Решение №НВ/8992/20 Жалоба признана обоснованной. от 25 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТехМедСервис»

 

Дело № 021/06/64-1288/2020 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

 

в присутствии представителей от:

заказчика – Министерства здравоохранения Чувашской Республики –

уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам –

заявителя общества с ограниченной ответственностью «ТехМедСервис» -

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехМедСервис» на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - системы эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. № 0115200001120001978) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 13.11.2020 обратилось общество с ограниченной ответственностью «ТехМедСервис» (далее – ООО «ТехМедСервис», Заявитель, Общество) с жалобой на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - системы эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. № 0115200001120001978) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Общество указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Техническом задании документации об аукционе требования к техническим характеристикам видеоэндоскопической системы для колоноскопии, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, а именно: Olympus CF-H170L, производство Япония.

Кроме того, заявитель сообщает, что заказчиком в техническом задании необоснованно установлено требование к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

На основании изложенного, ООО «ТехМедСервис» просит провести проверку осуществляемой заказчиком, уполномоченным органом закупки и выдать уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, по основаниям изложенным в отзыве, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Министерство здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

06.11.2020 уполномоченным органом на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001120001978 о проведении электронного аукциона на оставку медицинских изделий - системы эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия , с начальной (максимальной) ценой контракта 20 414 606,19 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Техническим заданием документации об аукционе установлены в том числе следующие требования к видеоэндоскопической системе для колоноскопии: "внешний диаметр вводимой трубки не более 12,8», «наружный диаметр дистального конца ≥ 12 и < 14» и другие характеристики в совокупности.

На заседании Комиссии представителем Заявителя представлены технические характеристики видеоэндоскопической системы для колоноскопии от следующих производителей: EPK-3000 ХОЯ Корпорейшн (Япония); EPK-5000 ХОЯ Корпорейшн (Япония); EPX-3500HD FUJIFILM (Япония); Olympus CV-170 Олимпас Медикал Системс Корп. (Япония);VEP-2600S ХЬЮДЖЕР Эндоскопи Инструментс Ко., Лтд." (Китай); VME-2000 Шанхай АОХУА Фотоэлектрисити Компани Лимитед (Китай); HD-330 СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП. (Китай).

Согласно пояснениям представителей Заявителя ни один из вышеуказанных товаров, за исключением медицинского изделия производителя Олимпас Медикал Системс Корп. (Япония) модель Olympus CV-170, не отвечает требованиям, установленным в техническом задании документации об аукционе, и хотя бы по одному из установленных техническим заданием об аукционе параметрам имеет иные характеристики.

При этом на заседании Комиссии установлено, что согласно представленным техническим характеристикам видеоэндоскопическая система для колоноскопии "Olympus CV-170" производителя Олимпас Медикал Системс Корп. (Япония), полностью отвечает требованиям документации об аукционе.

При этом представителями Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что в совокупности требований к характеристикам видеоэндоскопической системе для колоноскопии соответствует иная продукция, кроме как "Olympus CV-170" единственного производителя Олимпас Медикал Системс Корп. (Япония).

Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0115200001120001978 от 19.11.2020 на участие в аукционе поступила одна заявка ООО «Русофарм», с предложением поставки видеоэндоскопической системы для колоноскопии «Olympus».

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при описании характеристик к видеоэндоскопической системе для колоноскопии, нарушено требование части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя об установлении в техническом задании необоснованного требования к характеристикам товаров, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — КТРУ), Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В описании объекта закупки, Заказчиком установлен код ОКПД2 «аппараты электродиагностические прочие» - 26.60.12.119, который в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 (далее - Правила №145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 5 Правил №145 Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом пунктом 6 Правил №145 определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил № 145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Изучив позиции Технического задания документацию об аукционе Комиссия установила, что Заказчиком по пунктам 2.3 Технического задания документации об аукционе закупаются, в том числе: видеогастроскоп (КТРУ: 32.50.13.190-00008271), видеоколоноскоп (КТРУ: 26.60.12.119-00000782), видеобронхоскоп (КТРУ 26.60.12.119-00000762).

В техническое задание документации об аукционе включены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.

Согласно, сведениям из единой информационной системы в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включены следующие позиции (далее - Таблица):

1) 32.50.13.190-00008271 Гастроскоп гибкий:

Единица измерения: Штука

Вывод изображения: Монитор ; Дополнительный канал подачи воды: Да , Неважно ; Наружный диаметр дистального конца: 8  -  11 (мм).

Вывод изображения: Монитор ;  

Дополнительный канал подачи воды: Да ;   Неважно ;  

Наружный диаметр дистального конца: ≥ 8  и  < 11 (мм) ;  

Оптическое увеличение: Да ;   Нет ;  

Поддержка ультразвукового исследования: Нет ;  

Рабочая длина: ≥ 1030 (мм) ;  

Угол поля зрения, град: ≥ 140.

2) 26.60.12.119-00000782 Колоноскоп гибкий:

Единица измерения: Штука

Вывод изображения: Монитор ; Дистанционное управление: Нет ; Наружный диметр дистального конца: 14  -  14.8 (мм).

Вывод изображения: Монитор;  

Дистанционное управление: Нет ;  

Наружный диметр дистального конца: ≥ 14  и  < 14.8 (мм) ;  

Поддержка ультразвукового исследования: Нет ;  

Рабочая длина: ≥ 1680 (мм) ;  

Совместимость с элекрохирургическим оборудованием: Да ;   Неважно ;  

Угол изгиба дистального конца вверх, град: ≥ 180 ;  

Угол изгиба дистального конца влево, град: ≥ 160 ;  

Угол изгиба дистального конца вниз, град: ≥ 180 ;  

Угол изгиба дистального конца вправо, град: ≥ 160 ;  

Угол поля зрения, град: ≥ 140;  

3) 26.60.12.119-00000762 Бронхоскоп гибкий:

Единица измерения: Штука

Возможность ультразвукового исследования: Да , Неважно ; Вывод изображения: Монитор ; Глубина резкости: до 100 (мм) .

Возможность ультразвукового исследования: Да ;   Неважно ;  

Вывод изображения: Монитор ;  

Глубина резкости: ≤ 100 (мм) ;  

Наружный диаметр дистального конца: > 5  и  ≤ 7 (мм) ;  

Поле обзора, градус: ≥ 120  и  ≤ 140 ;  

Рабочая длина: ≥ 600 (мм) ;  

Совместимость с электрохирургическим инструментом: Да ;   Неважно ;  

Угол изгиба дистального конца вверх, градус: ≥ 180 ;  

Угол изгиба дистального конца вниз, градус: ≥ 130 ;  

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что указанные в Таблице позиции КТРУ соответствует закупаемым товарам по пункта 2.3, указанным в Техническом задании.

В связи с чем, на основании части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и Постановления № 145, Заказчик обязан использовать позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (коды позиций КТРУ: 32.50.13.190-00008271, 26.60.12.119-00000782, 26.60.12.119-00000762), в части описания по позициям 2.3 Технического задания документации электронного аукциона.

Подпунктом "а" пункта 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимальной либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

В соответствии с Постановлением № 145 заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам даже при наличии соответствующего обоснования заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками.

Кроме того, в соответствии с письмом Минфина России от 25.08.2020 24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 961" С 1 июля при закупке радиоэлектронной продукции из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 878), нельзя использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.

Видеоколоноскопия (КТРУ: 26.60.12.119-00000782) и видеобронхоскопия (КТРУ 26.60.12.119-00000762) включены в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением 878.

Проанализировав Техническое задание документации об аукционе Комиссией Управления установлено, что Заказчик в Техническом задании документации об аукционе указывает требования к закупке, при этом установленные характеристики к товарам видеоколоноскопии (КТРУ: 26.60.12.119-00000782), видеобронхоскопии (КТРУ 26.60.12.119-00000762), которые находятся в перечне радиоэлектронной продукции, содержат дополнительные, не включенные в КТРУ, характеристики товара.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчик при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень Постановления № 878, даже если в закупке содержится обоснование не применения Постановления № 878, не вправе дополнять содержащиеся в КТРУ требования к товарам, работам, услугам.

Таким образом, заказчик при описании товаров: видеоколоноскопии (КТРУ: 26.60.12.119-00000782), видеобронхоскопии (КТРУ 26.60.12.119-00000762), используя дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, нарушил требования пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в техническом задании документации об аукционе не приведено обоснование использования дополнительных характеристик при описании видеогастроскопа (КТРУ: 32.50.13.190-00008271), что является нарушением пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители Заказчика не представили сведений по обоснованию установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «ТехМедСервис» обоснованной, а в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТехМедСервис» на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - системы эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. № 0115200001120001978) обоснованной;

2. Признать в действиях заказчика - Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать заказчику - Министерству здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченному органу - Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

 

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны