Решение №НВ/1788/21 Жалоба признана обоснованной в части. от 19 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «ВАЗ-Строй»

 Дело № 021/06/51-208/2021                         г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 № 3 в составе:

 

представителя от заказчика – Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики —

от общества с ограниченной ответственностью «ВАЗ-Строй» -

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «ВАЗ-Строй» на положения аукционной документации заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее — заказчик), Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3 (изв. №0115200001121000306) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 09.03.2021 обратилось ООО «ВАЗ-Строй» с жалобой на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3 (изв. №0115200001121000306).

В жалобе заявитель указывает на неправомерное установление заказчиком в конкурсной документации критериев оценки заявок, в частности заявитель считает, что представление копий актов выполненных работ (являющихся объектом закупки) подписанных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, ограничивает число участников закупки и не соответствует принципу обеспечения конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявитель сообщает о нарушениях законодательства о контрактной системе в проекте контракта конкурсной документации.

Учитывая вышеизложенное, Заявитель просит провести проверку конкурсной документации на соответствие законодательству о контрактной системе и выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушения.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. № 2298-ЭП/21 от 12.03.2021, № 2353-ЭП/21 от 15.03.2021).

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

26.02.2021 в 17 час. 12 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001121000306 о проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3, с начальной (максимальной) ценой контракта 740 982 200,00 руб.

1. Согласно доводу жалобы ООО «ВАЗ-Строй», установленные критерии оценки заявок, по предоставлению копий актов выполненных работ (являющихся объектом закупки) подписанных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, ограничивает число участников закупки.

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:

1) Стоимостной критерий – 60 %. Коэффициент значимости равен 0,6;

2) Нестоимостной критерий № 2.1 – 40 %. Коэффициент значимости равен 0,4.

Согласно конкурсной документации критерий №2.1, в рамках которого оценивается предложение участника об объемах, а именно оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), учитываются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. Указанные документы должен быть подписаны не ранее чем 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанной нормой закона пунктом 27(2) постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (ред. от 25.06.2020) «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок) установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Комиссией установлено, что в пункте 2 приложения № 1 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части конкурсной документации заказчиком по нестоимостному критерию выбран показатель – «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)».

При этом указано, что общая стоимость исполненных контрактов (договоров) должна подтверждаться копиями следующих документов:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Правила оценки заявок не содержат ограничений по сроку подписания документов, предоставляемых участниками закупки для оценки заявок, вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В целях подтверждения опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» участники должны представлять копии документов, подписанных также не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Данные требования законодательства по причине технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера закупаемых товаров, работ, услуг, установлены Правительством РФ в целях отбора только тех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способных поставить товар, выполнить работы, оказать услуги исходя из необходимого уровня квалификации для повышения результативности, эффективности осуществления закупок.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия такого опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.

Кроме того, в рассматриваемом случае, заявителем не представлено в материалы дела документов, свидетельствующих об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводам жалобы ООО «ВАЗ-Строй», установленные требования к Подрядчику: о наличии у него обязанности на предоставление соответствующих сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество используемых для выполнения работ оборудований, материалов, изделий и конструкции, а также о вывозе строительного мусора в место указанное Заказчиком, являются необоснованными и нарушают права Подрядчика.

Пунктом 3.1.12 Проекта контракта конкурсной документации установлено, что Подрядчик обязан на все используемые для выполнения работ оборудование, материалы, изделия и конструкции иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. В случае отсутствия вышеуказанных документов, Заказчик вправе отказаться от подписания Актов о приемке выполненных работ (Форма КС-2), в которых указаны работы, выполненные с применением таких оборудования, материалов, изделий и конструкций.

Пунктом 3.1.13 Проекта контракта конкурсной документации установлено, что Подрядчик должен осуществлять уборку и содержание места производства работ и прилегающей к нему территории, включая участки дорог, тротуаров и газонов, вывозку строительного мусора в места указанные Заказчиком.

Представителем Заказчика пояснено, что установление указанных требований не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также отмечено следующие.

При входном контроле применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям НД, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда (пункт 9.9. СП 48.13330.2019).

При осуществлении строительства, на основании договора, базовыми организационными функциями подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лица, осуществляющего строительство, являются: осуществление строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов, технологий, конструкций, оборудования, полуфабрикатов и изделий требованиям технических регламентов, проектной (ПОС) и рабочей документации (пункт 4.9 СП 48.13330.2019)

Согласно п. 9.9 Свода правил СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2019 г. N 861/пр) при входном контроле применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям НД, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда.

Согласно п. 7.13. СП 48.13330.2019 Лицо, осуществляющее строительство, должно оборудовать строительную площадку, выходящую на городскую территорию, пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а также устройствами или бункерами для сбора мусора (пункт 7.13. СП 48.13330.2019)

Согласно п. 8.6 Методических рекомендаций но составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое РФ, протокол от 5 октября 1999 г. N12) «Строительный мусор вывозится Подрядчиком в места, указанные Заказчиком».

Так же согласно п. 2.2.11. Методических рекомендации по разработке условий договора подряда по разделу "Производство работ". Том III. МДС 80-10.2000 (одобрено Минстроем РФ от 13 октября 1995 г. протокол N 23-10/7) «Подрядчик за свой счет осуществляет уборку и содержание строительной площадки и примыкающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, вывозку строительного мусора с площадки в период строительства и в места, указанные представителем заказчика.»

Таким образом, Комиссией установлено, что требования в пунктах 3.1.12 и 3.1.13 проекта контракта, не противоречат нормам Закона о контрактной системе, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

3. Согласно доводу жалобы ООО «ВАЗ-Строй», Заказчик в пункте 3.1.22 проекта контракта неправомерно установил требование, согласно которому, подрядчик должен самостоятельно получить разрешение на строительство, что не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поэтому подлежат исключению.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, условия исполнения контракта, установленные в документации о закупке, должны раскрывать потребность заказчика в закупаемых работах и соответствовать требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 3.1.22 Проекта контракта Подрядчик обязан подготовить всю необходимую исходно-разрешительную документацию для получения разрешения на строительство. Получить разрешение на строительство. Нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ, как со стороны самого Подрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядчиков.

Как следует из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Более того, согласно части 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

С учетом изложенного, требование о получении указанных документов подрядчиком противоречит градостроительному законодательству.

Кроме того, указанные требования отсутствуют в Типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр.

С учетом изложенного, в проекте контракта содержатся незаконные условия в части получения подрядчиком разрешения на строительство, что противоречит части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, приказу Минстроя России от 14.01.2020 9/пр.

Таким образом комиссиям Чувашского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "ВАЗ-Строй" по данному доводу, а действия Заказчика признает нарушающими требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО « ВАЗ-Строй» обоснованной в части указания в проекте контракта о необходимости получения Подрядчиком разрешения на строительство, а в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВАЗ-Строй» на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3 (изв. №0115200001121000306), обоснованной в части указания в проекте контракта о необходимости получения Подрядчиком разрешения на строительство.

2. Признать в действиях Заказчика – Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики нарушение части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны