Решение №НВ/5837/22 Решение № 021/10/18.1-753/2022 от 24 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Резерв»

 

Дело № 021/10/18.1-753/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 августа 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и заключения договоров по результатам торгов, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 №87 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

организатора торгов – Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, "..."

заявителя - ООО «Резерв», "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Резерв» (далее – Заявитель, Общество) на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования акватории водного объекта (изв. № 010722/0954285/02 от 01.07.2022), в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 15.08.2022 поступила жалоба ООО «Резерв» на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования акватории водного объекта (изв № 010722/0954285/02 от 01.07.2022).

Из жалобы Общества следует, что аукционная документация не соответствует требованиям Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Правила проведения аукциона), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" по следующим основаниям:

- пункт 8.7 аукционной документации установлен не в соответствии с пунктом 12 Правил проведения аукциона;

- пункт 3.1.2 аукционной документации устанавливает дополнительное предоставление документов составе заявки, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 29 Правил проведения аукциона;

- пункт 3.2.4 аукционной документации не соответствует разделу III Правил проведения аукциона.

На основании изложенного, Заявитель просит отменить аукцион.

Представители организатора торгов с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционная документация утверждена в соответствии с Правилами проведения аукциона. Просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы, Комиссией установлено следующее.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Чувашским УФАС России жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции размещена информация о поступлении указанной жалобы и о приостановлении заключения договоров по результатам торгов на официальном сайте Чувашского УФАС России https://chuvashia.fas.gov.ru/.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее - Водный кодекс РФ) порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлен Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.

01.07.2022 в 14 час. 29 мин. организатором торгов на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ размещено извещение № 010722/0954285/02 о проведении аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории водного объекта.

Дата начала приема заявок: 01.07.2022

Дата окончания приема заявок: 24.08.2022

Дата и время проведения аукциона: 29.08.2022 14:00

Место проведения аукциона: 428021, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинградская, д.33, каб. 12.

Довод заявителя о несоответствии пункта 8.7 аукционной документации пункту 12 Правил проведения аукциона, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".

Договор водопользования должен быть подписан сторонами договора не позднее 20 дней после завершения аукциона и оформления протокола аукциона или срока, указанного в извещении о проведении аукциона, и направлен организатором аукциона на государственную регистрацию в государственном водном реестре.

Государственная регистрация договора водопользования в государственном водном реестре осуществляется в установленном порядке.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола аукциона на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) (пункт 12 Правил проведения аукциона).

Пунктом 8.5 аукционной документации установлено, что Договор водопользования должен быть подписан сторонами договора не позднее 20 дней после завершения открытого аукциона и оформления протокола открытого аукциона или срока, указанного в Извещении о проведении открытого аукциона, и направлен организатором открытого аукциона на государственную регистрацию в государственном водном реестре.

Государственная регистрация договора водопользования в государственном водном реестре осуществляется в установленном порядке.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В случае если открытый аукцион признан несостоявшимся по причине участия в открытом аукционе только 1 участника, организатор открытого аукциона в день принятия комиссией по проведению открытого аукциона решения по итогам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе или подписания протокола открытого аукциона передает этому участнику открытого аукциона 1 экземпляр протокола рассмотрения заявок или протокола открытого аукциона и договор водопользования для его подписания.

При поступлении заявки, направленной с использованием информационной системы, протокол рассмотрения заявок или протокол аукциона и договор водопользования направляются участнику аукциона с использованием указанной системы. В этом случае протокол рассмотрения заявок или протокол аукциона подписываются электронной подписью уполномоченного лица организатора аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный участник открытого аукциона вправе подписать договор водопользования в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения комиссии. В тот же срок этот участник открытого аукциона при подписании договора водопользования перечисляет денежные средства в размере начальной цены предмета открытого аукциона с учетом внесенного задатка на счет, указанный организатором открытого аукциона, и возвращает организатору открытого аукциона подписанный договор водопользования с приложением к нему документов, подтверждающих перечисление указанных средств. Организатор открытого аукциона в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанных документов обязан подписать договор водопользования и направить его на государственную регистрацию в государственном водном реестре.

В случае если аукцион признан несостоявшимся, не допускается заключение договора водопользования ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте (пункт 8.7 аукционной документации).

Таким образом, пункты 8.5 и 8.7 аукционной документации соответствуют требованиям части 5 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации и пункту 12 Правил проведения аукциона.

Довод заявителя о том, что пункт 3.1.2 аукционной документации устанавливает дополнительное предоставление документов составе заявки, что, является нарушением пункта 29 Правил проведения аукциона, Комиссия признает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 25 Правил проведения аукциона, Организатор аукциона устанавливает следующие требования к заявителям, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона:

б) в отношении заявителя не проводятся процедуры банкротства и ликвидации;

в) деятельность заявителя не приостанавливается в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в день рассмотрения заявки;

г) заявитель обязан внести задаток на счет, указанный в документации. При этом он считается соответствующим данному требованию, если средства поступили на счет, указанный в документации, или копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками;

д) отсутствие информации о заявителе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Аналогичные требования установлены Организатором торгов в пункте 1.10 аукционной документации.

Согласно пункту 29 Правил проведения аукциона, к заявке заявитель прилагает:

а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица;

б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;

е) документы, подтверждающие внесение задатка;

ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.

Аналогичное условие установлено в пункте 3.1 Информационной карты аукционной документации.

В силу пункта 33 Правил проведения аукциона основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

а) несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией;

б) несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.

Аналогичное условие установлено в пункте 6.3 Информационной карты аукционной документации

Согласно пункту 34 Правил, отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным пунктом 33 Правил проведения аукциона, неправомерен.

Согласно пункту 30 Правил организатор аукциона не вправе требовать от заявителя представления документов, не указанных в пункте 29 Правил.

Пунктом 3.1.2 аукционной документации установлено, что к заявке заявитель прилагает комплект документов в соответствии с формой описи, указанной в приложении № 4 к настоящей документации об открытом аукционе.

Комиссией установлено, что согласно приложению № 4 к аукционной документации Организатором торгов установлено, что для участия в открытом аукционе на право заключения договора водопользования для использования акватории направляет следующие документы:

 

/

п/п

Наименование

документов и материалов

Требования

(оригинал, нотариально заверенная копия или копия

с предъявлением оригинала – нужное указать)

Количество листов

1

2

3

4

1

Документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица (анкета претендента на участие в аукционе по предоставлению права на заключение договора водопользования)

1 экз., оригинал, оформленный по соответствующей форме

 

2

Копии учредительных документов

Только для юридического лица.

1 экз., нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

3

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц

Только для юридического лица.

1 экз., оригинал, нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

4

Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей

Только для индивидуального предпринимателя.

1 экз., оригинал, нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

5

Копия документа с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства (для физического лица) индивидуального предпринимателя

1 экз., оригинал, нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

6

Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости)

1 экз., оригинал, нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

7

Реквизиты банковского счета для возврата задатка

1 экз., оригинал, нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

8

Документы, подтверждающие внесение задатка

1 экз., оригинал, нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала

 

9

Опись представленных документов, подписанная заявителем

1 экз., оригинал

 

 

Представителями Организатора торгов пояснено, что опись документов, прилагаемых к заявке на участие в открытом аукционе по предоставлению права на заключение договора водопользования, являющаяся приложением № 4 к документации об открытом аукционе составлена таким образом, что в ней отображены все возможно вложенные заявителями документы.

Кроме того, приложении № 3 к документации об открытом аукционе установлена форма заявки на участие в открытом аукционе, которая содержит перечень документов, установленный Правилами проведения аукциона.

 

Однако Комиссия также отмечает, что приложение №4 аукционной документации имеет множественное толкование, из которого прямо не следует, что данная опись составлена таким образом, что в ней отображены все возможно вложенные заявителями документы

Представителями организатора торгов пояснено, что согласно Информационной карты аукционной документации следующая информация и данные изменяют и (или) дополняют документацию об открытом аукционе. При возникновении противоречия между положениями, закрепленными в документации об открытом аукционе, и настоящей Информационной карте, применяются положения Информационной карты.

Между тем Комиссия отмечает, что документация о проведении торгов, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений организатором торгов.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в торгах, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в процедуре заявок.

Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Более того, пункт 29 Правил проведения аукциона содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе.

Таким образом, Комиссия считает, что действия Организатора торгов по установлению в приложении №4 к аукционной документации требования о представлении в составе заявки на участие в аукционе документов, не указанных в пункте 29 Правил проведения аукциона, не соответствуют пункту 30 Правил проведения аукциона.

Вышеуказанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.32.4 КоАП РФ.

 

Относительно довода Заявителя о несоответствии пункта 3.2.4 аукционной документации разделу III Правил проведения аукциона, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 17 Правил проведения аукциона, документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать, в том числе, требования к содержанию и форме заявки, инструкцию по заполнению заявки.

Пунктом 3.2.4 аукционной документации установлено, что все документы, представленные заявителями, должны быть подписаны уполномоченными лицами и скреплены соответствующей печатью (все страницы представленных документов, кроме нотариально заверенных копий, должны быть парафированы/завизированы уполномоченными лицами). Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, парафированных лицами, подписавшими заявку. Все экземпляры документации об открытом аукционе должны иметь четкую печать текстов. Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке, в случае если указание на это содержится в форме описи документов, представляемых для участия в открытом аукционе.

Указанное требование к оформлению заявки и прилагаемых к ней документов не может быть признано Комиссией необоснованным, поскольку не противоречит установленным Правилам проведения аукциона, не накладывает на участников необоснованных дополнительных обязанностей и соответствует обычаям делового оборота.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Резерв» обоснованной, а в действиях организатора торгов нарушение требования пункта 30 Правил проведения аукциона.

В целях устранения допущенного нарушения, Комиссия считает необходимым выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Резерв» на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования акватории водного объекта (изв № 010722/0954285/02 от 01.07.2022) обоснованной;

2. Выдать Организатору торгов - Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Чувашского УФАС России уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2022-6901

 

 

Связанные организации

ООО "Резерв"
ИНН 2130114570, ОГРН 1132130001277
Минприроды Чувашии
ИНН 2128039728, ОГРН 1022101141700