ ПРАВ ДОЛЬЩИКОВ"
ИНН 2130214141, ОГРН 1192130010490
ООО СМУ-48 Конструктив
ИНН 2112004776, ОГРН 1192130003020