Решение №НВ/8591/20 Реклама признана ненадлежащей. от 10 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 021/05/5-1047/2020

10 ноября 2020 г. г. Чебоксары

Комиссия Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства  о  рекламе (далее – Комиссия)  в составе: председатель Комиссии: «...» члены Комиссии: «...» рассмотрев дело № 021/05/5-1047/2020, возбужденное в отношении ИП Карпычевой Светланы Викторовны (ОГРИП 309213034200040), в связи с распространением рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе – ИП Карпычевой С.В. согласно представленному ходатайству о рассмотрении дела в ее отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России, в порядке части 2 статьи 36 Закона о рекламе возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ИП Карпычевой С.В.

Основанием для возбуждения дела послужило осуществление 10.09.2020 контрольного мероприятия за соблюдением требований Закона о рекламе в части размещения наружной рекламы  в  границах г. Чебоксары, в соответствии с которым установлено следующее. В месте нахождения парикмахерской, имеющей название «Семейная», расположенной по адресу г.Чебоксары, пр-т Московский, д.10, установлено размещение информации – вывески, располагаемой перед входом в занимаемое парикмахерской помещение  (2 этаж),  которую продавцы (исполнители) обязаны довести до потребителя (пункт 1 статья 9 Закона «О защите прав потребителей»): фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес), режим работы.

Информация, указанная на вывеске, также содержала требуемую законодательством организационно – правовую форму - ИП Карпычева С.В. (ИНН 550711387368, ОГРН 309213034200040).

Таким образом, в рассматриваемом случае компания разместила, установленные законодательством, сведения на фасаде здания, в котором она располагается.

Такая информация (независимо от манеры ее исполнения) рекламой не признается (пункт 2 части  2 статьи 2 Закона о рекламе).

Вместе с тем, в месте нахождения парикмахерской «Семейная» выявлена стационарная конструкция, стабильного территориального размещения, монтируемая и располагаемая на внешней стене здания над входом в помещение данной парикмахерской, следующего содержания: «Парикмахерская MATRIX1 в салонах Америки».

Размещение вышеназванной информации зафиксировано посредством составления акта фиксации наблюдения и фотографирования (в материалах дела).

По факту указанной рекламы ИП Карпычева С.В. представила в Комиссию пояснения, согласно которым следует, что ИП Карпычева С.В. никак не связана с размещением рассматриваемой рекламы на рекламной конструкции, расположенной в вышеуказанном месте.

Конструкция с содержанием «Парикмахерская MATRIX1 в салонах Америки» ей не принадлежит.

При этом, ИП Карпычева С.В. указала, что для деятельности по оказанию парикмахерских услуг приобретает продукцию марки MATRIX у поставщика - ООО «Профкосметика-НН».

Вместе с тем, в материалы дела согласно запросу были представлены следующие документы.

Копия выписки из ЕГРН, содержащая сведения об основных характеристиках объекта недвижимости нежилого помещения, занимаемого парикмахерской «Семейная», находящегося, согласно государственной регистрации права, в собственности Карпычевой С.В.

Копия счета на оплату косметической продукции для ухода за волосами от 12.05.2020, составленного между поставщиком ООО «Профкосметика – НН» и ИП Карпычевой С.В. в доказательство приобретения последней вышеуказанной продукции.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела информацию и документы в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона о рекламе, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", Комиссия пришла к следующему. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В данном случае, информация, размещенная при входе в парикмахерскую «Семейная», публично распространена, адресована неопределенному кругу лиц,  формирует интерес потребителей к товарам (продуктам по уходу за волосами) бренда MATRIX, что способствует продвижению потребления его продуктов  на рынке реализации аналогичной продукции. Содержание рассматриваемой информации, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и к ней применимы все требования, установленные Законом о рекламе. Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе.

В силу части 1 данной статьи определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление),  информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.                                                В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе). 

Обстоятельства дела свидетельствуют, что в месте нахождения парикмахерской «Семейная» выявлено распространение наружной рекламы, с использованием стационарной конструкции, стабильного территориального размещения, монтируемой и располагаемой на внешней стене здания над входом в помещение данной парикмахерской, следующего содержания: «Парикмахерская MATRIX1 в салонах Америки».

При этом, согласно представленным ИП Карпычевой С.В. пояснениям, рассматриваемая рекламная конструкция ей не принадлежит. Комиссия с приведенными доводами не согласилась в силу следующего. 

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Чтобы установить и эксплуатировать рекламную конструкцию, необходимо предварительно согласовать ее установку с собственником (владельцем) земельного участка, здания или иной недвижимости, а после этого - получить соответствующее разрешение (части 5, 9 статьи  19 Закона о рекламе).

Деятельность по оказанию такого вида услуг как парикмахерские услуги в месте нахождения рекламы (г. Чебоксары, пр-т Московский, д.10) осуществляет ИП Карпычева С.В., в том числе, согласно  выписке из ЕГРИП, имеющей в сведениях об основном виде деятельности «Деятельность в предоставлении услуг парикмахерскими и салонами красоты (код 96.02).

Материалами дела установлено, что объект недвижимости нежилого помещения по адресу г. Чебоксары, пр-т Московский, 10, занимаемого парикмахерской «Семейная» (2 этаж), находится, согласно государственной регистрации права,  в собственности  Карпычевой С.В.

Из текста рекламы однозначно следует, что речь идет о парикмахерской и  о бренде MATRIX Реклама предназначена вниманию потребителей к данному бренду, поскольку привлекает интерес к товару марки данного бренда и явно направлена на желание использовать косметические средства для волос именно данной марки. Поскольку желание потребителя по уходу за волосами воспользоваться именно маркой, которая, в том числе, согласно рекламе является № 1, может быть реализовано лишь путем обращения в парикмахерскую, находящуюся в месте расположения рекламы, то очевидна направленность рекламы на этот результат. Согласно представленным ИП Карпычевой С.В. в материалы дела пояснениям и доказательствам, указывающим, что помещение парикмахерской находится в собственности  Карпычевой С.В., которая, в свою очередь, использует товары бренда  MATRIX, приобретая данную продукцию  у ООО «Профкосметика – НН», следует, что реклама имеет цель обращения потребителей именно в парикмахерскую «Семейная».

Кроме того, иные организации, осуществляющие парикмахерские услуги, во всем здании по адресу Московский пр-т, д. 10, отсутствуют. В этой связи, довод ИП Карпычевой С.В. о том, что конструкция с рассматриваемой рекламой ей не принадлежит, опровергается вышеизложенными обстоятельствами, и является не состоятельным.

Принадлежность рекламы к деятельности ИП Карпычевой С.В., осуществляемой парикмахерской «Семейная», в данном случае, с учетом месторасположения и цели рекламы, Комиссии очевидна. Не признание размещения рекламной конструкции с рассматриваемой рекламой в мете нахождения парикмахерской, приводят к выводу на желание ИП Карпычевой С.В. избежать предусмотренной ответственности за нарушение требований Закона о рекламе. В силу Закона о рекламе недостоверной признается та, которая в т. ч. содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара.  Исследовав представленные  в дело пояснения и  документы, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае объективное подтверждение того, что «MATRIX» действительно является «№ 1 в салонах Америки» отсутствует, в силу следующего.

Для обыденного сознания потребителей рекламы, в зависимости от личного социального и индивидуального опыта, характерно множественное понимание смысла того или иного текста.

Таким образом, рекламный слоган «MATRIX1» также может восприниматься потребителями рекламы по разному, но доминирующим смыслом данного слогана, логично является следующее.

Бренд MATRIX по всем показателям является самым востребованным  со стороны потребителей и качественным, а другие товары на рынке аналогичной продукции  не имеют данных показателей, поскольку  с точки зрения всех критериев превосходства, исключительно MATRIX представляет собой позицию № Вместе с тем, из вышеприведенного  разъяснения Постановления следует, что заявление о преимуществах, в том числе, слоган «MATRIX1 в салонах Америки», содержащий превосходную степень, определяемую значением № 1, должен иметь документальное  подтверждение и фактическое обоснование. В отсутствие конкретного критерия сравнения создается впечатление, что данный бренд обладает преимуществом по всем критериям из числа однородных, на рынке реализации аналогичной продукции.

Между тем, в городе Чебоксары работает большое количество парикмахерских, которые используют аналогичный товар, имеющий документы, подтверждающие высокое качество используемой ими продукции.                                                              

Разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления, определено, что при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Рассматриваемая реклама содержит сведения о преимуществах марка «MATRIX» перед всей остальной аналогичной продукцией, что служит элементом поддержания имиджа к марке «MATRIX», без указания на конкретные критерии, по которым идет сравнение.

Такое утверждение является некорректным сравнением аналогичного товара других изготовителей, то есть недостоверной рекламой.

Таким образом, реклама вводит потребителей в заблуждение и нарушает права потенциальных конкурентов. Требованием пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе определено, что реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недостоверной и не допускается. В материалы дела объективных подтверждений критериев продукции марки«MATRIX», в подтверждение заявленного рекламой текста, не представлено.

Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной.

  На основании изложенного,  рассматриваемая реклама содержит нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе  рекламодателем является  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем, как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы в целях продвижения данного бренда, является ИП Карпычева С. В. (ОГРИП 309213034200040), зарегистрированная в качестве таковой, согласно выписке из ЕГРИП, 08.12.2009 и имеющая в сведениях об основном виде деятельности «Деятельность в предоставлении услуг парикмахерскими и салонами красоты (код 96.02). На этом основании и на основании вышеизложенных доказательств, ответственность за выявленное нарушение требований, установленных частью 1 пункта 3 статьи 5 Закона о рекламе несет ИП Карпычева С. В. При этом, материалами дела установлено, что размещение рассматриваемой рекламы на момент рассмотрения дела не прекращено. Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В связи с тем, что распространение недостоверной рекламы в настоящее время не прекращено, Комиссия пришла к выводу о выдачи ИП Карпычевой С.В. предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, распространяемую в период сентябрь – ноябрь 2020 года по адресу г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 10, в месте нахождения парикмахерской «Семейная»,  содержащую текст: «Парикмахерская MATRIX1 в салонах Америки»,

         недостоверной, т.к. ее содержание нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

        2. Признать ИП Карпычеву С.В. (ИНН 550711387368, ОГРН 309213034200040) нарушившей пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

        3. Выдавать ИП Карпычевой С.В. предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе . 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Карпычевой С.В.

 

Председатель Комиссии «...»

 

Члены Комиссии «...»

Решение может  быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны