Решение №НВ/8963/20 Жалоба признана обоснованной. от 24 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-1296/2020                                            г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:

<…> <…> <…>

В присутствии представителя от заказчика – Акционерного общества «Дорэкс» <…> .

заявителя –общества с ограниченной ответственностью «Про-нефть» <…>

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Про-нефть» (далее – ООО «Про-нефть», Заявитель, Общества) на документацию Заказчика - Акционерного общества «Дорэкс» (далее- АО «Дорэкс», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на определение поставщика и заключения договора поставки нефтепродуктов (Бензин Регуляр АИ-92, ДТ ЕВРО зимнее) среди субъектов МСП для нужд АО «Дорэкс» (№ 32009681984), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.11.2020 обратилось ООО «Про-нефть» с жалобой на документацию Заказчика - АО «Дорэкс» при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на определение поставщика и заключения договора поставки нефтепродуктов (Бензин Регуляр АИ-92, ДТ ЕВРО зимнее) среди субъектов МСП для нужд АО «Дорэкс» (изв. № 32009681984) (далее – запрос предложений).

Из жалобы следует, что требования, установленные в документации о запросе предложений (далее – документации) нарушают действующее законодательство, а именно:

-требование о подтверждении наличия опыта работ по предмету закупки является избыточным;

- Начальная Максимальная цена договора не соответствует действительности;

-технические характеристики дизельного топлива указанные в пункте 2 таблицы № 1 Технического задания Технической части Документации противоречат Техническому регламенту Таможенного Союза ТС ТР 013/2011.

Представители Заявитель на заседание комиссии доводы жалобы поддержал, просил признать жалобу обоснованной, Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса предложений не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению, а также на отмену процедуры закупки.

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Дорэкс», утвержденный советом директоров АО «Дорэкс» (протокол № 19 от 27.12.2018) (далее - Положение).

Заказчиком – АО «Дорэкс» 16.11.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32009681984 о проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на определение поставщика и заключения договора поставки нефтепродуктов (Бензин Регуляр АИ-92, ДТ ЕВРО зимнее) среди субъектов МСП для нужд АО «Дорэкс». Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 13 749 116,40 руб.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запросов предложений регламентируется Главой 12 Положения.

В части 22 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 12.1 Положения под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Под запросом предложений в электронной форме понимается запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, обеспечиваемый на электронной площадке ее оператором.

По доводу Заявителя о том, что требование о подтверждении наличия опыта работ по предмету закупки является избыточным, комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

Пунктом 12.7.5 Положения предусмотрено, что заявки на участие в запросе предложений, поданные участниками закупок, в отношении которых принято решение о допуске к участию в запросе предложений, подлежат оценке и сопоставлению в соответствии с критериями и порядком, установленными документацией о проведении запроса предложений.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения при проведении запроса предложений Заказчик, Организатор вправе установить в качестве критерия один (цена договора) или несколько критериев оценки заявок на участие.

В пункте 5.1. Положения установлено, что при проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки:

  1. требования к квалификации сотрудников участника закупки, привлекаемых к исполнению договора, или лиц, привлекаемых к исполнению договора участником закупки на основании гражданско-правовых договоров, в частности требования к наличию необходимого уровня образования, навыков и (или) знаний, необходимых для исполнения договора;
  2. требования к наличию опыта исполнения участника закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием в закупочной документации определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки);
  3. требования к наличию у участника закупки машин, оборудования, иного имущества, в том числе недвижимого, необходимого для исполнения договора. При этом не допускается устанавливать требования о наличии имущества, использование которого в процессе исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, не подразумевается закупочной документацией и (или) существом работ, услуг, являющихся предметом закупки;
  4. наличие необходимых лицензий и/или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора.
  5. наличие необходимых сертификатов на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора.

В пункте 17 Информационной карты запроса предложения (Извещение) (далее – Извещение) прописаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений: Комиссия принимает к оценке и сопоставлению только те заявки, которые полностью соответствуют всем требованиям документации о Запросе предложений. Оценка заявок на участие в Запросе предложений будет производиться по следующим критериям:

Цена договора – 70%,

Квалификация участника – 30%.

Также заказчиком разработан рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Опыт работы» в зависимости от количества представленных договоров аренды.

Так рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.

Наличие опыта поставок участником запроса предложений в электронной форме аналогичного товара в течение последних 3 лет (оценивается на основании предоставленных сведений, указанных в исполненных договорах) – до 100 баллов.

100 баллов: если участник предоставил 3 исполненных договора;

50 баллов: если участник предоставил 1-2 исполненных договора;

0 баллов: если участник не предоставил ни одного договора.

При этом учитываются полные копии заключенных и исполненных в 2017, 2018, 2019 годах договоров поставки, но не более 1 договора за каждый год, при этом цена каждого договора должна быть не менее НМЦД.

На основании результатов оценки заявок Комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...>

В случае если в нескольких заявках на участие содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок на участие, содержащих такие условия.

Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом

При этом, представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника, предусмотренных данным пунктом Информационной карты, не является основанием для отклонения заявки.

Данные требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе предложения прописаны и в пункте 22.1 Извещения, согласно которому: Вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям:

1) Участник должен иметь опыт поставок аналогичного Товара по одному договору за 2017, 2018 и 2019гг., стоимостью каждого договора не менее начальной максимальной цены закупки.

Аналогичными товарами для целей настоящей закупки считаются:

- поставка нефтепродуктов (ГСМ)

Участник процедуры закупки в составе заявки должен представить:

- Полные копии заключенных и исполненных (обязательства по договору на момент подачи заявки должны быть исполнены в полном объеме в соответствии с условиями и положениями договора) в 2017, 2018, 2019 годах договоров поставки, но не более 1 договора за каждый год, при этом цена каждого договора должна быть не менее НМЦД. Договора предоставляются с товарными накладными по форме ТОРГ-12 либо иными первичными документами и документами подтверждающими факт оплаты, поставки товара.

Не предоставление в составе заявки документов, предусмотренных данным пунктом документации не является основанием для отклонения заявки и влияет только на количество баллов, присуждаемых заявке.

Однако, в пункте 22 Извещения указаны дополнительные требования к участникам закупки, а именно, Требование к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предметов закупки -(заполняется по Форма №1)

Требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников процедуры закупки, установленные в документации, применяются в равной степени ко всем участникам процедуры закупки, к предлагаемой ими продукции и к условиям исполнения договора.

Таким образом, Заказчик, установив дополнительное требование в Пункте 22 Извещения к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предметов закупки и указав в пункте 22.1 Извещения «Не предоставление в составе заявки документов, предусмотренных данным пунктом документации не является основанием для отклонения заявки и влияет только на количество баллов, присуждаемых заявке» вводит потенциального участника закупки в заблуждение.

На основании изложенного, комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о признании данного довода Заявителя обоснованным, а в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Относительно довода Заявителя о том, что Начальная Максимальная цена договора не соответствует действительности, комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 5 части 9, пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 16 Извещения указано, что сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота) договора определяется общей стоимостью товара из расчета цены единицы товара (литр) на количество поставленного заказчику товара с учетом НДС 20% составляет 13 749 116 (тринадцать миллионов семьсот сорок девять тысяч сто шестнадцать) рублей 40 копеек, в т.ч. НДС (20%) 2 291 519,33 руб.

В пункте 16.1 Извещения указана Начальная (максимальная) цена единицы товара договора (цена единицы лота), где Цена за ед (за 1 литр). в соответствии с сведениями о начальной (максимальной) цене договора (цена лота) , с учетом НДС (20%):

Бензин Регуляр АИ-92 – 42 руб. 63 коп

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее) – 47 руб. 75 коп.

Пунктом 17 Извещения предусмотрено, что Заявка с указанием количества необходимого товара направляется по электронной почте или посредством факса в адрес Исполнителя. Поставка товара осуществляется круглосуточно, с учетом выходных праздничных дней. Не заявленный в заявке Товар не принимается и не оплачивается.

Бензин Регуляр АИ-92 – 33 839 литров ;

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее) – 257 729 литров,

согласно наименованию и количеству поставляемого товара, в соответствии с разделом III документации о запросе предложений «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ».

В пункте 5 Технического задания Технической части документации указано количество горюче-смазочных материалов (ГСМ:

Бензин Регуляр АИ-92 экологического класс не ниже К5 – 33 839 литров;

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее) – 257 729 литров.

Комиссия Чувашского УФАС России путем совершения арифметических расчетов

Бензин регулятор АИ-92 – 33839*42,63=1 442 556 рублей 57 копеек (количество Бензина регулятора АИ-92 * Начальная (максимальная) цена единицы Бензина регулятор АИ-92 = общая стоимость Бензина регулятор АИ-92);

Дизельное топливо ЕВРО (зимнее) – 257 729*47,75=12 306 559 рублей 75 копеек (количество Дизельного топлива ЕВРО (зимнее) * Начальная (максимальная) цена единицы Дизельного топлива ЕВРО (зимнее) = общая стоимость Дизельного топлива ЕВРО (зимнее);

1 442 556,57+12 306 559,75=13 749 116 рублей 32 копейки (общая стоимость Бензина регулятор АИ-92 + Дизельного топлива ЕВРО (зимнее) равно начальной (максимальной) цене договора (цена лота).

пришла к выводу о том, что начальная (максимальная) цена договора (цена лота) пункте 16 Извещения указана 13749116 рублей 40 копеек, в то время как при расчете данная цена составляет 13 749 116 рублей 32 копейки.

Таким образом, комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о том, что данный довод Заявителя является обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

По доводу Заявителя о том, что технические характеристики дизельного топлива указанные в пункте 2 таблицы № 1 Технического задания Технической части Документации противоречат Техническому регламенту Таможенного Союза ТС ТР 013/2011 комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные требования содержит подпункт 1 пункта 4.6.11 Положения.

В пункте 2 таблицы 1 Технической характеристики товара (материалов) Описание объекта закупки (поставляемого товара) Технического задания указы требования к значениям показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям на дизельное топливо ЕВРО (зимнее).

Согласно данным требованиям Дизельное топливо ЕВРО (зимнее) должно соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011 Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО Технические условия» и/или ГОСТ 55475-2013 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и/или ГОСТ 32511-2013 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».

Техническим заданием предусмотрено, что Покупатель вправе на любом этапе закупки проводить проверки качества отпускаемого топлива на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, привлекая для этого независимую аккредитованную лабораторию по контролю качества нефтепродуктов.

Изучив показатели (характеристики) дизельного топлива ЕВРО (зимнее) и сопоставив их с вышеуказанными Техническим регламентом и ГОСТами, комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о том, установленные требования соответствуют ГОСТ 55475-2013 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и/или ГОСТ 32511-2013 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».

При этом, комиссией установлено, что закупка Заказчиком организована для внутренних нужд страны, а не для экспорта, в связи с чем, закупаемая продукция должна в первую очередь соответствовать ГОСТ.

Однако, комиссия Чувашского УФАС России принимает во внимание следующее

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупке, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не свидетельствуют о наделении антимонопольного органа дополнительными полномочиями. Данная норма в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Таким образом, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству в закупки, какими данный орган в силу части 1 статьи 99, части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обладает в отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Данный вывод содержится в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.

Согласно рассматриваемому доводу Заявитель обжалует факт того, что Техническое задание документации не соответствует ГОСТ и ТР ТС..

При этом, на заседании комиссии представитель ООО «Про-нефть» сообщил о том что, заявку на участие в рассматриваемых торгах ООО "Про-нефть" не подавало.

Ввиду того, что доводы жалобы не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, а так же податель жалобы не подавал заявку, и его права как участника не нарушаются, данный довод ООО "Про-нефть", не может быть рассмотрен по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Про-нефть» обоснованной, а в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 2, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках и полагает о необходимости выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Про-Нефть» на действия Закупочной комиссии Заказчика – Акционерного общества «Дорэкс» при проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на определение поставщика и заключения договора поставки нефтепродуктов (Бензин Регуляр АИ-92, ДТ ЕВРО зимнее) среди субъектов МСП для нужд АО «Дорэкс» (№ 32009681984) обоснованной;

2. Признать в действиях Заказчика - Акционерного общества «Дорэкс» нарушившей части 1 статьи 2, пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать Заказчику - Акционерному обществу «Дорэкс» предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                       <…>

 

Члены Комиссии                                                            <…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны