Решение №НВ/5051/23 Решение № 021/06/31-675/2023 от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения

жалобы индивидуального предпринимателя

Кононова С.Ю.

 

Дело № 021/06/31-675/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.20239 в составе:

"..."

в присутствии от:

заказчика – Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики –"..."

заявителя – индивидуального предпринимателя Кононова С.Ю. - "..."

в отсутствие представителя от уполномоченного учреждения – казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Кононова С.Ю. (далее — ИП Кононова С.Ю., Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами (изв. №0815500000523007874), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 11.08.2023 обратился ИП Кононов С.Ю. с жалобой на незаконные действия заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами (изв. №0815500000523007874).

Из жалобы следует, что решение заказчика при формировании требований к оказанию услуг в части посетителей 30 млн. В месяц является необоснованным, сужающим круг участников и противоречащим Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

10.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000523007874 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 503 333,40 руб.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Требования к оказанным услугам содержатся в Приложении № 1 к Извещению о закупке.

В пункте 3.1. Приложении № 1 к Извещению о закупке установлено, что информационные материалы должны размещаться в сетевом издании, соответствующем следующим требованиям:

- территория распространения в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации – Российская Федерация;

- наличие действующего свидетельства о регистрации средства массовой информации, либо выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации, с указанием формы периодического распространения: сетевое издание;

- посещаемость сайта сетевого издания – не менее 30 млн. посетителей в месяц. Данные посещаемости сайта должны подтверждаться скриншотами данных, полученных через системы веб-аналитики LiveInternet, Метрика либо их аналоги.

Согласно пояснениям представителя заказчика целями указанной Подпрограммы являются не только «создание условий для повышения качества предоставляемых жителям Чувашской Республики информационных услуг», но и «обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства». Данный аукцион проводится во исполнение мероприятия 2.3 Подпрограммы «Информационное обеспечение мероприятий в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», федеральных информационных агентствах и организация мониторинга средств массовой информации и блогосферы» основного мероприятия 2 «Информационная политика». Причем именно цель «обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства» связана с мероприятием 2. В то время как цель «создание условий для повышения качества предоставляемых жителям Чувашской Республики информационных услуг» связана с мероприятием 1 Подпрограммы «Обеспечение деятельности государственных учреждений средств массовой информации» и к мероприятию 2 не имеет отношения. Связь целей и мероприятий Подпрограммы приведена в приложении к Подпрограмме «Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы «Массовые коммуникации» государственной программы Чувашской Республики «Цифровое общество Чувашии» за счет всех источников финансирования». Заказчик при формировании требований к оказанию услуг в части посетителей 30 млн. в месяц исходил из участия в закупке федеральных средств массовой информации с целью информирования граждан о реализуемых в Чувашской Республике мероприятиях на федеральном уровне, что соответствует цели Подпрограммы «обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства». Таким образом, содержащиеся в пункте 3.1 Приложения № 1 к Извещению о закупке требования к оказанию услуг установлены заказчиком с учетом его потребностей.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что Закон N 44-ФЗ не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Определенный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

В рассматриваемом случае, указание заказчиком характеристик и показателей услуг, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективным потребностям заказчика, а учитывают необходимость обеспечения конечного результата закупки - информирование граждан о реализуемых в Чувашской Республике мероприятиях на федеральном уровне.

Предъявляемые заказчиком требования норм действующего законодательства не нарушают. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Кононова С.Ю. необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кононова С.Ю. на действия заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов о развитии транспортной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и сельских территорий Чувашской Республики, о реализации в Чувашской Республике мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и комплексное обращение с твердыми коммунальными отходами (изв. №0815500000523007874) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2023-5801

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
Минцифры Чувашии
ИНН 2130106185, ОГРН 1122130008791