Решение №НВ/5051/23 Решение № 021/06/31-675/2023 от 22 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения
жалобы индивидуального предпринимателя
Кононова С.Ю.
Дело № 021/06/31-675/2023 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:
"..."
в присутствии от:
заказчика – Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики –"..."
заявителя – индивидуального предпринимателя Кононова С.Ю. - "..."
в отсутствие представителя от уполномоченного учреждения – казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Кононова С.Ю. (далее — ИП Кононова С.Ю., Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами (изв. №0815500000523007874), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 11.08.2023 обратился ИП Кононов С.Ю. с жалобой на незаконные действия заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами (изв. №0815500000523007874).
Из жалобы следует, что решение заказчика при формировании требований к оказанию услуг в части посетителей 30 млн. В месяц является необоснованным, сужающим круг участников и противоречащим Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
10.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000523007874 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 503 333,40 руб.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Требования к оказанным услугам содержатся в Приложении № 1 к Извещению о закупке.
В пункте 3.1. Приложении № 1 к Извещению о закупке установлено, что информационные материалы должны размещаться в сетевом издании, соответствующем следующим требованиям:
- территория распространения в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации – Российская Федерация;
- наличие действующего свидетельства о регистрации средства массовой информации, либо выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации, с указанием формы периодического распространения: сетевое издание;
- посещаемость сайта сетевого издания – не менее 30 млн. посетителей в месяц. Данные посещаемости сайта должны подтверждаться скриншотами данных, полученных через системы веб-аналитики LiveInternet, Метрика либо их аналоги.
Согласно пояснениям представителя заказчика целями указанной Подпрограммы являются не только «создание условий для повышения качества предоставляемых жителям Чувашской Республики информационных услуг», но и «обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства». Данный аукцион проводится во исполнение мероприятия 2.3 Подпрограммы «Информационное обеспечение мероприятий в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», федеральных информационных агентствах и организация мониторинга средств массовой информации и блогосферы» основного мероприятия 2 «Информационная политика». Причем именно цель «обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства» связана с мероприятием 2. В то время как цель «создание условий для повышения качества предоставляемых жителям Чувашской Республики информационных услуг» связана с мероприятием 1 Подпрограммы «Обеспечение деятельности государственных учреждений средств массовой информации» и к мероприятию 2 не имеет отношения. Связь целей и мероприятий Подпрограммы приведена в приложении к Подпрограмме «Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы «Массовые коммуникации» государственной программы Чувашской Республики «Цифровое общество Чувашии» за счет всех источников финансирования». Заказчик при формировании требований к оказанию услуг в части посетителей 30 млн. в месяц исходил из участия в закупке федеральных средств массовой информации с целью информирования граждан о реализуемых в Чувашской Республике мероприятиях на федеральном уровне, что соответствует цели Подпрограммы «обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства». Таким образом, содержащиеся в пункте 3.1 Приложения № 1 к Извещению о закупке требования к оказанию услуг установлены заказчиком с учетом его потребностей.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что Закон N 44-ФЗ не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Определенный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
В рассматриваемом случае, указание заказчиком характеристик и показателей услуг, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективным потребностям заказчика, а учитывают необходимость обеспечения конечного результата закупки - информирование граждан о реализуемых в Чувашской Республике мероприятиях на федеральном уровне.
Предъявляемые заказчиком требования норм действующего законодательства не нарушают. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Кононова С.Ю. необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кононова С.Ю. на действия заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами (изв. №0815500000523007874) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
2023-5801