Решение №НВ/7563/23 Решение по жалобе ООО "Стройсвет" от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3-1004/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Стройсвет» (далее – ООО «Стройсвет», Заявитель) — "..."

заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Премиум Строй 21» (далее – ООО «Премиум Строй 21», Заявитель) — "..."

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Стройсвет» на действия комиссии заказчика — автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики и организатора закупок - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт спальных корпусов № 3 и № 4 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Сосновка, кв-л Росинка (изв. 32312865245),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 30.11.2023 поступила жалоба ООО «Стройсвет» (вх. № 10213-ЭП/23) на действия комиссии заказчика — автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики и организатора закупок - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт спальных корпусов № 3 и № 4 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Сосновка, кв-л Росинка (изв. 32312865245).

В жалобе ООО «Стройсвет» указывает следующее:

- в соответствии с протоколом рассмотрения заявок заявка ООО «Стройсвет» была отклонена, поскольку проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке. При этом комиссия не имела права отклонять заявку, и баллы должны были пересчитаться из опыта ООО «Стройсвет», т. е. на основании документов только ООО «Стройсвет»;

- согласно условиям закупки срок выполнения работ установлен с даты заключения договора по 31.12.2023. При этом лимиты бюджетных обязательств на вышеуказанный объект доведены лишь на 2023 год, т. е. после 31.12.2023 заказчик не сможет оплатить выполненные работы;

- срок, который будет предоставлен подрядчику для выполнения работ, не достаточен для выполнения объема, предусмотренного закупкой.

При рассмотрении жалобы представитель ООО «СтройСвет» поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.

Представители Заказчика, Организатора закупки, ООО «Премиум Строй 21» просили признать жалобу необоснованной.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, утвержденным наблюдательным советом автономного Учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, Протокол № 8 от «24» июля 2023 г. (далее — Положение о закупке).

Заказчиком 17.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. (далее - ЕИС) размещено извещение № 32312865245 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по капитальному ремонту спальных корпусов № 3 и № 4 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Сосновка, кв-л Росинка, с начальной (максимальной) ценой договора 70 190 240,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 32312865245 от 29.11.2023 заявка ООО «Стройсвет» отклонена с указанием следующего:

«На основании ч. 10 ст. 3.2 Федерального закона 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ и Положением о закупке заказчика. Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению.

На основании подп. 2 п. 1.10.1 Положения о закупке заказчика и подп. 2 п. 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Документации о конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - документация о проведении конкурса в электронной форме) в нарушение под. 2 п. 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Документации о проведении конкурса в электронной форме, участник закупки представил коллективную заявку (соглашение о создании консорциума от 23.10.2023 (коллективное участие в закупке)).

Статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке».

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в пункте 5.1. Раздела 1. «Информационная карта» указано следующее:

«Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Участниками такой закупки могут быть только субъекты малого или среднего предпринимательства и самозанятые.

Участник закупки должен являться субъектом малого или среднего предпринимательства либо физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанная правовая норма предусматривает возможность множественности лиц в обязательстве, устанавливая, что участником закупки может быть несколько юридических и (или) физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, и является общей по отношению к тем положениям Закона о закупках, которые регулируют порядок осуществления отдельных видов закупок, в том числе закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (специальные нормы).

Статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение).

Согласно пункту 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, часть 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках предусматривает исчерпывающий перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием СМСП.

Статья 3.4 Закона о закупках не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием СМСП несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, участниками данной закупки не могут являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона.

В соответствии письмом Министерство финансов Российской Федерации от 20.06.2023 № 24-07-09/56775, проведение конкурентной закупки с участием СМСП не предполагает коллективное участие СМСП в такой закупке.

В своем письме от 22.06.2023 № 28/48914/23 ФАС России поддерживает позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 20.06.2023 № 24-07-09/56775.

Таким образом, ООО «Стройсвет» обоснованно отказано в допуске к участию в закупке.

Конкурсная комиссия не обладает полномочиями допускать к участию в закупке участника, заявка полностью или частично не соответствует требованиям документации.

При этом согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом в своей жалобе Заявитель фактически обжалует также положения закупочной документации. Однако, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2019 N МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.Жалоба же Заявителем направлена в Чувашское УФАС России за пределами срока окончания подачи заявок, установленного в извещении.

В связи с изложенным Чувашское УФАС России доводы жалобы на положения документации оставляет без рассмотрения.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия не находит достаточных оснований для признания жалобы ООО «Стройсвет» обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Стройсвет» необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания заказчику и организатору закупки.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройсвет» на действия комиссии заказчика — автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики и организатора закупок - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт спальных корпусов № 3 и № 4 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Сосновка, кв-л Росинка (изв. 32312865245) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2023-8683

 

 

Связанные организации

АО "ТЭК-ТОРГ"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО "Стройсвет"
ИНН 2124041268, ОГРН 1152124001556
Автономное учреждение Чувашской Республики "Физкультурно-оздоровительный центр "Росинка" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики
ИНН 2127011110, ОГРН 1022100984498
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490