Решение №04-06/7580 Решение №189-АМЗ-2011 - ОАО "Водоканал" от 1 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04/06-7580

от 18.11.2011

РЕШЕНИЕ

Дело № 189-АМЗ-2011  

18 ноября 2011г.                                                                          г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.11.2011г.

 Решение изготовлено в полном объеме 18.11.2011г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Гаврилов А.А.-       заместитель   руководителя   Управления   Федеральной 

                              антимонопольной службы по Чувашской Республике –   Чувашии;

Члены Комиссии:

Железина Л.А -    заместитель начальника отдела товарных рынков;

Гадилова А.Р. -     старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков.

в присутствии:

от заявителя – ООО  фирма «Старко»: Морозов Александр Вениаминович – финансовый директор (доверенность б/н от 15.10.2011г.),

от ответчика – ОАО «Водоканал»: Майков Иван Владимирович- начальник юридического отдела (доверенность от 27.12.2010 № 2954/30), Климова Елена Леонидовна – юрисконсульт (доверенность №2416/30 от 19.10.2011г.),

рассмотрев дело № 189-АМЗ-2011 по признакам нарушения ОАО «Водоканал» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России  09.09.2011г. обратилось ООО «Старко» с заявлением на действия ОАО "Водоканал" по навязыванию невыгодных условий оплаты за подключение объекта строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Базарная, д. 10) мкр. 1 «А» «Грязевская стрелка» к городским системам водоснабжения и водоотведения в договоре на подключение объекта капитального строительства № 1 от 05.05.2011г.

Заявитель сообщает, что во исполнение выданных МУП «Водоканал» технических условий на проектирование систем водоснабжения и канализации № 8123/17, ООО «Старко» самостоятельно и за свой счет выполнило работы по созданию систем коммунальной инфраструктуры за границей земельного участка, а также  подготовило эти сети для подключения объекта поз. 23 к городским системам водоснабжения и водоотведения.

Вышеперечисленные выполненные работы в силу норм Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360, по мнению заявителя, обязано было выполнить ОАО «Водоканал». Наряду с этими работами, связанными с увеличением пропускной способности и строительством новых сетей до границ сетей ОАО «Водоканал», в направленном договоре №1 на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям от 05.05.2011г., Общество определило еще плату за подключение к свои сетям водоснабжения и водоотведения в размере 2619109,87 руб., в т.ч. 1132746,78 руб. к системе водоснабжения и 1486363,09руб.  к системе канализации.

По мнению заявителя, ОАО «Водоканал» неправомерно включило в договор № 1 от 05.05.2011г. на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям плату, поскольку никаких работ по пропускной способности и увеличению мощности ОАО «Водоканал» не выполняло.

Порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод определяют Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360 (далее - Правила № 360). 

В соответствии с пунктом 5 Правил № 360, договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных Правилами.

В пункте 2 Правил № 360 определено, что по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида (пункт 4 Правил №360).

Таким образом, в силу требований Правил № 360 ОАО «Водоканал» должно подготовить свои системы водоснабжения для подачи объекту капитального строительства запрашиваемого объема энергетического ресурса и обеспечить подачу на объект капитального строительства (многоквартирный жилой дом) через свои сети инженерно-технического обеспечения запрашиваемого объема воды: объема холодной воды, а также отведение от объекта сточных вод: вод от холодного и горячего водоснабжения.

Пункт 14 Правил № 360,  предусматривает следующие условия:

1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении (далее – инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее – тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки – для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;

2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;

3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

С учетом заявленного ООО «Старко» о выполнении им в полном объеме работ по подготовке объекта строительства для подключения к системам водоснабжения и водоотведения и отсутствием необходимости ОАО «Водоканал» выполнения какого-либо вида работ для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения и осуществления мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение в силу п/п 3 пункта 14 Правил № 360 не должна взиматься.

В указанном случае, определение ОАО «Водоканал» в договоре платы за подключение к системе водоснабжения и водоотведения, заявитель считает необоснованным.

ОАО «Водоканал»  с заявленным не согласилось, сообщив, что в данном микрорайоне в соответствии с законодательством, Инвестиционной программой и техническими условиями необходимо построить крупные сети. В технических условиях ОАО «Водоканал» указало, какие водоводы необходимо построить. Построить сети, которые указаны в Инвестиционной программе и в выданных технических условиях необходимо, т.к. без этих сетей развитие данного микрорайона невозможно. Имеющиеся на сегодняшний день сети ОАО «Водоканал» не выдержат нагрузки. Данные сети будут построены за счет денежных средств, полученных из тарифа на подключение или тарифа на водоотведение, в зависимости от осуществляемой деятельности.

В соответствии с утвержденной Инвестиционной программой и  действующими правилами, должен заключаться договор на подключение к сетям инженерной инфраструктуры.

Договор на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям ОАО «Водоканал» направило ООО «Фирма «Старко» законно. Утвержденной инвестиционной программой предусмотрено строительство сетей для этого микрорайона и предусмотрена плата за подключения объекта капительного строительства к сетям ОАО «Водоканал»,  строительство сетей разбито по годам. ОАО «Водоканал» необходимо время для аккумулирования денежных средств, чтобы  начать строительство сетей.

В связи с тем, что ООО «Фирма «Старко» действительно построило сети за пределами земельного участка,  ОАО «Водоканал» произведет перерасчет денежных средств. ОАО «Водоканал» как бы по договору строительного подряда рассчитается с ООО «Фирма «Старко», поэтому никакой двойной оплаты не будет.

В Инвестиционной программе предусмотрено строительство сетей по годам и ОАО «Водоканал» ежегодно должно отчитываться перед администрацией г. Чебоксары, городским Собранием депутатов г. Чебоксары и Государственной службой по конкурентной политике и тарифам по выполнению этой программы.     

          В заседании Комиссии представитель ООО «Фирма «Старко» не согласился с приведенными доводами ОАО «Водоканал» пояснив, что  пунктом 7 Правил определения и предоставления технических подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 определено, что в случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.

Органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг. Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.

С учетом данной нормы права ООО «Фирма «Старко» указывает на то, что в 2005году Инвестиционной программы для ОАО «Водоканал» не было, поэтому считает, что если обществу предоставлено 55 га земли под комплексную застройку, то построенные сети должны передаваться безвозмездно городу, а город впоследствии должен распорядиться данными сетями, тем самым, пополняя муниципальную казну. ООО «Фирма «Старко» должно комплексно развивать не только жилую часть микрорайона, но и инфраструктуру. В связи с данным обстоятельством, представителем ООО «Фирма «Старко» заявлено ходатайство о привлечении к рассмотрению дела представителей Администрации г. Чебоксары.

Заявленное ходатайство Комиссией Чувашского УФАС России удовлетворено.

Из представленных в материалы дела документов Комиссией Чувашского УФАС России  установлено следующее.

ОАО «Водоканал» по услугам водоснабжения и канализации приказом Чувашского УФАС России от 24.07.2009г. № 84 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющихся на рынке определенного товара долю более 35%, то есть данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на указанных рынках услуг.

Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов лиц, в том числе действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него и экономически необоснованных.

Техническими условиями  на проектирование водоснабжения и канализации № 5247/17 мкр. 1 «Грязевская стрелка» ООО «Фирма «Старко» предлагалось:

для осуществления водоснабжения  выполнить сети до существующего водовода диаметром 600 мм, проходящего по ул. Ярославская, в районе ул. К. Воробьевых, и водопровода диаметром 300 мм, проходящего по ул. Энгельса в районе ул. Харьковская, с кольцеванием их водопроводом диаметром 300 мм по ул. Энгельса - ул. Ярославская;

для осуществления водоотведения выполнить сети к существующему коллектору диаметром 500 мм, проходящему по ул. Ярославская и коллектору №6 , при условии перекладки его с увеличением  диаметра до 600мм на участке от ранее переложенного участка по ул. Пионерская до точки подключения проектируемого микрорайона. Кроме того предлагалось выполнить строительство сетей в застраиваемом районе

 Из указанных предложений, обозначивших место присоединение к городским водопроводным и канализационным сетям следует, что выполнение работ по строительству водопроводных и канализационных сетей выходит за пределы отведенной ООО «Фирма «Старко» территории для застраивания.

Согласно пункту 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктом 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из справки от 31.12.2010г. № 3007/19  о  выполнении технических условий следует, что ООО «Фирма «Старко» выполнило предложенное.

При этом в договоре на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям  от 05.05.2011г.  № 1 предусмотрено, что  ОАО «Водоканал» как исполнитель обязуется выполнить строительство водопровода от точки подключения Объекта на границе земельного участка до существующей водопроводной сети, проходящей по ул. Базарная (п. 2.1.5 Инвестиционной программы ОАО «Водоканал», утвержденной в установленном порядке на соответствующий период) и строительство канализации от точки подключения объекта на границе земельного участка до существующей канализационной сети (п. 2.2.5 Инвестиционной программы ОАО «Водоканал», утвержденной в установленном порядке на соответствующий период). Пунктами 3.1, 3.2 указанного договора ОАО «Водоканал» определило плату за технологическое присоединение.

Исходя из правового смысла Правил № 360,  данная плата должна компенсировать затраты исполнителя за осуществленные мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности водопроводной и канализационной сетей ОАО «Водоканал».

В связи с тем, что ООО «Фирма «Старко» уже выполнило строительство  новых сетей за пределами границ земельного участка, отведенного для строительства,  ОАО «Водоканал» не требуется выполнение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности водопроводной и канализационной сетей, соответственно и плата, определенная пунктами 3.1, 3.2 договора на подключение объекта капительного строительства к водопроводным и канализационным сетям не должна взиматься.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Водоканал» представило Комиссии Чувашского УФАС России письмо от 02.11.2011г. №2548/30, в котором сообщает об отзыве договора на подключение объекта капительного строительства к водопроводным и канализационным сетям от 05.05.2011г. №1, что свидетельствует об отсутствии обязательств сторон и просит производство по делу №  189-АМЗ- 2011 прекратить.

 Учитывая обстоятельства устранения нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Водоканал» до рассмотрения дела по существу, Комиссия руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Производство по делу  № 189-АМЗ-2011, возбужденное в отношениии ОАО «Водоканал»» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                А.А. Гаврилов

Члены комиссии:                                                                            Л.А.Железина

                                                                                                        А.Р. Гадилова                                                                                                  

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны