Решение б/н Решение Управления в отношении ООО "Микрокредитная компания ... от 7 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 29-Р-2017

 

 

 

06 июля 2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 05.07.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  06.07.2017

 

 

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

        «…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 29-Р-2017 в отношении ООО " Микрокредитная компания ЭПСИЛОН"  по признакам нарушения требований, определенных ч.ч. 1, 3 ст.28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации - всех условий, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее, а также не содержащей полного наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги,

         в присутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения - генерального директора ООО " Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" Баширова Р.Р. (личность установлена по паспорту),  

        в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

         В адрес Чувашского УФАС России поступило для рассмотрения заявление физического лица «…» (далее – Заявитель) (вх. от 23.05.2017 № 04-21/43) по факту размещения рекламной информации с признаками нарушения ст.28 Закона о рекламе.

        Согласно заявлению на фасаде здания ТЦ "Нарспи", расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д.57, размещен рекламный плакат микрокредитной организации "Эпсилон". На данном рекламном плакате указана информация о выдаче срочных займах, без указания всех необходимых условий по их предоставлениям.

        Заявитель также указывает, что на рассматриваемом рекламном плакате отсутствует информация об организационно - правовой форме организации под названием ЭПСИЛОН, предоставляющей потребителям рекламы услуги потребительских займов.                                                                                      Таким образом,  установленные обстоятельства указывают на нарушения соблюдения требований Закона о рекламе в части рекламирования финансовых услуг.

        Факт размещения указанной в заявлении рекламной информации Заявитель подтвердил приложенной к заявлению фотографией.

        В результате рассмотрения заявления установлено.

          

       

       

       

        Согласно представленной фотографии усматривается следующий текст.

 

        "ЭПСИЛОН микрокредитная компания СРОЧНЫЕ ЗАЙМЫ Возвращаем до 30 % при своевременном погашении займа Зарабатывайте на каждом займе! ВЫДАЕМ ДЕНЬГИ БЫСТРО: До -30 дней - без поручителей До 30 000 рублей - без залога За 15 миут - удобное погашение Простые открытые правила кредитования www.mkk- EPSILON.RU".

 

        В результате осмотра сайта (www.mkk-EPSILON.RU), адрес которого указан в рекламе, определены контакты ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" (ИНН9271015730 КПП 7722101001, адрес центрального офиса: 109202, г.Москва, шоссе Фрезер, дом. 5/1, пом.1, ком.47, тел. 8 (499) 112-09-81), имеющей офисы, расположенные на следующих объектах: ТЦ "Москва" (г.Чебоксары, ул. Энтузиастов, 34),  ТД "Диапазон" (г.Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 36 корпус 1),  ТЦ "Нарспи"(г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 57).

 

        На сайте налоговой службы (www.nalog.ru) по заданным критериям поиска юридических лиц ("Эпсилон" (ИНН9271015730 КПП 7722101001) установлена организация - ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" (109202, г.Москва, шоссе Фрезер, дом. 5/1, пом.1, ком.47). 

        

             С точки зрения пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе  под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).                    

        Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования выступает товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                               

        Таким образом, из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы (товар) на рынок.

        С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.                                                                                                                 

             В рамках рассмотрения заявления определено, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" (109202, г.Москва, шоссе Фрезер, дом. 5/1, пом.1, ком.47)

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга Микрокредитной компании ЭПСИЛОН по предоставлению потребительских займов.

         Требования к рекламе финансовых услуг установлены в статье 28 Закона о рекламе.

Частью 3 данной статьи установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Законом о потребительском кредите, для заемщика и влияющие на нее.

 

При этом, доведение рекламодателем до всеобщего сведения неопределенного круга лиц (потребителей рекламы) существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из потребителей рекламы воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

В содержании рассматриваемой рекламы указаны не полные сведения об условиях предоставления займов, что приводит  к искажению сути рекламы предоставления займов и способствует введению потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, в заблуждение. 

  Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться займом, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы.

        В рекламе указано привлекательное для потребителя условие: срочные займы, возвращаем до 30% при своевременном погашении займа, выдаем деньги быстро: до 30 дней - без поручителей; до 30 000 рублей - без залога; за 15 минут - удобное погашение.

        Вместе с тем отсутствует менее привлекательная, но существенная для потребителей рекламы информация - все остальные условия, определяющие полную стоимость рекламируемого займа и влияющие на него.

          К условиям, определяющим стоимость кредита (займа) для заемщика, относятся сумма кредита (займа), срок кредитного (потребительского займа) договора, размер процентной ставки, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также дополнительные расходы заемщика, если их включение в кредитный договор (потребительского займа) может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному (потребительского займа) договору.

        В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

        Ввиду того, что рассматриваемая реклама подпадает под определение финансовой услуги, то составляющие указанной рекламы регламентируются, в том числе, частью 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее Закон о потребительском кредите).

        Так частью 4 статьи 6 Закона о  потребительском кредите  закреплено, что в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, следующие платежи заемщика:

        1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);

         2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);

         3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

         4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

         5) платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом. Если условиями договора потребительского кредита (займа) определено третье лицо, для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) используются применяемые этим лицом тарифы. Тарифы, используемые для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа), могут не учитывать индивидуальные особенности заемщика. Если кредитор не учитывает такие особенности, заемщик должен быть проинформирован об этом. В случае, если при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа) платежи в пользу третьих лиц не могут быть однозначно определены на весь срок кредитования, в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются платежи в пользу третьих лиц за весь срок кредитования исходя из тарифов, определенных на день расчета полной стоимости потребительского кредита (займа). В случае, если договором потребительского кредита (займа) определены несколько третьих лиц, расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) может производиться с использованием тарифов, применяемых любым из них, и с указанием информации о лице, тарифы которого были использованы при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа), а также информации о том, что при обращении заемщика к иному лицу полная стоимость потребительского кредита (займа) может отличаться от расчетной;

        6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

        7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

          В рекламе ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН"  не доведена до всеобщего сведения неопределенного круга лиц (потребителей рекламы) существенная информация всех условий, определяющих полную стоимость займа  для заемщика и влияющих на нее, согласно требованиям ч.3 ст.28 Закона о рекламе.  

 

         Следовательно, данная реклама содержит нарушения требований  части 3 статьи 28  Закона о рекламе,  в связи с отсутствием в рекламе существенной для потребителя информации - всех условий, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

 

        Согласно части  1  статьи 28  Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

 

         Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги, на нее распространяется требование нормы части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

        В нарушение данной правовой нормы в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует указание организационно-правовой формы лица,  оказывающего услуги по предоставлению займа, т.е. его полное наименование.                                                    Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.      

        Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.                                                                                               Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации, которая рекламирует заманчивое предложение о выдаче займов.

        В рассматриваемой рекламе финансовых услуг не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем эти услуги.

          Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги, на нее распространяется требование нормы части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

        В нарушение данной правовой нормы в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует указание организационно-правовой формы лица,  оказывающего услуги по предоставлению займа, т.е. его полное наименование.                                                    Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.      

        Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.                                                                                               Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации, которая рекламирует заманчивое предложение о выдаче займов.

        В рассматриваемой рекламе финансовых услуг не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем эти услуги.

 

        Следовательно, данная реклама нарушает требования части 1 статьи 28  Закона о рекламе,  в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации - полного наименования лица, оказывающего эти услуги.      

 

        Ответственность за нарушение требований частей 1, 3 статьи  28  Закона о рекламе возложена на рекламодателя (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

        В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).                                                                                             ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН", в данном случае, выступает в качестве продавца товара, определившим объект рекламирования и содержание рекламы лицом, т.е. рекламодателем.

 

        Согласно представленным на заседание Комиссии 05.07.2017 письменным пояснениям ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" (вх. от 03.07.2017 № 04-10/4627) следует, что общество не отрицает вменяемое ему нарушение Закона о рекламе.

        Прокомментировав допущенное нарушение следующим.

        Общество согласно с указанным в определении о возбуждении дела допущенного ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" нарушения в части Закона о рекламе. Рекламная конструкция была установлена ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" на фасаде здания ТЦ "Нарспи" (г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 57) 20.05.2017. Установка данной рекламной конструкции предполагала информирование потребителей о проведении стимулирующей акции в части предоставления финансовой услуги. При этом, проведение указанной акции не согласовывалось и соответственно не утверждалось Генеральным директором общества, т. о. рекламные материалы, связанные с производством и распространением проведения рассматриваемой акции отсутствуют.                    На момент рассмотрения дела, выявленное нарушение требований Закона о рекламе исправлено 31.05.2017 путем демонтажа рекламной конструкции с ненадлежащей рекламой.  

         ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" пояснило, что в иных местах обособленных подразделениях общества (ТЦ "Москва" (г.Чебоксары, ул. Энтузиастов, 34),  ТД "Диапазон" (г.Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 36 корпус 1), рекламные конструкции с размещением рассматриваемой рекламы не устанавливались.

        Одновременно ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" пояснило, что допущенное нарушение Закона о рекламе произошло в связи с тем, что общество не имеет достаточного опыта в данной сфере деятельности, поскольку финансовую деятельность начало осуществлять в период  с 01.04.2017 года.

        В качестве доказательства исправления выявленного нарушения ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" на заседании Комиссии 05.07.2017 представило фотоматериал рекламной конструкции, имеющей рекламу предоставления срочных займов, размещаемой в настоящее время по адресу г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 57 (ТЦ "Нарспи"). 

При изучении представленной фотографии нарушения Закона о рекламе не усматриваются.

На заседании Комиссии  определено, что в рекламе указаны полные сведения об условиях предоставления займов, размещенные в нижней части штендера, с указанием организационно - правовой формы организации, совпадающие с условиями оформления и предоставления займов, указанными в договоре, заключаемых ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" при оформлении займов.             

        Исходя из рассматриваемого представленного фотоматериала рекламы, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой рекламе прописаны все необходимые условия предоставления займа,                                                                                При этом, доведение до всеобщего сведения потребителей рекламы существенной информации осуществлено таким образом, что не лишает потребителей  возможности получить сведения в полном объеме, поскольку существенная информация размещена в шаговой доступности при входе в помещение местонахождения офиса ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН".         Таким образом, условия предоставления финансовой услуги воспринимаются, в данном случае, обычным человеком образом, т.е. без использования каких - либо вспомогательных технических средств и позволят каждому из потребителей рекламы воспринимать существенную информацию наравне с иной привлекательной рекламной информацией.             

        Оценив и проанализировав представленные на заседании Комиссии документы и заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу, что выявленные обстоятельства нарушения Закона о рекламе в настоящее время устранены путем не  распространения  ненадлежащей рекламы. Таким образом,   Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

           Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

          

         1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" , распространяемую  в период с 20.05.2017 по 31.05.2017 на рекламной конструкции при входе в здание, где располагается обособленное отделение ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" (г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.57), поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

         2. Признать ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" (ИНН9271015730 КПП 7722101001, адрес центрального офиса: 109202, г.Москва, шоссе Фрезер, дом. 5/1, пом.1, ком.47) нарушившим требования частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

         3. Не выдавать ООО "Микрокредитная компания ЭПСИЛОН" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                                «…»

                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны