Решение №СИ/2399/21 Жалоба признана обоснованной в части. от 13 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-299/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:

«…»

В присутствии представителя от заказчика – некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике», «…»,

заявителя –общества с ограниченной ответственностью «Стройтрест» «…»

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтрест» (далее – ООО «Стройтрест», Заявитель, Общества) на действия Заказчика - некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» (далее- НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике», Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603 (№ 32110072657), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 31.03.2021 и 05.04.2020 обратилось ООО «Стройтрест» с жалобой на действия Заказчика - НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603 (далее – открытый конкурс).

Из жалобы следует, что действия Заказчика при проведении запроса предложений нарушают действующее законодательство, а именно:

-Основания для отклонения заявки ООО «Стройтрест» Закупочной комиссией Заказчика отсутствовали,

- В протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 4538831 от 29.03.20210 при отклонении Заявки ООО «Стройтрест» имеется ссылка на не вступивший в законную силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2020 № 810/пр "Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201-15-1 — 201-15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",

- Заказчиком, не исполнено уведомление Чувашского УФАС России от 31.03.2021 и объявлена новая процедура по спорной закупке, при незавершенной процедуре и при отсутствии решения по жалобе.

Представитель Заявителя на заседание комиссии доводы жалобы поддержал, просил признать жалобу обоснованной, Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса предложений не признали, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению.

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике», утвержденный советом директоров АО «Дорэкс» (протокол № 4 от 18.08.2020) (далее - Положение).

Заказчиком – НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» 11.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110072657 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 62 677 200,00 руб.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса регламентируется Разделом 7 Положения.

В части 22 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 21 Положения Открытый конкурс – это форма торгов при которой:

1) информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, документации об открытом конкурсе, проекте договора, доступных неограниченному кругу лиц;

2) победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, заявка на участие в конкурсе которого соответствует требованиям, установленным документацией об открытом конкурсе, и заявка которого, по результатам сопоставления заявок на основании указанных в документации об открытом конкурсе критериев оценки содержит лучшие условия договора.

По доводу о том, что основания для отклонения заявки ООО «Стройтрест» Закупочной комиссией Заказчика отсутствовали, комиссия установила следующее.

Частью 13 статьи 4 Закона о закупках, предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 14 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано: порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Положения при проведении конкурентной закупки, Заказчиком, организатором закупки могут быть также установлены дополнительные требования к участникам закупки:

1) наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг, опыта выполнения соответствующих работ в зависимости от специфики предмета закупки.

В силу части 4 статьи 10 Положения при установлении дополнительных требований к участникам закупки запрещается устанавливать требования, которые имеют признаки ограничения конкуренции и могут привести к сокращению количества участников закупки.

Заказчик не вправе предъявлять к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции и условиям исполнения договора требования, которые не указаны в закупочной документации, а также не вправе осуществлять оценку и сопоставление заявок участников процедуры закупки по критериям и в порядке, не предусмотренным закупочной документацией (часть 6 статьи 10 Положения).

На основании части 1 статьи 24 Положения комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и осуществляет проверку соответствия участников процедуры закупки, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), указанных в заявке участника требованиям, установленным настоящим Положением и конкурсной документацией, если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в конкурсной документации.

Комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случае, наличия недостоверных сведений в составе заявки (часть 4 статьи 24 Положения).

Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (итоговый протокол), в котором должны содержаться сведения, предусмотренные частью 5 статьи 13 настоящего Положения ( часть 9 статьи 24 Положения).

В подпункте 13 пункта 13 Конкурсной документации на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603 (№ 32110072657) (далее – Документация), указано, что к заявке на участие в закупке прикладываются сведения и (или) копии документов, в том числе представляемые для оценки заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями о предоставлении документов, установленных в Приложении 1 к конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание, значимость и порядок оценки».

В пункте 2 Приложения № 1 к конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание, значимость и порядок оценки» указано, что в подтверждение опыта в составе заявки на участие Участник предоставляет следующие документы:

- копия контракта/ договора;

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта/договора и полное исполнение обязательств по данному контракту/договору (например, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14/КС-11 (в случае, если необходимость подписания такого акта предусмотрена условиями договора); иной акт, подтверждающий стоимость исполненного контракта/договора, или совокупность актов, подтверждающих общую стоимость выполненных по контракту/договору работ (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, в том числе копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. Предоставление копии разрешения (акта) на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) является обязательным и его отсутствие считается основанием не подтверждения документального исполнения контракта (договора ), (т.е. если не приложены акты сдачи-приемки работ, акты ввода в эксплуатацию) и не учитываются при оценке.

Непредоставление документов по критерию № 1, № 2 не является основанием для недопуска к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 4538831 от 29.03.2021 заявка ООО «Стройтрест» отклонена Закупочной комиссией Заказчика как несоответствующая требованиям законодательства и конкурсной документации. При этом, в протоколе также указано, что «В составе заявки приложен лишь перечень договоров на выполненные работы. Копии документов отсутствуют. Таким образом, доказательств того, что ООО «Стройтрест» самостоятельно осуществляло строительство, не представлено. Из выше указанного следует, что названные документы не свидетельствуют ни о наличии опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, ни о наличии опыта исполнения контрактов (договоров)».

Комиссия Чувашского УФАС России, проанализировав заявку ООО «Стройтрест» пришла к выводу о наличии в ней, трех договоров, подтверждающих опыт, а также документы подтверждающие исполнение данных договоров.

На заседании комиссии, представитель Заказчика пояснил, что заявка ООО» Стройтрест» была отклонена Закупочной комиссией заказчика на основании части 4 статьи 24 Положения, в связи с тем, что Обществом были предоставлены недостоверные сведения по исполненным договорам.

Однако, как указывалось ранее, согласно Протоколу от 29.03.2021 Общество не представило документы подтверждающие наличие опыта исполнения контрактов. При, этом в соответствии Документацией непредоставление документов по критерию № 1, № 2 не является основанием для недопуска к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

На основании изложенного, комиссия приходит к выводу об отсутствии у Закупочной комиссии оснований отклонения заявки ООО «Стройстрест» по причине непредставления документов, подтверждающие наличие опыта исполнения контрактов,

Таким образом, комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя, а в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

По доводу заявителя о том, что в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 4538831 от 29.03.2021 при отклонении Заявки ООО «Стройтрест» имеется ссылка на не вступивший в законную силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2020 № 810/пр "Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201-15-1 — 201-15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр), комиссией установлено следующее.

Как указывалось ранее, Заказчиком – НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» 11.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110072657 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603.

Согласно статье 3 Приказа Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр 3 настоящий приказ вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования и применяется к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо приглашения принять участие в которых направлены после его вступления в силу.

Из вышеуказанного пункта следует, что Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. Установлено, что данный документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 28.12.2020 и применяется к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) после 29.03.2021.

На основании изложенного, комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, о том, что Закупочной комиссией при отклонении Заявки ООО «Стройтрест» использовался документ, не подлежащий применению, для закупки, извещение по которой размещено в Единой информационной системе до 29.03.2021.

Таким образом, комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя, а в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком, не исполнено уведомление Чувашского УФАС России от 31.03.2021 и объявлена новая процедура по спорной закупке, при незавершенной процедуре и при отсутствии решения по жалобе, комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.

Как указывалось ранее, 31.03.2021 Общество направило в Чувашские УФАС России жалобу на действия Закупочной комиссии заказчика при проведении спорной закупки. 31.03.2021 в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о рассмотрении поступившей жалобы с требованием приостановить процедуру закупки.

05.04.2021 в Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройтрест» на действия Заказчика в связи с тем, что 31.03.2021 объявлена новая процедура по спорной закупке, при незавершенной процедуре и при отсутствии решения по жалобе.

Установлено, что Заказчиком 31.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110152449 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 62 677 200,00 руб.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупке, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не свидетельствуют о наделении антимонопольного органа дополнительными полномочиями. Данная норма в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Таким образом, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству в закупки, какими данный орган в силу части 1 статьи 99, части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обладает в отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Данный вывод содержится в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.

Ввиду того, что довод жалобы выходит за пределы полномочий антимонопольного органа, определенных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, данный довод ООО "Стройтрест", не может быть рассмотрен Комиссией Чувашского УФАС России по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований о признании довода обоснованным.

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Стройтрест» обоснованной в части, а в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и полагает о необходимости выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтрест» на действия Закупочной комиссии Заказчика – НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: Р-11603 обоснованной в части;

2. Признать в действиях Заказчика - НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать Заказчику - НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

Заместитель руководителя                                                                    «…»

Члены Комиссии                                                                                    «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны