Решение №ВК/8825/22 Решение от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 021/01/14.8-941/2022

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть оглашена «30» декабря 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме «30» декабря 2022 года г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/14.8- 941/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

«....»

Члены Комиссии

«....»

в присутствии представителя:

- ООО «Автолайн» -»....»

в отсутствие представителей ООО «Авто Лидер», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Авто Лидер» (далее — ООО «Авто Лидер» (ИНН 2130165078, юридический адрес: 428034, Чувашская Республика, г Чебоксары, ул. Университетская, д. 38, к. 3 пом. 2)) по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии (вх. 6021-ЭП/22) поступило обращение ООО «Автолайн» на действия ООО «Авто Лидер», выразившиеся в недобросовестной конкуренции.

Из обращения следовало, что ООО «Авто Лидер» определено перевозчиком на межмуниципальном маршруте № 101с «Чебоксары (Университет) - Новочебоксарск (Сокол)» с 17 сентября 2021 года по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от «...»

В соответствии с требованиями конкурсной документации маршрут предлагалось обслуживать автобусами среднего и/или большого класса.

ООО «Авто Лидер» заявляло на конкурс автобусы большого класса с количеством мест для сидения более 25, 2018 года выпуска, оборудованные для использования газомоторного топлива.

На осмотр были предъявлены автобусы, соответствующие условиям конкурсной заявки, арендованные у ООО «Крокус Авто», которые, в свою очередь, находились в лизинге. Несмотря на взятые на себя обязательства, в том числе поданной заявкой на участие в торгах, с 16.05.2022 на маршруте № 101с вместо автобусов большого класса стали использоваться автобусы среднего класса с количеством мест для сидения 20.

ООО «Авто Лидер» заменило автобусы, используемые на маршруте №101с, на автобусы с худшими характеристиками, чем предусмотрены конкурсной заявкой, в то время как в составе заявки было предусмотрено обязательство, предусматривающее замену на транспортные средства с характеристиками, влияющими на качество перевозок, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, не хуже, чем на момент получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок.

Усмотрев в указанных действиях общества признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», Чувашское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» выдало ООО «Авто Лидер» предупреждение о необходимости прекращения в срок до 10 октября 2022 года действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции, путем:

- обеспечения маршрута №101с транспортными средствами, заявленными в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» («...»).

Однако, в установленный срок сведения от ООО «Авто Лидер» об исполнении предупреждения не поступили.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на запрос Управления № ВК/7093/22 от 19.10.2022 сообщило, что по состоянию на 19.10.2022 информацией о замене транспортных средств на маршруте 101 с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)», связанной с исполнением ООО «Авто Лидер» предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, орган власти не располагает.

Таким образом, предупреждение, выданное ООО «АвтоЛидер», в установленный срок не исполнено, в связи с чем на основании приказа №126 от 24.10.2022 возбуждено настоящее дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В заседании Комиссии «....» ООО «Автолайн» поддержал позицию, изложенную в обращении, в полном объеме, пояснив, что указанные действия ООО «Авто Лидер» образуют акт недобросовестной конкуренции не только по отношению к иным участникам конкурса на маршрут № 101с, претендовавшим на получение свидетельства, но и по отношению к другим субъектам, в частности ООО «Автолайн», обладающему возможностью и желанием выхода на рынок перевозок маршрута № 101с, путем участия в повторном конкурсе, который мог быть проведен после аннулирования свидетельства ООО «Авто Лидер».

Представитель ООО «Авто Лидер» против заявленных требований возражал, указав, что изменение вместимости и технических характеристик транспортных средств не противоречит положениям Федерального Закона №220, а, следовательно, не нарушает положения проведенного конкурса.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило, пояснения по существу дела не представило.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

На основании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от «....» объявлен открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» («....»).

10.06.2021 на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики размещено объявление о проведении указанного конкурса.

Лотом «...» определен пригородный автобусный маршрут 101-с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск («Сокол»)».

Определены следующие требования к транспортным средствам:

- класс и максимальное количество транспортных средств – средний, большой класс в количестве 15 ед. (в том числе 2 ед. резервных);

- экологические характеристики транспортных средств - не ниже Евро 4.

Из протокола «...» заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок следует, что ООО «Авто Лидер» и ИП Салмин А.П. заявили на лот № 1 конкурса автобусы большого класса с количеством мест для сидения более 25 (оценено в «...» баллов), в то время как ООО « ТМК-1» заявлены транспортные средства меньшей вместимости (оценено в «...» баллов).

Следовательно, предложение об обеспечении маршрута автобусами большого класса ООО «Авто Лидер» носило исключительно инициативный характер.

Приложением № 7 к конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденной приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от «...» определены критерии оценки заявок.

В протоколе «...» от «...» отражены баллы, присвоенные участникам конкурса по итогам оценки заявок по «...» - пригородный автобусный маршрут 101-с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск («Сокол»)»:

 

Критерии

Количество баллов

Участники

1

2

3

ИП Салмин А.П.

ООО «Авто Лидер»

ООО «ТМК1»

Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения

 

 

 

 

в ДТП не участвовало 100% транспортных средств

 

 

 

 

в ДТП транспортное(ые) средство(а) участвовало(-и)

 

Опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами

 

 

 

 

опыт осуществления регулярных перевозок 5 лет и более

 

 

 

 

опыт осуществления регулярных перевозок менее 5 лет

 

Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (резервный подвижной состав не оценивается). Оценивается каждое транспортное средство

 

 

 

 

вместимость транспортного средства (присваивается соответствующий балл по каждому транспортному средству, сумма полученных баллов по всем транспортным средствам делится на их количество)

 

 

 

 

более 25 мест для сидения

 

 

 

 

от 22 до 25 мест включительно

 

от 18 до 21 места включительно

 

до 17 мест

 

экологические характеристики транспортного средства (из расчета на каждую транспортную единицу)

 

 

 

 

двигатель Евро-4

 

 

 

 

двигатель Евро-5 и выше

 

наличие оборудования в транспортном средстве для перевозки маломобильных групп населения, пассажиров с детскими колясками

 

 

 

 

наличие в транспортном средстве низкого пола

 

 

 

 

наличие в транспортном средстве системы безналичной оплаты проезда

 

 

 

 

наличие в транспортном средстве речевого автоинформатора, выдающего в автоматическом режиме информацию о текущей и следующей остановках по маршруту регулярных перевозок, а также иную необходимую информацию

 

 

 

 

наличие в салоне транспортного средства электронного информационного табло с бегущей строкой, отображающего информацию о текущей и следующей остановках по маршруту регулярных перевозок, температуре воздуха окружающей среды и в салоне

 

 

 

 

наличие в транспортном средстве внешних электронных маршрутоуказателей (передний, задний, боковой с отображением информации о маршруте)

 

 

 

 

наличие в транспортном средстве кондиционера

 

 

 

 

наличие кресел повышенной комфортности с регулируемым наклоном спинки (для междугородных маршрутов)

 

 

 

 

наличие багажного отсека (для междугородных маршрутов)

 

 

 

 

наличие оборудования, осуществляющего непрерывную аудио- и видеофиксацию (обеспечивающих хранение записанных данных) работы водителя, переднего и заднего вида, а также салона транспортного средства

 

 

 

 

наличие оборудования для использования газомоторного топлива

 

 

 

 

наличие в транспортном средстве возможности бесплатного подключения через WiFi к сети "Интернет"

 

 

 

 

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (присваивается соответствующий балл по каждому транспортному средству, сумма полученных баллов по всем автобусам делится на количество транспортных средств)

 

 

 

 

до 3 лет включительно

 

 

 

 

более 3 лет до 5 лет включительно

 

более 5 лет до 10 лет включительно

 

Количество баллов

 

 

 

 

Порядковый номер заявки

 

 

 

 

 

Согласно протоколу«...» победителем был признан ИП Салмин Алексей Петрович, второе место – ООО «Авто Лидер», третье – ООО «ТМК 1».

Впоследствии победитель ИП Салмин А.П. отказался от получения свидетельства в пользу ООО «Авто Лидер», в результате чего 16.09.2021 свидетельство об осуществлении перевозок согласно журналу выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок года выдано ООО «Авто Лидер» и с 17.09.2021 Общество приступило к осуществлению перевозок по маршруту № 101с.

Исходя из письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (вх. 6878-ЭП/22) установлено, что письмом от 4 апреля 2022 года № 34 ООО «Авто Лидер» обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики об изменении класса и вместимости задействованных для осуществления перевозок по маршруту № 101с «Чебоксары (Университет) - Новочебоксарск (Сокол)» автобусов в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Чувашской Республики, утверждённым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2020 г. № 54 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка изменение класса и вместимости задействованных для осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту автобусов относится к изменению маршрута.

В соответствии с пунктами 2.8 и 2.9 Порядка заявление об изменении маршрута рассматривается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления, по территории которых проходит маршрут.

Заявление ООО «Авто Лидер» было рассмотрено Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики совместно с администрациями городов Чебоксары и Новочебоксарск.

По результатам рассмотрения заявления перевозчику согласовано изменение класса и вместимости задействованных для осуществления перевозок автобусов с большого класса на большой и средний класс, что подтверждается копией приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 23 мая 2022 г. № 02-03/106 «О внесении изменений в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики».

Основанием обращения в министерство с просьбой изменения вместимости классов транспортных средств послужило изъятие лизинговой компанией автобусов, задействованных ООО «Авто Лидер» на маршруте №101с 16.05.2022 (указанное также подтверждается публикацией информации на официальном сайте уполномоченного органа https://mintrans.cap.ru/ news/2022/05/23/o-situacii-na-mezhmunicipaljnom-marshrute-n-101s-c).

Из указанной публикации следует, что ситуация с изъятием у перевозчика автобусов (прим. ООО «Авто Лидер») произошла по причине просрочки перевозчиком лизинговых платежей за указанные автобусы и не проведением должной работы с лизинговой компанией по оплате задолженности и реструктуризации долга. Из публикации также следует, что на маршруте применяются транспортные средства среднего класса.

По информации ООО «Автолайн» после того, как с маршрута № 101 с исчезли газовые автобусы большого класса, ООО «Авто Лидер» стало испытывать нехватку автобусов на маршруте № 101с и 101, что повлекло за собой нарушение расписания движения автобусов, в связи с чем, уполномоченный орган установил последнему срок до 30 мая 2002 года для приведения перевозок по указанным маршрутам в соответствие с расписанием.

Таким образом, с момента изъятия лизинговой компанией автобусов, задействованных ООО «Авто Лидер» на маршруте № 101с с 16.05.2022 и до настоящего времени на маршруте используются транспортные средства среднего класса.

Как следует из содержания протокола №3, ИП Салмин А.П и ООО «Авто Лидер» получили наивысшее количество баллов (...) за заявленные транспортные средства большой вместимости и наличие оборудования для использования газомоторного топлива (...), при этом за максимальный срок эксплуатации транспортных средств ИП Салмин А.П и ООО «Авто Лидер» получено баллов меньше, чем ООО «ТМК-1» ( ИП Салмин А.П — ... баллов, ООО «Авто Лидер» - ... баллов, ООО «ТМК -1» - ... баллов).

Следовательно, преимущество в конкурсе ИП Салминым А.П и ООО «Авто Лидер» по лоту №1 получено исключительно за заявленные транспортные средства большой вместимости и наличие оборудования для использования газомоторного топлива.

Вместе с тем, если бы ООО «Авто Лидер» изначально были заявлены транспортные средства средней вместимости, то Общество получило бы ... балла (... балла минус ... баллов (ГМТ) минус ... баллов (большая вместимость т/с) плюс ... баллов (средняя вместимость т/с) вместо полученных ... баллов.

Следовательно, ИП Салмину А.П. было бы начислено ….балла (... баллов минус ... (ГМТ) минус ... баллов (большая вместимость т/с) плюс ... баллов (средняя вместимость т/с) вместо полученных ... баллов.

Таким образом, ООО «Авто Лидер» было бы получено ... балла, то есть ниже чем ООО «ТМК-1» - ... балла, что исключило бы возможность присвоения заявке ООО «Авто Лидер» второго порядкового номера и, как следствие, получения победы в конкурсе, после отказа ИП Салмина А.П.

Изменение вместимости транспортного средства является значительным критерием для оказания данного вида услуг, кроме того, изъятие лизинговой компанией автобусов, задействованных ООО «Авто Лидер» на маршруте № 101с, не является форс — мажором, решение указанного вопроса находится исключительно в ведении ООО «Авто Лидер».

Также материалами дела подтверждается и не опровергнуто ответчиком изначальное отсутствие газобаллонного оборудования (далее - ГБО) в транспортных средствах, используемых на маршруте после изъятия заявленных в конкурсе транспортных средств.

Так, согласно сведениям МВД по Чувашской Республике ООО «Авто Лидер», представленным по запросу от 29.12.2022, действия по внесению изменений в конструкцию транспортного средства в части установки газобаллонного оборудования осуществлены фактической регистрацией в период с «....», лишь одно транспортное средство обеспечено ГБО с «...»

Указанное, в том числе, безусловно подтверждает, что после изъятия надлежащих транспортных средств, маршрут 101 с был обеспечен транспортными средствами с худшими характеристиками, чем заявленными в рамках конкурса.

Таким образом, представление ООО «Авто Лидер» в рамках конкурса транспортных средств с наилучшими характеристиками, которые должны быть задействованы в перевозках пассажиров, позволило получить дополнительные преимущества перед иными участниками, что в последующем и обеспечило Обществу победу в конкурсе.

Однако, отказ от использования в дальнейшем заявленных транспортных средств указывает на недобросовестность ООО «Авто Лидер» при участии в открытом конкурсе.

Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон №220) к сведениям, включенным в реестры маршрутов регулярных перевозок относят: характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу части 1 статьи 29 Федерального Закона №220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе по обращению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства.

В силу изложенного, ООО «Авто Лидер» после утраты необходимых транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в конкурсе, должно было обратиться в уполномоченный орган власти с заявлением об аннулировании свидетельства, что сделано им не было.

Изменение вместимости транспортного средства является значительным критерием для оказания данного вида услуг, кроме того, изъятие лизинговой компанией автобусов, задействованных ООО «Авто Лидер» на маршруте № 101с, не является форс — мажором, решение указанного вопроса находится исключительно в ведении ООО «Авто Лидер» и связано с соответствующими предпринимательскими рисками.

Представление ООО «Авто Лидер» в рамках конкурса транспортных средств с наилучшими характеристиками, которые должны быть задействованы в перевозках пассажиров, позволило получить дополнительные преимущества перед иными участниками, что в последующем и обеспечило Обществу победу в конкурсе. ООО «Авто Лидер» взятые на себя обязательства не исполнило.

Согласно сведениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, установлено, что в период с 17.09.2021 по 30.07.2022 пассажиропоток на маршруте 101 с увеличился с 90,77 тыс. чел до 242, 556 тыс. чел.

Указанное выше не позволяет признать приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 23 мая 2022 г. № 02-03/106 2022-7174 «О внесении изменений в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики» доказательством, указывающим на обоснованность действий ООО «Авто Лидер» по замене транспортных средств.

Действия ООО «Авто Лидер» на маршруте №101 с в период с 16.05.2022 по настоящее время направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в том числе, не участвовавшим в торгах, что запрещено ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции») под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (пункт 9 статьи 4 и статьи 14.1-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»), но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. 

Совокупность признаков, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией заключаются в следующем:

1)       юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка;

2)       действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;

3)       своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующее нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;

4)       конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем рынке по отношению к конкурентам.

Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с п. 9 ст. 4 и ст. 14.1 - 14.8 Федерального закона №136-ФЗ  «О защите конкуренции», если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в статьях 14.1-14.8 названного Закона, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту, стремящемуся к тому же результату.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией такие действия должны одновременно: совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом, быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречить законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинять (иметь возможность причинять) убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту либо наносить (возможность наносить) вред его деловой репутации (причинение вреда).

Совокупность указанных действий признается актом недобросовестной конкуренции. Для квалификации конкретных совершенных лицом действий как акта недобросовестной конкуренции следует исходить из цели таких действий (пункт 17 постановления Пленума ВАС РФ № 11).

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту №101 «Чебоксары-Новочебоксарск» на территории Чувашской Республики, установлено, что на территории Чувашской Республики ООО «Авто Лидер», ООО «Автолайн», являются конкурентами на рынке оказания услуг в сфере пассажирских перевозок.

Материалами дела подтверждается, что обязательства ООО «Авто Лидер», взятые на себя при участии в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» (лот № 1) по обеспечению маршрута транспортными средствами большей вместимости, фактически не исполняются, следовательно, представление на конкурс транспортных средств большой вместимости, носило формальный характер и было направлено исключительно на получение статуса победителя конкурса.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 25).

Таким образом, ООО «Авто Лидер», прекратив использование на маршруте № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» (лот «...») транспортных средств большой вместимости, и обратившись в уполномоченный орган власти с просьбой согласовать возможность использования транспортных средств другой категории вместимости, совершило акт недобросовестной конкуренции, злоупотребило правом, тем самым, нарушило указанные нормы законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости.

В свою очередь, согласно положениям Федерального закона №220-ФЗ класс и вместимость задействованных для осуществления перевозок автобусов в соответствии с конкурсной документацией является критерием оценки претендентов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту. Следовательно, данные сведения являются предметом торгов.

Частью 4 статьи 22 Федерального Закона № 220-ФЗ изменение предмета торгов не допускается.

В рассматриваемом случае, орган исполнительной власти не вправе воспользоваться предоставленным правом изменять маршрут регулярных перевозок путем изменение класса транспортных средств, по-скольку в данном случае в силу положений закона отсутствует право на изменение класса транспортных средств, отраженного в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, полученном по результатам открытого конкурса.

Такое изменение после проведения конкурса приведет к изменению его предмета, что недопустимо в силу части 4 статьи 22 Федерального Закона №220-ФЗ, и может повлечь за собой ущемление интересов потенциальных участников конкурса, опирающихся на требование о необходимости наличия транспортных средств определенного класса.

Согласовывая ООО «Авто Лидер» изменение класса и вместимости задействованных для осуществления перевозок автобусов на более низший класс, уполномоченный орган фактически согласовал изменение предложенных конкурсных условий ООО «Авто Лидер» на более худшие по характеристикам.

Исходя из приведенных выше положений закона, уполномоченный орган был обязан провести новый конкурс, что однако осуществлено не было.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, на основании статей 23, 39, 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 21.12.2022 лицам, участвующим в деле, направлено заключение об обстоятельствах дела №ВК/8527/2022, между тем на момент вынесения решения по настоящему делу, какие-либо возражения и документы, опровергающие выводы Комиссии в материалы дела не представлены.

С учетом установленных выше обстоятельств, а также представленных лицами, участвующими в деле, сведений и документов, Комиссия по рассмотрению дела №021/01/14.8-941/2022 приходит к выводу, что действия ООО «Авто Лидер», выразившиеся в прекращении использования на маршруте № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» (лот № 1) транспортных средств большой вместимости, ранее заявленных на открытом конкурсе, и в последующем обращении в уполномоченный орган власти о согласовании возможности изменения транспортных средств другой категории вместимости, образуют нарушение статьи 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Ввиду того, что на момент вынесения решения информация о прекращении ООО «Авто Лидер» действий по использованию на маршруте №101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» (лот № 1) транспортных средств, ранее не заявленных на открытом конкурсе, обществом не представлена, Комиссия считает необходимым выдать предписание о необходимости осуществления действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Авто Лидер» (ИНН 2130165078, юридический адрес: 428034, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Университетская, д. 38, к. 3 пом. 2), выразившиеся в замене и использовании на маршруте №101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)» (лот № 1) транспортных средств большой вместимости, ранее заявленных на открытом конкурсе, на транспортные средства средней вместимости, нарушением статьи 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Авто Лидер» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии ...

 

Члены Комиссии

…...

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны