Решение №ВК/5521/21 Решение по делу №021/01/14.8-141/2021 от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело №021/01/14.8-141/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №021/01/14.8-141/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

Членов Комиссии:

"..."

рассмотрев дело №021/01/14.8-141/2021, возбужденное по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем Аланговой Ларисой Ниловной (ИНН 212901447689) и Индивидуальным предпринимателем Мандык Александром Юрьевичем (ИНН 212809684600) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки пассажиров по которому осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики,

в присутствии:

представителя заявителя – Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики - "...", действующей на основании доверенности от 11.01.2021 №5000/1,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела ответчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России, Управление) поступило обращение Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики (далее - МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», заявитель) (вх. №9847/20) на действия ООО «Республика», выразившиеся в незаконном осуществлении обществом регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему с троллейбусным маршрутом №22, перевозки по которому осуществляет заявитель.

Так, заявитель сообщает о том, что 3 транспортных средства марки ГАЗ2217 с государственными регистрационными знаками "..." регулярно осуществляют пассажирские перевозки по маршруту, дублирующему маршрут №22, с нанесенной по периметру клейкой лентой с условным обозначением такси по троллейбусному маршруту №22. Посадка и высадка пассажиров производится на муниципальных остановках общественного транспорта по маршруту следования троллейбуса №22, перевозке подлежат все желающие граждане. Данные о движении транспортных средств из системы «Поток Плюс» свидетельствуют о регулярности прохождения указанными транспортными средствами рубежей контроля автоматических стационарных технических средств, имеющих функции фото-фиксации, установленных в городе Чебоксары по ходу движения троллейбуса по маршруту №22. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, причиняет ему убытки, поскольку способствует снижению пассажиропотока.

По информации заявителя, перевозку пассажиров с использованием указанных выше транспортных средств осуществляет ООО «Республика» на основании выданных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Таким образом, заявитель считает, что ООО «Республика» под видом перевозок легковым такси фактически организовывает и осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту, схожему с троллейбусным маршрутом №22, что является нарушением Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В ходе рассмотрения обращения установлено, что из Реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Чувашской Республики, размещенного на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/perevozka-passazhirov-ibagazhalegkovim-taksi/reestr-vidannih-razreshenij-na-osuschestvlenie-dey), следует, что разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси автомобилями с государственными регистрационными знаками "...", выданные ООО«Республика», аннулированы на основании соответствующих заявлений от 15.01.2019, от 27.12.2018, от 15.01.2019 соответственно.

В настоящее время в отношении указанных транспортных средств действуют разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданные ИП Аланговой Ларисе Ниловне на автомобиль марки "..." сроком действия с 09.12.2019 по 09.12.2024 и на автомобиль марки "..." сроком действия с 19.02.2019 по 19.02.2024, а также ИП Мандык Александру Юрьевичу на автомобиль "..." сроком действия с 18.03.2019 по 18.03.2024.

Усмотрев в рамках рассмотрения обращения МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» признаки нарушения ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции, в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), предпринимателям выданы предупреждения от 31.12.2020 №ВК/10098/20 и №ВК/10099/20 о прекращении в срок до 31 января 2021 года действий по недобросовестной конкуренции путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки пассажиров по которому осуществляет МУП «Чебоксарское троллейбусное управление». О выполнении указанных предупреждений предпринимателям надлежало сообщить в Чувашское УФАС России в течение 3 дней со дня окончания срока его выполнения, однако, предприниматели не сообщили об исполнении предупреждений.

Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений № 42897355844320 и №42897355844313 предупреждения ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. вручены 08.01.2021 и 05.01.2021 соответственно.

В целях решения вопроса об исполнении (неисполнении) предпринимателями предупреждений от 31.12.2020 №ВК/10098/20 и №ВК/10099/20 письмом от 08.02.2021 №ВК/773/21 у предпринимателей и заявителя затребована информация о прекращении осуществления ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки пассажиров по которому осуществляет МУП «Чебоксарское троллейбусное управление».

Однако, информация в адрес Управления не поступила.

Письмом от 10.02.2021 №5000/190 МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» представило полученную в администрации г. Чебоксары информацию из системы «Поток плюс» за период с 01.02.2021 по 02.02.2021 о движении транспортных средств с государственными регистрационными знаками "...", согласно которой указанные транспортные средства продолжают осуществлять систематическое движение по маршруту, совпадающему со схемой движения троллейбусного маршрута №22.

Указанное обстоятельство свидетельствует о неисполнении ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. предупреждений от 31.12.2020 №ВК/10098/20 и №ВК/10099/20 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Поскольку в результате действий Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. по осуществлению под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой муниципального маршрута регулярных перевозок №22, в обход процедуры, предусмотренной законодательством для получения права осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования г.Чебоксары, происходит перераспределение покупательского спроса на товарном рынке маршрутных регулярных перевозок на территории г.Чебоксары Чувашской Республики, признаки нарушения антимонопольного законодательства имеют место и после окончания срока выполнения предупреждений от 31.12.2020 №ВК/10098/20 и №ВК/10099/20.

На основании изложенного, Чувашским УФАС России издан приказ от 12.02.2021 № 11 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой движения муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки пассажиров по которому осуществляет МУП «Чебоксарское троллейбусное управление».

Администрация г.Чебоксары, привлеченная к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, письмом от 03.03.2021 №2603 сообщила, что осуществление индивидуальными предпринимателями Аланговой Л.Н. и Мандык А.Ю. регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему с муниципальным троллейбусным маршрутом №22, подтверждается данными системы «Поток», «Поток Плюс» ГИБДД по Чувашской Республике. При этом администрация г.Чебоксары сообщает, что муниципальный контракт на осуществление регулярных пассажирских перевозок с ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. не заключен, в торгах на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок и багажа предприниматели участия не принимали. Таким образом, муниципальный орган считает, что индивидуальными предпринимателями нарушен порядок организации регулярных перевозок пассажиров, установленный законодательством. Осуществляя регулярные перевозки пассажиров, предприниматели нарушают права администрации г.Чебоксары, как собственника дорожной инфраструктуры, ответственного за организацию пассажирских перевозок на территории г.Чебоксары, как заказчика в торгах на право заключения муниципального контракта, где осуществляется отбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и комфортные условия перевозки. Таким образом, ответчики вводят в заблуждение пассажиров и иных участников дорожного движения относительно вида перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту (регулярные или по заказу/легковое такси).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом (троллейбусами) в городе Чебоксары на основании муниципального контракта №524 от 10.07.2020, в том числе, и по троллейбусному маршруту №22, на основании результатов аукциона в электронной форме, объявленного администрацией г. Чебоксары извещением от 19.06.2020 №0815300003220000524.

Согласно данному муниципальному контракту МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» обязуется выполнять работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам города Чебоксары по регулируемым тарифам, параметры которого установлены приложением №1 к контракту.

В приложении №1 к указанному контракту указано, что муниципальный троллейбусный маршрут №22 «Университет — ПО им.Чапаева» имеет путь следования:

Прямое: ул.Университетская – пр-т Максима Горького – ул.Гузовского – пр-т Н.Никольского – ул.Энтузиастов – ул.Чернышевского – ул.Гражданская.

Обратное: ул.Гражданская - ул.Чернышевского - ул.Энтузиастов – ул. Зои Космодемьянской - пр-т Н.Никольского - ул.Гузовского - пр-т Максима Горького - ул.Университетская.

Остановочные пункты:

Прямое: Университет - бульвар Юности - Клиника «Северная» - Магазин «Акатуй» - ул. Ахазова - ул. Лебедева - ул. Эльгера - Сквер М.Горького - Магазин «Природа» - Роща - Берендеевский лес - Протопопиха - ул. О. Кошевого - ул. Грасиса - ул. Эльменя - Институт культуры - ДК «Салют» - Хлебозавод - Лицей №4 - ул. Фруктовая - ДК «Ровесник» - ул. Коллективная - Завод им. В.И. Чапаева

Обратное: Завод им. В.И. Чапаева - ДК «Ровесник» - ул. Фруктовая - Лицей №4 - ул. Чернышевского - ДК «Салют» - Институт культуры - ул. Эльменя - ул. Грасиса - ул. О. Кошевого – ул. Гражданская - Протопопиха - Роща - Магазин «Чебоксарец» - Магазин «Природа» - Кооперативный институт - ул. Эльгера – ул. Лебедева - ул. Ахазова - Клиника «Северная» - бульвар Юности - ул. Мичмана Павлова – Университет. Протяженность маршрута составляет 22,1 км. Количество транспортных средств на маршруте - не менее 6 ед. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единицы.

На каждое транспортное средство заявителя, используемое на маршруте, выданы соответствующие карты маршрута регулярных перевозок

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по адресу:http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/perevozka-passazhirov-i-bagazha-legkovim-taksi/reestr-vidannih-razreshenij-na-osuschestvlenie-dey Индивидуальному предпринимателю Аланговой Ларисе Ниловне выдано разрешение №4841 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси автомобилем марки ГАЗ 2217 с ГРЗ №А955ОУ777RUS сроком действия с 19.02.2019 по 19.02.2024, а также разрешение №5820 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси автомобилем марки "..." сроком действия с 09.12.2019 по 09.12.2024.

Индивидуальному предпринимателю Мандык Александру Юрьевичу выдано разрешение №4875 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси автомобилем "..." сроком действия с 18.03.2019 по 18.03.2024.

Таким образом, заявитель и индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа, имеющую различные правовые основания для осуществления таких перевозок.

Между тем согласно информации о движении транспортных средств в соответствии с системой «Поток Плюс», представленной администрацией г.Чебоксары, в том числе по запросу МУП «ЧТУ» (письма от 14.09.2020 №14324, от 08.02.2021 №1694, от 03.03.2021 №2603, от 02.04.2021 №4449, от 17.05.2021 №8017, от 20.05.2021 №8018, от 11.06.2021 №9893, от 13.07.2021 №11949), в период с 01.08.2020 по 02.09.2020, с 01.12.2020 по 18.01.2021, с 01.02.2021 по 02.02.2021, с 01.03.2021 по 15.03.2021, с 01.02.2021 по 30.06.2021 транспортные средства с государственными регистрационными знаками "..." осуществляли ежедневные регулярные пассажирские перевозки по маршруту, следующему по маршруту движения троллейбуса №22, с осуществлением посадки и высадки пассажиров в остановочных пунктах, предусмотренных в троллейбусном маршруте №22.

Данные о движении транспортных средств из системы «Поток «Плюс» свидетельствуют о регулярности прохождения указанными транспортными средствами рубежей контроля автоматических стационарных технических средств, имеющих функции фото фиксации, установленных в городе Чебоксары по ходу движения троллейбуса по маршруту №22.

То есть, маршрут движения транспортных средств, с использованием которых предпринимателям разрешено осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Чувашской Республики, регулярно дублирует троллейбусный маршрут № 22 в г.Чебоксары.

При этом ИП Мандык А.Ю. и ИП Алангова Л.Н. разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок по маршруту «Университет — ПО им.Чапаева» не получали и в торгах на получение такого права не участвовали.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", действовавшим до 31.12.2020, и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, с началом действия с 01.01.2021.

Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

В соответствии со статьей 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №220-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ муниципальный маршрут определяется как маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района. В силу части 1 статьи 11 Федерального закона №220 муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа. Согласно статье 12 Федерального закона №220 муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 1 1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 1 1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ).

В силу части 2 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно статье 19 Федерального закона №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, Федеральный закон № 220-ФЗ определил основные способы участия субъектов предпринимательской деятельности в организации регулярных перевозок пассажиров. Право осуществления регулярных перевозок как по регулируемым тарифам, так и по нерегулируемым тарифам приобретается исключительно посредством проведения конкурсных процедур.

Вместе с тем статьей 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Фрахтователем является физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщиком - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (пункты 21 и 22 статьи 2 Закона № 259-ФЗ).

Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров. В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (действовали до 31.12.2020), "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования; «транспортное средство категории "M1"» - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.

Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, и действующим с 01.01.2021, "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации, который ведется на бумажном носителе или в электронной форме, путем внесения в него следующей информации:

а) номер заказа;

б) дата и время принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси и место окончания перевозки;

д) номер разрешения фрахтовщика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

е) государственный регистрационный номер, марка легкового такси, фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

ж) планируемое и фактическое время подачи легкового такси и окончания перевозки;

з) способ направления заказа и номер телефона фрахтователя, если заказ поступил посредством его применения;

и) дополнительные требования заказчика к классу легкового такси, обеспечению наличия детского удерживающего устройства для каждого из детей, возможности перевозки инвалида и его кресла-коляски.

Пунктами 82, 84 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, установлено, что фрахтовщик обязан:

а) хранить сведения, содержащиеся в журнале регистрации перевозчика, не менее 6 месяцев;

б) сообщать номер принятого к исполнению заказа лицу, осуществившему заказ, наименование перевозчика, размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения, исполнение дополнительных требований к перевозке, планируемое время прибытия легкового такси;

в) по прибытии легкового такси сообщать лицу, осуществившему заказ, местонахождение, государственный регистрационный номер, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя, фактическое время прибытия легкового такси;

г) выдать фрахтователю, в том числе в форме электронного документа, кассовый чек или чек, сформированный в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", подтверждающие оплату пользования легковым такси.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем.

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе. (статья 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).

Таким образом, получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеет заявительный порядок, а не конкурентный, как получение права осуществления регулярных пассажирских перевозок по определенному маршруту.

В связи с изложенным, установленный законодательством порядок получения права на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси и порядок получения права на осуществление деятельности по регулярной перевозке пассажиров отличаются.

В данном случае деятельность ответчиков не подпадает под определение договора фрахтования и, соответственно, не регулируется приведенными выше нормами права, поскольку систематическое осуществление деятельности по перевозке пассажиров по одному и тому же маршруту, являющемуся регулярным, регламентируется Федеральным законом № 220-ФЗ.

Материалами дела подтверждается факт систематического осуществления ИП Мандык А.Ю. и ИП Аланговой Л.Н. пассажирских перевозок пассажиров по маршруту «Университет — ПО им.Чапаева», дублирующему муниципальный маршрут № 22, при этом посадка и высадка пассажиров производится на муниципальных остановках общественного транспорта по маршруту следования троллейбуса №22.

Таким образом, ИП Мандык А.Ю. и ИП Алангова Л.Н. под видом перевозок легковым такси фактически организовали и осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту, схожему с троллейбусным маршрутом №22, так как данные перевозки осуществляются по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок; по установленным пунктам отправки; из соответствующих остановочных пунктов.

Между тем отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяется также самим пассажиром.

Осуществляемая предпринимателями деятельность по регулярной перевозке пассажиров по маршруту, дублирующему троллейбусный маршрут №22, не содержит в себе признаков, характерных для перевозки пассажиров легковым такси. Маршрут движения и время отправления определяется не пассажирами, а перевозчиком, при этом перевозке подлежат все желающие граждане, находящиеся па остановках общественного транспорта, продажа билетов осуществляется неопределенному кругу лиц.

Автомобильный маршрут, по которому осуществляют пассажирские перевозки ИП Алангова Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. не включен в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Чебоксары. ИП Алангова Л.Н. и ИП Мандык А.Ю. разрешительных документов на осуществление регулярных пассажирских перевозок не имеют. Разрешение на осуществление деятельности но перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Чувашской Республики не предоставляет им право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по регулярному троллейбусному маршруту, действующему на территории города Чебоксары.

Такие действия предпринимателей направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности в обход процедуры, предусмотренной законодательством для получения права осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования г.Чебоксары, поскольку в результате указанных действий осуществляется перераспределение покупательского спроса на товарном рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту №22 на территории г.Чебоксары Чувашской Республики от перевозчика, получившего такое право в установленном законодательством порядке.

Согласно краткому отчету (обзору) по анализу состояния конкуренции на товарном рынке, в котором действуют хозяйствующие субъекты МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» (ИНН 2126000651) и Индивидуальные предприниматели Алангова Лариса Ниловна (ИНН 212901447689), Мандык Александр Юрьевич (ИНН 212809684600), утвержденному 19.07.2020, по результатам проведенного анализа за период с 10.07.2020 по 30.06.2021, установлено, что ввиду осуществления предпринимателями регулярных перевозок пассажиров и багажа по пути следования муниципального маршрута №22 с посадкой и высадкой пассажиров в остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута №22, заявитель и ответчики осуществляют деятельность в одном сегменте товарного рынка – рынка регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту №22 на территории города Чебоксары Чувашской Республики и являются конкурентами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению убытков или нанесения вреда деловой репутации предполагается и непосредственных доказательств причинения ущерба не требуется.

Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при этом при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Таким образом, можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией:

1) юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка;

2) действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;

3) своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующее нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;

4) конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем рынке по отношению к конкурентам.

Таким образом, если в действиях хозяйствующего субъекта по отношению к другому хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) прослеживаются все названные четыре признака, есть основания считать такие действия недобросовестной конкуренцией. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как недобросовестную конкуренцию, что ограничит сферу действия Закона о защите конкуренции.

Одним из признаков недобросовестной конкуренции является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту - конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент и (или) в ущербе его деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий и доказательства причинения реального вреда не требуется. При недобросовестной конкуренции путем нарушения норм антимонопольного законодательства создаются условия, способствующие перераспределению спроса - приобретению потребителей одними хозяйствующими субъектами и потере их другими хозяйствующими субъектами. Нарушение прав хозяйствующего субъекта - конкурента придает таким потерям статус упущенной выгоды.

Таким образом, функционирование неучтенного маршрута в городе Чебоксары приводит к перераспределению пассажиропотока, изменению экономических показателей маршрута и, как следствие, причинению убытков хозяйствующему субъекту, деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции. К актам недобросовестной конкуренции, запрещенным положениями указанной главы, помимо прямо перечисленных в ней, могут быть отнесены любые иные формы недобросовестной конкуренции, наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Федерального закона №135- ФЗ (статья 14.8 Закона о защите конкуренции).

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ИП Аланговой Л.Н. и ИП Мандык А.Ю., выразившихся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки по которому осуществляются МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» на основании полученных по результатам соответствующего конкурса разрешительных документов, всех вышеизложенных квалифицирующих признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ответчиков - Индивидуального предпринимателя Аланговой Ларисы Ниловны (ИНН 212901447689) и Индивидуального предпринимателя Мандык Александра Юрьевича (ИНН 212809684600) по осуществлению под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой движения муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки пассажиров по которому осуществляет МУП«Чебоксарское троллейбусное управление», являются действиями, направленными на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, то есть нарушают требования статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Перед окончанием рассмотрения дела Комиссией в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела от 23.07.2021.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Чувашского УФАС России письменных пояснений ответчиков в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не поступило.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела Комиссия приходит к окончательному выводу о том, что действия ответчиков - Индивидуального предпринимателя Аланговой Ларисы Ниловны (ИНН 212901447689) и Индивидуального предпринимателя Мандык Александра Юрьевича (ИНН 212809684600) по осуществлению под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой движения муниципального маршрута регулярных перевозок №22, перевозки пассажиров по которому осуществляет МУП«Чебоксарское троллейбусное управление», содержат все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции и соответственно нарушают статью 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Согласно статье 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с тем, что на момент вынесения настоящего решения ответчиками продолжаются действия по осуществлению под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой движения муниципального маршрута регулярных перевозок №22, Комиссии считает необходимым выдать ответчикам предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Индивидуальных предпринимателей Аланговой Ларисы Ниловны (ИНН 212901447689) и Мандык Александра Юрьевича (ИНН 212809684600), выразившихся в осуществлении под видом легкового такси регулярных пассажирских перевозок по маршруту, совпадающему со схемой муниципального маршрута регулярных перевозок №22, нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать Индивидуальным предпринимателям Аланговой Ларисе Ниловне (ИНН 212901447689) и Мандык Александру Юрьевичу (ИНН 212809684600) предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии: "..."

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

2021-6312

 

 

Связанные организации

Администрация г. Чебоксары
ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037
Минтранс Чувашии
ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашское транспортное управление» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2126000651, ОГРН 1022101139268