Решение №НВ/1882/24 Решение № 021/06/49-219/2024 от 10 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «НМТ»
Дело № 021/06/49-219/2024 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России о от 10.02.2023 №9 в составе:
"..."
при участии представителей от:
уполномоченного учреждения – Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."
заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» Порецкого муниципального округа Чувашской Республики (далее - Заказчик) – "..."
в отсутствие представителя от заявителя — акционерного общества «НМТ», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу акционерного общества «НМТ» на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524000938) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 16.02.2024 по подведомственности поступила жалоба акционерного общества «НМТ» (далее — Заявитель, АО «НМТ») на положения извещения о проведении электронного аукциона на создание современного библиотечного пространства Напольновской сельской библиотеки — МБУ «Централизованная библиотечная система» Порецкого муниципального округа (работы оригинальные в области дизайна) (изв. № 0815500000524002737).
Заявитель в жалобе указал следующее: «Заказчиком в «Описании объекта закупки» не указаны (не конкретизированы/не детализированы) характеристики товаров, значительным образом влияющие на стоимость товара, в силу чего, любой потенциальный участник, включая подателя жалобы, априори лишен возможности полноценного участия в закупке, принимая во внимание отсутствие конкретных сведений о товаре, позволяющих с достоверной точностью составление и направление заявки в соответствии с определенными требованиями заказчика:
1. Позиции №№ 1, 2, 3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17 - не указана толщина ЛДСП (различная толщина ЛДСП аксиоматично предполагает различную стоимость товара).
2. Позиции №№ 3, 5, 7, 14, 16 – заказчиком не определены конкретные модели требуемых кресел и стульев.»
Заявитель также просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
21.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524002737 о проведении электронного аукциона на создание современного библиотечного пространства Напольновской сельской библиотеки — МБУ «Централизованная библиотечная система» Порецкого муниципального округа (работы оригинальные в области дизайна), с начальной (максимальной) ценой контракта 2 126 590,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», «Проект государственного контракта», «Описание объекта закупки», «Требования к содержанию и составу заявки на участие», «Приложение № 2 «Дизайн-концепция интерьера Напольновской сельской библиотеки Порецкого Муниципального округа Чувашской Республики».
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктами 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
проект контракта.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе в ЕИС содержится каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования каталога), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
«Описанием объекта закупки» установлено, что Заказчику к поставке необходимы:
- Шкаф для учебных пособий (КТРУ 31.01.12.130-00000001);
- Тумба офисная деревянная (Тумба под кулер) (КТРУ 31.01.12.150-00000003);
- Кресло офисное (Кресло для персонала) (КТРУ 31.01.12.160-00000005);
- Стол письменный (Стол – трапеция) (КТРУ 31.01.10.000-00000005);
- Стул на металлическом каркас (Конференц – стул складной) (КТРУ 31.01.11.150-00000003);
- Шкаф для учебных пособий (Шкаф пенал) (КТРУ 31.01.12.130-00000001);
- Кресло офисное (КТРУ 31.01.12.160-00000005);
- Стеллаж офисный (Односторонний книжный стеллаж) (КТРУ 31.01.10.000-00000007);
- Стеллаж офисный (Односторонний книжный стеллаж) (КТРУ 31.01.10.000-00000007);
- Стеллаж офисный (Книжные стеллажи) (КТРУ 31.01.10.000-00000007);
- Стеллаж офисный (Стеллаж книжный) (КТРУ 31.01.10.000-00000007);
- Стеллаж офисный (Посадочный модуль книжного стеллажа) (КТРУ 31.01.10.000-00000007);
- Стол игровой для дошкольных учреждений (Стол модульный – треугольник) (КТРУ 31.01.12.121-00000018);
- Стул на деревянном каркасе (Стулья) (КТРУ 31.01.12.160-00000003);
- Шкаф для одежды металлический (Шкаф) (КТРУ 31.01.11.121-00000003);
- Кресло офисное (Подвесное кресло) (КТРУ 31.01.12.160-00000005);
- Стеллаж офисный (Стеллаж книжный) (КТРУ 31.01.10.000-00000007);
- Стеллаж офисный (Стеллаж книжный полочный двусторонний) (КТРУ 31.01.10.000-00000007).
При анализе извещения Комиссией установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.
Характеристики объектов закупки, включенные Заказчиком в описание объекта закупки, являются обязательными к применению в соответствии с описанием товара, работы, услуги используемых КТРУ.
Установление иных характеристик включенных в описание товара, работы, услуги по вышеуказанным КТРУ являются необязательными к применению.
Следовательно у Заказчика не возникает обязанности по их обязательному установлению.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 №ИЭА1 на участие было подано 7 заявок.
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта в указанном случае были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил, указанные доводы Комиссия считает необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу АО «НМТ» необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО «НМТ» на положения извещения о проведении электронного аукциона на создание современного библиотечного пространства Напольновской сельской библиотеки — МБУ «Централизованная библиотечная система» Порецкого муниципального округа (работы оригинальные в области дизайна) (изв. № 0815500000524002737) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
2024-2143