Решение б/н Решение и предписание Управления в отношении Министерства фи... от 28 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

 

14 марта  2016 г.                                                                                              г. Чебоксары

 

Дело № 29/05-АМЗ-2015

Резолютивная часть решения оглашена  29.02.2016

                                                                        Решение изготовлено в полном объеме 14.03.2016

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению  дела  о  нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«..»

в отсутствии:

представителя заинтересованного лица - ЗАО «Холдинговая Компания «Голицын» (далее ЗАО «ХК «Голицын», получатель субсидий);

при участии в деле:

представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу (ответчика), Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее Минспорт Чувашии, Министерство) – «…»

представителя заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики (далее Минфин Чувашии) – «…»

рассмотрев дело № 29/05-АМЗ-2015 по признакам нарушения  Минспортом Чувашии     пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившимся в предоставлении ЗАО «ХК «Голицын»  государственной преференции на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) в отсутствие согласия антимонопольного органа путем заключения соглашений от 09.12.2014 № 94а и от 12.01.2015 № 27 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Чувашское УФАС России  поступило обращение депутата Государственного Совета Чувашской Республики «…» от 09.02.2015 б/н, зарегистрированное от 09.02.2015 вх. № 867/06-10, о нарушениях, связанных с использованием республиканских бюджетных средств на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест и пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары.

          По результатам рассмотрения обращения депутата Государственного Совета Чувашской Республики «…» и анализа,  представленных в материалы дела документов, Комиссия установила  следующие обстоятельства.

22.10.2012 уполномоченным органом - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001112001758 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой контракта 943 021 923,36 руб. 

Заказчиком, осуществляющим закупку, выступило Минспорта Чувашии.          

26.12.2012 между Заказчиком и ЗАО «ХК «Голицын» (далее – Подрядчик) заключен государственный контракта № 17 на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары (далее – Государственный контракт № 17) на общую стоимость работ 938 306 813, 74 руб. без определения срока исполнения контракта.

Из Технического задания (приложение № 1)  к Государственному контракту № 17 следует, что объектом контракта в соответствии с проектно-сметной документацией является строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары.

20.11.2014 на официальном сайте zakupki.gov.ru уполномоченным органом - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам снова размещается извещение № 0115200001114004812 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой контракта 333 456 961, 13 руб. 

19.01.2015 по результатам объявленного открытого конкурса между Минспорта Чувашии  (заказчик) и ЗАО «ХК «Голицын» (подрядчик) заключен другой государственный контракт № 1 на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары (далее – Государственный контракт № 1) на сумму 333 456 961, 13 руб.

В  Техническом задании (приложение № 1) к Государственному контракту № 1 установлены те же самые по содержанию объемы работ по строительству ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары, что и в первом Государственном контракте № 17.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы  от 28.08.2012 « 21-1-5-0208-12 общая сметная стоимость строительства ледового дворца составляет 1 598 438, 61 тыс. руб.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Газпром (газораспределение) Чебоксары  в сети Интернет по адресу: http: www.chsetgaz.ru news.249.asp ОАО «Газпром» осуществляет софинансирование  работ по строительству ледового дворца в объеме 250 млн. руб.

Учитывая  вышеизложенное, не представляется возможным определить объемы выполняемых строительных работ, предусмотренных как Государственным контрактом, так и Государственным контрактом № 1, сроки и этапы выполнения строительных работ, а также невозможно установить, как распределены объемы строительных работ в части их финансирования из различных источников бюджетных средств (федерального, республиканского), внебюджетного – ОАО «Газпром».

  В соответствии с  частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в редакции действовавшей на момент заключения контрактов, (далее Закон о размещении заказов)   под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

  Частью 7.2 статьи 9 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

  Законом о размещении заказов не предусмотрена возможность увеличения  цены контракта.

  В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.

Согласно пункту  3.1 Государственного контракта № 17 срок выполнения работ определяется в соответствии с Календарным планом работ (приложение № 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта. Однако данный календарный план представляет собой только примерную форму и не содержит конкретных сроков по исполнению строительных работ по объекту заказа, в связи с чем срок выполнения работ по строительству дворца в г. Чебоксары нельзя  признать установленным и определенным контрактом.

Кроме того, в Государственный контракт № 17 вносились изменения и принималось 11 дополнительных соглашений.

Так, 11.07.2013 дополнительным соглашением № 2 к Государственному контракту № 17 Заказчиком за счет средств федерального бюджета  приобретается оборудование для ледового дворца на сумму 60 195 168, 00 руб.

Дополнительным соглашением от 26.12.2013 № 6 к Государственному контракту № 17 Заказчиком за счет средств федерального бюджета также приобретается  оборудование для ледового дворца на сумму 68 617 829, 75 руб.

Однако в приложениях «Расчет стоимости на приобретение оборудования для ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным катком с искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары» вместо расчета стоимости оборудования приводится расчет стоимости строительных материалов, необходимых для выполнения работ по основному контракту. При этом идентифицировать данные материалы с проектно-сметной документацией не представляется возможным, как и не представляется возможным установить изменение   цены  по сравнению с проектно-сметной документацией.

Между тем, закупка оборудования является предметом самостоятельной закупки.

В информации по закупке (извещение № 0115200001112001758), размещенной на официальном сайте zakupki.gov.ru,  отсутствует также ведомость объемов работ по объекту с указанием на описание строительных операций, их технических характеристик с установленными объемами на единицу измерения каждой операции.

          Таким образом, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов в документации об аукционе не размещены в полном объеме сведения, позволяющие определить полный объем подлежащих выполнению работ по строящемуся объекту.

  В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

21.01.2015 Минспорта Чувашии и ЗАО «ХК «Голицын» заключили дополнительное соглашение от  21.01.2015 № 11, которым внесены изменения в  Государственный контракт № 17 и определено  новое Техническое задание по содержанию работ с объемом согласно проектно-сметной документации.

В  Государственный контракт № 1 также вносились  изменения  путем заключения двух дополнительных соглашений.

Из содержания дополнительного соглашения от 21.01.2015 № 1 к Государст-венному контракту № 1 невозможно установить основание для внесений в него изменений. Вместе с тем, в  Техническом задании к данному дополнительному соглашению от 21.01.2015 № 1 содержание работ составляют работы по обустройству вентиляции, систем обогрева основания и холодоснабжения ледовых полей, систем освещения залов ледовых арен, наружного водопровода и канализации, а также строительство  временных зданий и сооружений, которые также были предметом работ в Государственном контракте № 17 от 26.12.2012.

           Изначально, без учета дополнительных соглашений, заключенных с нарушением статей 9, 94 Закона о размещении заказов и статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений к Государственному контракту № 1 (далее Закон о контрактной системе),   и изменяющих техническое задание к рассматриваемым государственным контрактам,  в Государственных контрактах № 1 и № 17 заказываются одни и те же строительные работы.

          Таким образом, размещение заказа, предусмотренное Законом о размещении заказа  и осуществление закупки, предусмотренной Законом о контрактной системе, одного и того же предмета происходило дважды.

          21.01.2015 Минспорта Чувашии и ЗАО «ХК «Голицын» заключили дополни-тельное соглашение № 2 к Государственному контракту № 1, которым заказчик уменьшил общую цену контракта с 333 456 961, 13 руб.  до  329408542, 87 руб.

          Из дополнительного соглашения от 21.01.2015 № 2 также не представляется возможным определить причину изменения цены контракта (снижена ли цена контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара или объема работы, уменьшился или увеличился объем выполнения работ или товар, используемый при выполнении работ).

  Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции его целями являются  обеспе-чение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкурен-ции и создание условий для эффективного функционирования товарных  рынков.

  Пунктом 4 статьи  16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничение доступа хозяйствующим субъектам на товарный  рынок.

  В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

          Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

  Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции  признаками ограничения конкуренции, являются, в том числе  обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

  Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или  выходить  за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъектов Российской Федерации  (региональный рынок), не выходить  за границы муниципального образования (местный или локальный).

  При определении границ товарного рынка Комиссия  учитывает тот факт, что денежные средства из бюджета Чувашской Республики  выделены на строительство Ледового дворца в  г. Чебоксары, поэтому заказчиком  может выступать только Минспорта Чувашии, соответственно строительство объекта, предназначенного  для сферы физической культуры и спорта  возможно только на территории  данного субъекта Российской Федерации. Следовательно, географические границы товарного рынка определяются  административными границами Чувашской Республики.

  При определении участников товарного рынка Комиссия исходит из того, что закупка для обеспечения  государственных  нужд (нежилое здание  Ледовый дворец в г. Чебоксары для размещения объекта физической культуры и спорта) осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.

  Таким образом, товарный рынок на котором  произошло нарушение  пункта 7 части 1 статьи 15 и  пункта 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции   определяется как товарный инвестиционно-строительных работ на территории  Чувашской Республики.

  Согласно  пункту  4 статьи 3 Закона о контрактной системе  участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - оффшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

  Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участниками данного рынка может быть неограниченный круг лиц, соответствующий требованиям установленным законодательством Российской Федерации к участникам  рынка инвестиционно-строительных работ (допуски СРО).                                                               

  Заключение Государственных контрактов № 1 и № 17 с нарушением требований действующего законодательства, включение в соглашения  от 09.12.2014 № 94а и от  12.01.2015 обязанностей Минспорта Чувашии о предоставлении указанному обществу субсидии из республиканского бюджета Чувашской Респуб-лики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строитель-ство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным катком и искусст-венным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары на сумму соответ-ственно 23 098 326, 54 руб. и 58 600 000, 00 руб.,  создает преимущественное поло-жение ЗАО «ХК «Голицын» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность на том же товарном рынке.

  Преимущественное положение хозяйствующего субъекта предполагает, прежде всего, явное преимущество в сравнении с положением иного субъекта с точки зрения наличия факторов, определяющих экономическую эффективность деятельности хозяйствующих субъектов.

  В данном случае согласованность действий подтверждается вышеперечисленными государственными контрактами и дополнительными соглашениями к ним,

  На основании вышеприведенного анализа государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним, заключенных между Минспорта Чувашии и ЗАО «ХК «Голицын», Комиссия приходит к выводу о том, что действия указанных субъектов, выразившиеся  в заключении, не предусмотренных действующим законодательством государственных контрактов на одни и те же работы, а также в заключении дополнительных соглашений   к  ним, в том числе  по поставке оборудования, являются согласованными, нарушающими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку ЗАО «ХК «Голицын» на территории Чувашской Республики было создано  преимущественное положение по сравнению с иными организациями, осуществляющими деятельность на рынке инвестиционно-строительных (работ) услуг, что неопровержимо указывает на возможность ограничения конкуренции.

          09.12.2014 Минспортом Чувашии и ЗАО «ХК «Голицын»  заключено соглашение № 94а о предоставлении указанному обществу субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возвещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары на сумму 23098326, 54 руб.

          12.01.2015 Минспортом Чувашии и ЗАО «ХК «Голицын» заключено второе соглашение № 27 о предоставлении указанному обществу субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары на сумму 58600000, 00 руб.

          Между тем    Государственные  контракты  от 26.12.2012 №  17 и от 19.01.2015

№ 1    на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары, заключенные между ответчиком и ЗАО «ХК «Голицын» и документация, размещенная на официальном сайте zakupki.gov.ru, не содержат информацию о необходимости привлечения кредитных ресурсов и предоставлении подрядчику субсидии на возмещение расходов, связанных с привлечением  кредитных ресурсов и возмещение затрат по уплате процентов по кредиту.

          Заключению указанных соглашений предшествовало принятие законов Чувашской Республики о бюджете, в которых предусматривались следующие положения о предоставлении субсидий.

  Законом Чувашской Республики от 21.03.2014 № 6 внесены изменения  в Закон Чувашской Республики от 28.11.2013 № 85 «О республиканском бюджете Чувашской Республики и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее Закон о бюджете № 85), а именно: статья 21 Закона о бюджете № 85 дополнена пунктом 1.51, согласно которому из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2014 году предоставляются субсидии в случаях, порядке, размерах и на условиях, установленных настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики, в том числе, на возмещение  уполномоченным организациям затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе  «Олимпийский»  в городе Чебоксары. Приложением № 8 установлен размер этой субсидии – 23098, 3 тыс. руб.

          Аналогичные    положения   содержатся  в пункте 1.36 статьи 20 Закона Чувашской  Республики  от 01.12.2014 № 75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», согласно которому   из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2015 году предоставляются субсидии в случаях, порядке, размерах и на условиях, установленных настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской  Республики, в том числе   на возмещение  уполномоченным организациям затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары. Приложением № 8 установлен размер этой субсидии  - 58600, 0 тыс. руб.

  Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 23.04.2014 № 140 утверждены  Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары (далее Правила).

  Данные Правила предусматривают предоставление субсидий уполномоченной организации на вышеуказанные цели в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

  В соответствии с указанными Правилами под  уполномоченной организацией применительно понимается юридическое лицо, привлекающее кредитные средства в российских кредитных организациях на основании государственного контракта на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

   Согласно пункту 2.5 Правил возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам осуществляются на основании государственного контракта на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары, а также кредитного договора.

          При этом к моменту принятия Законов о бюджете № 85 (пункт 1. 51 – введен Законом от 21.03.2014 № 6), № 75 от 01.12.2014 (пункт 1. 36), а также издания постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2014 № 140  Минспортом Чувашии  уже был заключен  Государственный контракт от 26.12.2012 № 17 на строительство ледового дворца на дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары, согласно которому генеральным подрядчиком является ЗАО «ХК «Голицын».

  Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим  лицам за исключением  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

  Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нор-мативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предостав-ление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

  1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

  2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

  3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

  4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

  5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

          Предоставление субсидий на основании нормативных правовых актов, в которых, в нарушение части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отсутствуют порядок отбора (категории и (или) критерии отбора) хозяйствующих субъектов, претендующих на получение субсидий, основания принятия решений органами власти о предоставлении или отказе в предоставлении субсидий, а также  реализация которых предполагает получение финансовых средств (преимущества) отдельно взятым хозяйствующим субъектом, может являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

          Таким образом, закон субъекта Российской Федерации о бюджете должен содержать цели предоставления преференции, устанавливать порядок определения размера преференции и устанавливать конкретного получателя преференции.

          В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции  под государственными  или муниципальными  преференциями понимается  предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

          Учитывая изложенное, предоставление  ЗАО «ХК «Голицын»  субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары Чувашской Республики на сумму 23098, 3 тыс. руб. и 58600, 0 тыс. руб. соответственно, является государственной преференцией.

  В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

  В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции орган государственной власти субъекта Российской Федерации подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются:

  1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;

  2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;

  3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;

  4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;

  5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;

         6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

         Минспорта Чувашии  при заключении  соглашений от  09.12.2014 № 94а и от 12.01.2015 № 27 о предоставлении субсидий из  республиканского бюджета Чувашской Республики ЗАО «ХК «Голицын» на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, - привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары с заявлением  о даче согласия на предоставление  ЗАО «ХК «Голицын» государственной преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом,  в Чувашское УФАС России  не обращалось.

         С учетом изложенного,  Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Минспорта Чувашии по предоставлению ЗАО «ХК «Голицын» государственной преференции на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) в отсутствие согласия антимонопольного органа нарушения  требований, установленных  пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

          Представители Минспорта Чувашии и Минфина Чувашии пояснили, что в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии  с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству, международным и иным договорам и соглашением должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

          Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим  лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.

          В соответствии с подпунктом 1.51 пункта 1 статьи 21 Закона Чувашской Республики от 28.11.2013 № 85 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», подпунктом 1.36 пункта 1 статьи 20 Закона Чувашской Республики от 01.12.2014 № 75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлено, что из республиканского бюджете Чувашской Республики в 2014 и 2015 годах соответственно предоставляются субсидии в случаях, прядке, размерах и на условиях, установленных настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики на возмещение уполномоченным организациям затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары.

          Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики  от 23.04.2014 № 140 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары» принято с целью развития физической культуры и спорта в Чувашской Республике на основании и во исполнение приведенных выше норм.

          Установив в рамках, предоставленных полномочий конкретные условия представления субсидий, Чувашская Республика тем самым определила круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в виде субсидий, что исключает нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о конкуренции  Минспортом Чувашии.

          Изучив имеющиеся в материалах дела документы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия  Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости отклонения вышеприведенных доводов как несостоятельных по вышеизложенным основаниям.

          Кроме того, Минспорта Чувашии заявило ходатайство о приостановлении рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу судебного акта по делу № А79-625/2016, возбужденному по заявлению Министерства о признании недействительным  предупреждения Чувашского УФАС России  по делу № 29/05-АМЗ-2015 от 19.01.2016 исх. № 05-04/286.

  В связи с тем, что неисполнение предупреждения и его обжалование в судебном порядке не является препятствием  к дальнейшему рассмотрению дела и вынесению решения Комиссией антимонопольного органа, Комиссия считает, что ходатайство Минспорта Чувашии не подлежит удовлетворению,

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите  конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписания и  его содержании.

Комиссия считает необходимым выдать Минспорта Чувашии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с целью возврата в республиканский бюджет незаконно полученных денежных средств по соглашениям от 09.12.2014 № 94а и от 12.01.2015 № 27 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский», 

          Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4  статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, выразившиеся в предоставлении ЗАО «ХК «Голицын»  государственной преференции по соглашениям от 09.12.2014 № 94а и от 12.01.2015 № 27 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский»,  нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  2. Признать согласованные действия Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики и ЗАО «ХК «Голицын», выразившиеся  в заключении и реализации государственных контрактов от 26.12.2012 № 17, от 19.01.2015 № 1 и дополнительных соглашений к ним, направленных на ограничение конкуренции и создание ЗАО «ХК «Голицын» преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) на территории Чувшской Республики, нарушающими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Министерству физической культуры и спорта Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

     Члены Комиссии:                                                                                             «…»

 

    

 

     Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 29/05-АМЗ-2015

 

14 марта  2016 г.                                                                                               г. Чебоксары

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

руководствуясь статьями 21, 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона «О защите конкуренции» и на основании решения Комиссии от 11.03.2015 по делу № 29/05-АМЗ-2015 о нарушении администрацией города Чебоксары  пункта 7 части  1 статьи 15, пункта 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

          1. Министерству физической культуры и спорта Чувашской Республики в срок до «____» ______________ 2016 г. прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции»  путем  принятия мер по  возврату субсидий, предоставленных ЗАО «ХК «Голицын»  по соглашениям от  09.12.2014 № 94а и от 12.01.2015 № 27, на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещением затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в городе Чебоксары, в республиканский бюджет Чувашской Республики. 

          2. О выполнении предписания  сообщить в Чувашское УФАС России  в срок до «_____» _____________  2016 года.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                    «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

 

 

          Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

          За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством о рекламе, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны