Решение №05-04/3492 Производство по делу № 15/05-АМЗ-2018 прекращено. от 16 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                            Дело № 15/05-АМЗ-2018

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен  15 мая 2019 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 15/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

при присутствии на заседании Комиссии ответчика– Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии заявителя- ООО «АККонд-торг»:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств - ИП Петровой Е.Г.,

 

рассмотрев материалы дела № 15/05-АМЗ-2018, возбужденного в отношении Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «АККонд – торг»,  (вх. Управления от 11.05.2018 г. № 05-10/2910) о нарушении антимонопольного законодательства Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30. В заявлении указывается, что 04 октября 2017 года на официальном сайте Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом было размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики. Проведение аукциона было утверждено распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 02.10.2017 №979-р.

Аналогичная информация о проведении аукциона была размещена в газете «Чебоксарские новости» №110 от 05.10.2017.

Организатором аукциона выступало Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Предметом аукциона являлось право на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.

На аукцион был выставлен, в том числе, лот №1 - право на заключение договора аренды земельного участка площадью 18 кв.м, с кадастровым номером 21:01:020501:30, почтовый адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 6 (местонахождения участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир - жилое здание. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад), вид разрешенного использования - эксплуатация торгового киоска (свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2009 серии 21 АА №»…»).

ООО «АККонд-торг» считает, что проведение аукциона на вышеперечисленных условиях противоречит нормам Федерального закона «О защите конкуренции», а именно, согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 №1205 с изменениями, данный земельный участок значится под номером 2.6.3 со специализацией торгового объекта с учетом ассортимента товара - «непродовольственные товары (печатная продукция)».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На данный момент победителем аукциона ИП Петровой Е.Г. на указанном земельном участке возведено временное сооружение - торговый павильон для торговли продовольственными товарами - пекарня. Павильон функционирует и осуществляет торговлю.

На основании вышеизложенного, заявитель считает, что организация аукциона аренды земельного участка с видом разрешенного использования - эксплуатация торгового киоска, что повлекло за собой строительство и ввод в эксплуатацию пекарни идет в разрез со схемой размещения нестационарных торговых объектов и грубо нарушает закон «О защите конкуренции», в частности, статью 17 указанного закона.

 

На основании вышеизложенного заявитель просит провести проверку и дать оценку правомерности действий вышеуказанных лиц.

 

По итогам рассмотрения обращения, в соответствии с наличием в действиях Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных бездействии по принятию мер в связи с невыполнением договорных обязательств и условий аукциона  победителем аукциона по лоту № 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 «…», которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке  аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало от 30.05.2018 Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики предупреждение (№ 05-04/3649) о необходимости прекращении указанных действий путем надлежащего исполнения договорных обязательств победителем конкурса «…», а именно использованием земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары утвержденной Собранием депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 г. № 1205, действовавшим на момент проведение аукциона и заключение договора, то есть со специализацией торгового объекта – непродовольственные товары (печатная продукция), в срок до «28» июня 2018 года.

 

В ответ на выданное предупреждение, Министерство письмом от 27.06.2018 № 12/04-9749 (вх. Управления от 27.06.2018 № 05-04/3847)  сообщило о направлении в Арбитражный суд Чувашской Республики  искового заявления о признании вышеназванного предупреждения недействительным, что свидетельствует о неисполнении предупреждения.

 

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 29.06.2018 № 61 возбуждено дело № 15/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления  в законную силу решения  суда.

 

26 октября 2018 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение, согласно которому  признано незаконным предупреждение Управления антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 30.05.2018 № 05-04/3649.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года по делу № А79-7201/2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставлено без изменения, а жалоба Управления- без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2019 года по делу № А79-7201/2018 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба Управления- без удовлетворения.

 

Определением о возобновлении производство по делу № 15/05-АМЗ-2018 от 18 апреля 2019 года производство по делу № 15/05-АМЗ-2018 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарный торговый объект определён как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона №381-ФЗ).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 приняты Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

 

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждён Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли в Чувашской Республики от 16.11.2010 № 184.

Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается в целях необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

 

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 г. № 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары", утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, специализация торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020501:30 относиться к непродовольственным товарам (печатная продукция), которой осуществляется круглогодично.

Пункт. 2.6.3 (выписка из Схемы, размещена на сайте (http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=1160056&gov_id=81)

 

2.6.3

в районе д. 6 по ул. Гагарина

киоск

18 кв. м

республиканская собственность

круглогодично

Непродовольственные товары (печатная продукция)

**

 

Согласно, кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 21:01:020501:30 от 28.09.2017 года № 21/301/17-393487, категория земель относиться к земле населённых пунктов, разрешения использование по документу для эксплуатации торгового киоска.

 

Из предоставленных документов Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 16.04.18г. № 11-10/5713 (вх. Управления от 16.04.2018 №05-04/2421),  установлено, что земельный участок кадастровым номером 21:01:020501:30,  ранее был включён в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утверждённую решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 года № 1205, со специализацией - непродовольственные товары (печатная продукция), и находился в пользовании АО «Газета «Советская Чувашия» на праве аренды сроком с 25.10.2011 г. до 01.10.2016 г.

В связи с истечением срока действия указанного договора аренды в январе 2017 года в установленном порядке был объявлен аукцион на право заключения договора аренды под размещение торгового киоска (извещение № 281216/17905512). Аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

Заявлений о выдаче разрешения на использование данного участка под размещение нестационарного торгового объекта в Минюст Чувашии не поступило.

В связи с отсутствием желающих использовать земельный участок под размещение торгового киоска для реализации печатной продукции, Минюст Чувашии обратился в администрацию города Чебоксары с просьбой изменить специализацию торговых объектов на часть земельных участков республиканской собственности, включённых в Схему, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30, с «непродовольственные товары (печатная продукция)» на «продовольственные и непродовольственные товары».

Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 02.10.2017 г. № 979-р, было решено провести повторный аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 под размещение непродовольственные товары (печатная продукция), который  был объявлен на 09.11.2017 г.

Согласно заявок на участие в аукционе, предоставленными Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, по лоту № 1 подали заявки: ИП Петрова Екатерина Геннадьевна, ООО "Альфа", АО «Газета «Советская Чувашия», ООО Чебоксарский хлебозавод № 1", «…».

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды и безвозмездного пользования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики от 08.11.2017 года, комиссия допустила всех участников, по данному лоту, которые подали заявки.

Аукцион состоялся 09.11.2017 года в 10 часов 00 минут по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, 84.

Согласно протоколу об итогах аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, по лоту № 1 победителем аукциона была признана ИП Петрова Е.Г.

На основании проведенного аукциона, с ИП Петровой Екатериной Геннадьевной был заключён договор аренды земельного участка, находящийся в государственной собственности Чувашской Республики № 1359 от 11.12.2017 года.

На момент завершения аукциона по лоту № 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 и заключения договора с ИП Петровой Е.Г., специализация торгового объекта в п. 2.6.3 в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, не была изменена и относилась к непродовольственным товарам (печатная продукция).

Пункт 2.6.3. «Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», был изменен на продовольственные и непродовольственные товары лишь в редакции от 01.03.2018 1098.

То есть, на основании части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», данный нестационарный торговый объект должен был использоваться в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары действовавших на момент проведения аукциона, что не было сделано победителем аукциона  ИП Петровой Е.Г., так как после победы в аукционе на право аренды земельного участка ИП Петровой Е.Г. на данном земельном участке было возведено временное сооружение – торговый павильон для торговли продовольственными товарами – пекарня.

 

В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находилось заявление Министерства юстиции  и имущественных отношений Чувашской Республики о  признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30.05.2018 № 05-04/3649  (Дело № А79-7201/2018).

26 октября 2018 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение, согласно которому  признано незаконным предупреждение Управления антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 30.05.2018 № 05-04/3649.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года по делу № А79-7201/2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставлено без изменения, а жалоба Управления- без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2019 года по делу № А79-7201/2018 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба Управления- без удовлетворения.

В своих решениях суды пришли к итоговому выводу об отсутствии в действиях Минюста Чувашии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что к моменту вынесения оспариваемого предупреждения решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 01.03.2018 № 1098 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 № 1205» внесены изменения в сроку 2.6.3 в столбце 7 на «продовольственные и непродовольственные товары».

В связи с вышеизложенным, суды полагают, что у  антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи Министерству оспариваемого предупреждения.

 

В связи наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 15/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (428004, Чувашская Республика, г. Чебоксары, б. Президентский д. 10, ИНН 2129039343, ОГРН 1032129000375), производством прекратить.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

 

 

 

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны