Решение №НВ/6770/21 Решения № 021/06/64-988/2021 от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы "..."

 

Дело № 021/06/64-988/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии от заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."

в отсутствие представителей от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, заявителя – "...",

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу "..." на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0115200001121001881), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 24.09.2021 обратился "..." с жалобой на положения аукционной документации заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0115200001121001881) (далее – Электронный аукцион).

Из жалобы следует, что аукционная документация заказчика и уполномоченного органа не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в связи с тем, что Заказчиком необоснованно не применено Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 878), поскольку аукционная документация не содержит разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданного в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводом жалобы не согласились, считают, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

17.09.2021 уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001121001881 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 52 000 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что пунктом 7.1 Информационный карты аукционной документации установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановлением № 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), содержащий в том числе товары с кодом ОКПД2 «26.60.11.113» - аппараты рентгенографические.

Пунктом 4 Постановления N 878 предусмотрено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 5 Постановления N 878).

Таким образом, возможность установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с требованиями Постановления № 878, зависит, в том числе, от наличия необходимой Заказчику продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции и для реализации права не устанавливать данные ограничения, Заказчик обязан сопоставить, установленные им характеристики такой продукции с характеристиками продукции, включенной в реестр.

Следовательно, до решения вопроса о применении Постановления № 878, заказчик должен иметь представление о необходимом ему объекте закупки, его функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристиках, учитывая, что при наличии необходимой заказчику продукции в каталоге, такие характеристики должны соответствовать указанным в каталоге.

Таким образом, Заказчик вправе не устанавливать данное ограничение, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Представителем Заказчика пояснено, что потребности Заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу специфики своей деятельности, не могут свидетельствовать о нарушении положений Закона о контрактной системе, поскольку при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам приобретаемых товаров Заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми медицинскими товарами, товарами медицинского назначения для оказания качественной медицинской помощи гражданам.

Кроме того, в ходе подготовки технического задания Заказчиком осуществлен анализ характеристик различных производителей, осуществляющих производство на территории России комплексов рентгеновских и получены коммерческие предложения от трех производителей.

Таким образом, Заказчику к поставке необходим товар, характеристики которого в полной мере обозначены в техническом задании и необходимы для качественного, своевременного и безопасного оказания медицинской помощи.

Комиссией установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки использован национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56311-2014, содержащий основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок на комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые, предназначенные для общей диагностики и устанавливающий общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования.

Согласно ГОСТ Р 56311-2014 Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные (опционные) требования отражающие специфику применения цифрового рентгеновского аппарата с учетом конкретных потребностей и особенностей лечебно-профилактического учреждения.

Заказчику необходимо иметь в составе аппарата цифровой приемник рентгеновского изображения, без которого невозможно получение цифровых изображений молочных желез, обладающих достаточным диагностическим качеством, с более высоким пространственным разрешением в сравнении с аналоговыми снимками, с минимальным пространственным разрешением не менее 10 пар линий/мм. Указанное пространственное разрешение позволяет получать не только снимки достаточного диагностического качества, но и способствует точной диагностике наличия микрокальцинатов молочных желез (что может являться одним из признаков злокачественного новообразования молочных желез, для своевременного его выявления на ранних стадиях).

Также отсутствует описание рентгеновского питающего устройства, рентгеновского излучателя, являющихся неотъемлемыми составляющими любого источника ионизирующего излучения (рентгеновского аппарата), в том числе маммографа.

Заказчику необходимо иметь в составе аппарата автоматизированное рабочее место не только врача-рентгенолога с расширенным программным обеспечением, но и автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта, с наличием системного блока, жидкокристаллическим монитором и специализирированным пакетом программного обеспечения, без которого отсутствует возможность управления цифровым маммографическим рентгеновским аппаратом и его компонентами.

Наряду с этим, Заказчику необходимо иметь в составе аппарата ряд комплектующих таких как лазерный медицинский принтер, медицинский принтер для получения твердых копий диагностических изображений и пр.

Все эти описания важных технических характеристик влияют на функционал, срок эксплуатации и соответственно на стоимость оборудования.

Кроме т ого, представителем Заказчика пояснено, что в целях исполнения пункта 5 Постановления № 878 Заказчиком направлен запрос от 07.09.2021 № 1817 в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о разъяснении порядка проведения закупки медицинского оборудования.

В ответ получено письмо от 22.09.2021 г. № 81061/11, согласно которому, ввиду отсутствия до настоящего времени утвержденного порядка выдачи разрешения на закупку товара, получение разрешения Минпромторга России на закупку медицинского оборудования не требуется при условии применения в документации о закупке требований по национальному режиму в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что необходимое к поставке медицинское изделие отсутствует в реестре российской радиоэлектронной продукции, Заказчиком обоснованно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 878.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требования Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу "..." необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "..." на положения аукционной документации заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0115200001121001881) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2021-7840

 

 

Связанные организации

Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
ИНН 2128054518, ОГРН 1042128010660
Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2130097614, ОГРН 1122130000090