Постановление №ВК/7165/20 Предупреждение. от 17 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

по делу № 021/04/14.3-1017/2020

 

 

17 сентября 2020 г.                                                                                          г. Чебоксары

 

 

 «…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 17.09.2020, составленный «…» и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Дмитриева Александра Геннадьевича (ИНН/ОГРНИП 212408832730/318213000053661),

 

 

УСТАНОВИЛ: 

        

          Чувашским УФАС России в порядке части 2 статьи 36 Федерального закона от 03.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) рассмотрено дело № 021/05/28-105/2020 по признакам нарушения требований Закона о рекламе в отношении ИП Дмитриева А.Г.                                                                       Основанием для возбуждения дела послужило заявление, поступившее в Чувашское УФАС Росси 27.01.2020 (вх.№ 01-17/3) от Волго – Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации  (далее – Заявитель, банк) о размещении рекламной информации, противоречащей требованию Закона о рекламе в части оказания финансовых услуг лицом, не зарегистрированного в установленном порядке для осуществления данного вида деятельности и указанием в рекламе на не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара.

       

Решением Чувашского УФАС России от  08.07.2020 по делу № 021/05/28-105/2020 реклама, распространяемая в период с января по июнь 2020 года, по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21, с содержанием  текстов: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники»,        признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5,  части 14  статьи 28 Закона о рекламе.   

          При этом, ИП Дмитриев А.Г. признан нарушившим требования пункта 20 части 3 статьи 5,  части 14  статьи 28 Закона о рекламе.                                                   Комиссия Чувашского УФАС России пришла к указанному решению в силу следующего.

        Материалами дела было установлено, что в офисном помещении на первом этаже жилого дома по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21 осуществляет деятельность ИП Дмитриев Александр Геннадьевич (ИНН/ОГРНИП 212408832730/318213000053661), являющийся директором и учредителем ООО «ГРАНД» (ИНН /ОГРН 2130070972/1102130003689, наименование до 26.02.2019 ООО «ГРАНД ЛОМБАРД», дата регистрации - 31.03.2010, адрес «…», основной вид деятельности по ОКВЭД – 47.19 «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах»).                                                                       При этом, при входе офисное помещение по вышеуказанному адресу в период с января по июнь 2020 года размещалась следующая информация  «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД».                                                                                                             Кроме того, с правой стороны от входа в офисное помещение размещался баннер, содержащий, в том числе, следующую информацию: «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники».                                  Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.        

        Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (п.2 ст.3), может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                                                                                                                             В рассматриваемом случае представленная информация, размещенная по адресу: г. Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д.21 на электронном табло: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», а также информация, указанная на баннере: «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники», имеет наличие всех признаков, относящихся к понятию рекламы, поименованных в статье 3 Закона о рекламе.                                                            Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и к ней применимы все требования, установленные Законом о рекламе.                                             Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга по предоставлению потребительских займов под залог недвижимого имущества.                                                                                                           Общие требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона о рекламе.                                                                                                                       В силу части 14 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что  если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

        В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

        Таковыми являются Федеральные законы "О ломбардах", "О кредитной организации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации"

         В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196 – ФЗ «О ломбардах», ломбардом является   юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.                         Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".                                        Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.                                                                                   Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.                           Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.                                                                                               Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.                  Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.                                                                                                            В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.                                                                      В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.                                                Ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.                                                                                              Как указывает банк, ИП Дмитриев А.Г. не имеет статуса кредитной организацией либо некредитной финансовой организацией и не состоит Государственном реестре ломбардов, не поднадзорен Банк России и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закон N 353-ФЗ, представлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов),  следовательно, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, ломбардные операции.                                                                                          Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр, или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.                                                                Учитывая изложенное, размещенная ИП Дмитриевым А.Г. реклама по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21, содержащая информацию: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники», содержит нарушение требований части 14 статьи 28 Закона о рекламе.                                                                                  При этом,  ИП Дмитриев А.Г., определивший содержание вышеуказанной рекламы, с использованием слова «ЛОМБАРД», не зарегистрированный в установленном порядке для осуществления данного вида деятельности, вводит в заблуждение потребителей рекламы, что может приводить к нарушению их прав.          Общие требования к рекламе установлены в части 1 статьи 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и достоверная реклама не допускаются.                         В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.         Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации, которая делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг.                                           При этом, не обладая специальными сведениями о деятельности хозяйствующих субъектов на рынке реализации финансовых услуг, представляющих собой ломбарды, потребители ориентируются на информацию, указанную в рекламе, которая, в данном случае, в целях привлечения потенциальных потребителей к товарам и услугам ИП Дмитриева А.Г., содержит недостоверные сведения о продавце рекламируемого товара.                                            Комиссия пришла к выводу, что элементы спорной рекламы: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники» с достаточной очевидностью указывают на соответствующую деятельность по предоставлению краткосрочных займов.                           При этом, в рассматриваемом случае реклама являлась недостоверной, так как содержала не соответствующие действительности сведения о деятельности ИП Дмитриева А.Г., не являющегося специализированной коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.                                                                   Данная реклама финансовой услуги - предоставления краткосрочных займов, как было изложено выше, должна подчиняться запрету, установленному частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, т.е. может иметь место только со стороны лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в названной сфере.                               Таким образом, реклама, с указанием на недостоверную информацию искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением требований пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.         Распространение недостоверной рекламы влечет за собой ответственность в соответствии с Законом о рекламе.                                                                                             Согласно пункту 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5,  части 14 статьи 28  Закона о рекламе несет рекламодатель.                                                                                                                     В смысле Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статья 3 Закона о рекламе).                        Учитывая имеющуюся информацию, Комиссия пришла к выводу, что рекламодателем является    

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 4 статьи 38 Закона).         Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).                     В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.                                                                                                   Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.                                                                              Таким образом, ИП Дмитриев А.Г. по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностным лицом,  совершившим административное правонарушение в нарушение требованиям Закона о рекламе.                                                                                                                                 В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

 В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

           В силу части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.              

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное ИП Дмитриевым А.Г. правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.                                                При назначении наказания ИП Дмитриеву А.Г. учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, финансовое положение должностного лица.                                                                                                           Обстоятельства, отягчающие, либо смягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

Оценивая собранные по делу доказательства, прихожу к следующему.

С учетом установленных обстоятельств, ИП Дмитриев А.Г. виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как именно данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований Закона о рекламе, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При этом, Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.nalog.ru, ИП Дмитриев А.Г.         является субъектом малого и среднего предпринимательства, поскольку указана в качестве микропредприятия.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ИП Дмитриев А.Г.    является субъектом малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекался,  а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая совершение вменяемого административного правонарушения впервые, прихожу к выводу о возможности применения к нему меры административной ответственности в виде предупреждения.

По правилам части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.                                                                                                                          Предупреждение выносится в письменной форме.          

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.48, 29.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ИП Дмитриева А.Г.   виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ИП Дмитриеву А.Г. административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по  делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны