Определение №05-04/3189 Рассмотрение дела № 021/01/17-41/2019 отложено на 21 мая. от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 021/01/17-41/2019

 

30 апреля  2019 года                                                                                                    г. Чебоксары

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/17-41/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя-  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

при присутствии на заседании Комиссии ответчика- Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике":

-«…»

 

рассмотрев материалы дела № 021/01/17-41/2019, возбужденного в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Член Комиссии «…» сообщила, что в Чувашское УФАС России поступило обращение Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации, перенаправленное письмом ФАС России от 22.02.2019 № АЦ/13477/19 (вх. Управления от 04.03.2019 № 05-04/1236) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" о нарушении антимонопольного законодательства при  заключении договоров на техническое обслуживание  и ремонт служебного автотранспорта. В обращении указывается следующее. Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" проведены аукционы, в электронной форме, размешенные на электронной площадке www.zakupki.gov.ru. по результатам которых в 2017-2018 годах заключено восемь государственных контрактов с ООО «Авторегион» (ИНН: 1215099400), ООО «ЛуидорСервис-Чебоксары» (ИНН: 2130117236) и ООО «Сервис Ч» (ИНН 2130058333) на общую сумму «…» рублей.

Данные государственные контракты заключены с единственными участниками торгов, то есть в отсутствии конкурентной борьбы.

При этом заказчиком при размещении заказов были предприняты меры по ограничению конкуренции и не допуску к участию в открытом аукционе других организаций, предоставляющих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.

Так, пункт 1 технического задания (приложение № 2 к документации о проведении каждого аукционов) содержит условие нахождения станции технического обслуживания исполнителя на удалении не более 10 км от места расположения заказчика. При этом административная граница города Чебоксары (в сторону г. Москвы) удалена от них на 20 км.

Установление такого требования лишено практического смысла, так как предметом государственных контрактов является обслуживание и ремонт автомашин территориальных подразделений управления, которые находятся на удалении до 200 км от г. Чебоксары.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 «Правила описания объекта закупки» Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количество участников закупки.

Также при рассмотрении обращения установлено следующее. Согласно приложению 2 к Документации об электронном аукционе Описание объекта закупки (Техническое задание) «… 2.4. Услуги по техническому обслуживанию транспортных средств включают в себя гарантийные и постгарантийные регламентные работы, рекомендованные заводом-изготовителем при межсервисном пробеге.

2.5. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым Исполнителем. Проведение работ (оказание услуг) не должно повлечь снятия автотранспорта Заказчика с гарантии завода-изготовителя…»

Также пункт 5 Приложения 2 содержит « Требования к технической оснащенности и месту выполнения работ (оказания услуг):

5.1. Выполнение работ (оказание услуг) должно осуществляться на  станции технического обслуживания автомобилей (далее – СТОА) Исполнителя, которое должно иметь точный адрес и свободные подъездные пути до СТОА.

5.2.Все виды работ по плановому, гарантийному и послегарантийному техническому обслуживанию и ремонту автомобилей проводятся Исполнителем с использованием современных компьютеризированных средств диагностики, современного технологического оборудования, метрологических средств и инструментов, рекомендованных производителями автомобилей.

5.3. Исполнитель обязан иметь достаточный штат подготовленных специалистов высокой квалификации, прошедших обучение, для производства видов  работ (услуг) указанных в п. 4.1., связанных с ремонтом и обслуживанием автомобилей.

5.4. Транспортные средства Заказчика должны размещаться на круглосуточной, охраняемой стоянке, вместимостью не менее 30 машино-мест. Место выполнения работ и автостоянка должны быть оборудованы  видеокамерами с возможностью просмотра видеозаписей.

5.5. Исполнитель обязан иметь собственный склад наиболее часто применяемых при ремонте запасных частей и основных расходных материалов для проведения регламентного обслуживания, доставка отсутствующих запасных частей  должна осуществляться в сроки, не превышающие   2 рабочих дня.».

Таким образом, из описания объекта закупки следует, что потенциальный участник должен обеспечить как выполнение гарантийных, так и постгарантийных работ.

При этом, осуществляется обслуживание автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ГАЗель, грузового автотранспорта, ПАЗ и автомобилей иностранного производства (п. 4 Информационной карты). Следовательно, участник закупки должен иметь возможность осуществлять гарантийный работы на разные марки автомобилей, что требует наличия соответствующих договоров  со всеми производителями указанных автотранспортных средств. При этом для осуществления постгарантийных работ, наличие договоров с производителями не требуется.

Гарантийные обязательства-  это обязательства производителя, его официального  производителя, которые должны осуществляться  за счет производителя, но никак не за счет заказчика, соответственно включение в контракт  обязательств  по гарантии может  приводить к необоснованным расходам.

Следовательно, установленные заказчиком требования ограничивают количество участников аукциона, что является нарушением статьи 17 закона о защите конкуренции.

Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" «…» нарушения антимонопольного законодательства не признала. Сообщила следующее. В период 2017-2018 годов ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» заключено 5 (пять) государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту служебного автотранспорта ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» на общую сумму «…» рублей, в т.ч. 2 государственных контракта на общую сумму «…» рублей в 2018 году заключены в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.

Все 5 (пять) государственных контрактов были заключены по результатам проведения закупок в форме электронного аукциона, в которых всегда было более 2 (двух) участников (за исключением единственной закупки на сумму «…» рублей, по которой была подана 1 заявка), и по которым действительно проводились электронные торги с понижением цены за единицу услуги, в т.ч.:

- по извещению № 0815100000317000064 от 31.05.2017 подано  три заявки, все три участника допущены для участия в электронном аукционе;

-  по извещению № 08151000003170000103 от 18.09.2017 г. подано три заявки, все три участника допущены для участия в электронном аукционе;

- по извещению № 0815100000318000026 от 22.02.2018 г. подано три заявки, два участника допущены для участия в электронном аукционе, одна заявка отклонена из-за несоответствия требованиям извещения и документации о проведении электронного аукциона;

- по извещению № 0815100000318000047 от 19.06.2018 г. подано четыре заявки, три участника допущены для участия в электронном аукционе, одна заявка отклонена из-за несоответствия требованиям извещения и документации о проведении электронного аукциона. При этом отклоненным участником была подана жалоба на действия комиссии Заказчика, которая была рассмотрена Управлением Федеральной антимонопольной службой по Нижегородской области и признана необоснованной;

  •  по извещению № 0815100000318000061 от 30.10.2018 г. подана одна заявка, участник допущен, аукцион признан несостоявшимся, государственный контракт заключен с единственным поставщиком.

Таким образом, с учетом количества поступивших на участие в аукционах заявок и заявок, допущенных к участию в аукционе при проведении электронных аукционов, заказчик не совершил действий, которые привели к ограничению числа участников аукциона.

Более того, по всем пяти извещениям о проведении аукционов, информация опубликована на официальном сайте в информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС - Тендер» http://rts-tender.ru , т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44- ФЗ) была сообщена неограниченному кругу лиц.

Пояснила  необходимость установленного заказчиком в техническом задании по данным закупкам (приложение № 2 к документации об электронном аукционе) требования к месту выполнения работ: «... Чувашская Республика, город Чебоксары, по месту нахождения Исполнителя, но не далее 10 км от места расположения Заказчика...» тем, что, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Также согласно пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о кратком изложении условий контракта, содержащая наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

Таким образом, отсутствие в извещении о закупке сведений о месте выполнения работ является нарушением пункта 2 статьи 42 Закона № 44- ФЗ.

Минэкономразвития России в письме от 20 февраля 2017 г. № Д28и-699 подтверждает право заказчиков территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или расстояние в километрах. Таким образом, Заказчиком реализовано право определить в документации, как далеко должно находиться место оказания услуг. Считаем, что потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

При этом, пояснила, что ФГКУ УВО, находящееся по адресу г. Чебоксары, пер. полковника Валькевича, д.3 расположено в центре г. Чебоксары и если смотреть по карте по всем направлениям, то до окончания границ города расстояние всегда до 10 км: в сторону Москвы по Ядринскому шоссе, граница до д. Чандрово Московского района г. Чебоксары -10 км, до микрорайона Новый город в сторону НЧК - 7,7 км и 10 км - г. Новочебоксарск, ул. Советская; до Альгешево - 8,2 км, до Лапсар - 7,5 км.

Окончание границы в расстоянии 10 км от Заказчика в Южном направлении - п. Кугеси Чебоксарского района, в Северном направлении - п. Северный (граница с Республикой Марий Эл), в Западном направлении - д. Чандрово Московского района г. Чебоксары (граница с Чебоксарским районом Республики Чувашия), в Восточном направлении - г. Новочебоксарск, ул. Советская (карту г. Чебоксары с указанием территориальных границ, масштаба, а также указанием расположения ФГКУ УВО и сервисных центров (ремонтных мастерских) прилагаем).

Таким образом, заказчик, установив границы в пределах 10 км от своего местонахождения, не только не ограничил территориально технические станции, расположенные на всей территории г. Чебоксары, но и позволил принять участие в Закупке техническим станциям, расположенным и за территориальными границами г. Чебоксары: п. Кугеси Чебоксарского р-на, г. Новочебоксарск.

Определение места оказания услуг на территории г. Чебоксары также обусловлено потребностью Заказчика, поскольку основное количество автотранспортных средств (74,7%), принадлежащее ФГКУ УВО на праве оперативного управления, находится на территории города Чебоксары, г. Новочебоксарск и г. Кугеси Чебоксарского района и используется также преимущественно на территории г. Чебоксары, в т.ч.:

- по извещениям № 0815100000317000064 от 31.05.2017 г., № 08151000003170000103 от 18.09.2017 г., № 0815100000318000026 от 22.02.2018 г. и № 0815100000318000047 от 19.06.2018 г. были объявлены процедуры закупок на ремонт и техническое обслуживание 162 единиц автотранспорта, из которых 103 единицы эксплуатируются в г. Чебоксары (63,6 %), 12 единиц - в г. Новочебоксарск (7,4%), 6 единиц - в п. Кугеси Чебоксарского района (3,7 %), остальные (25,3 %) - в разных районах республики (Приложение № 2 к письму «Территория преимущественного использования транспорта);

- по извещению № 0815100000318000061 от 30.10.2018 г. была объявлена процедура закупки на ремонт и техническое обслуживание 78 единиц автотранспорта, из которых 37 единиц эксплуатируются в Чебоксары (63,6 %), 9 единиц - в г. Новочебоксарск (11,5%), 5 единиц - в п. Кугеси Чебоксарского района (6,4 %), остальные (18,5 %) - в разных районах республики.

Фактически по исполненным контрактам по вышеперечисленным извещениям, в 2017 году было отремонтировано всего 188 автомашин, из которых территориально находятся в г. Чебоксары - 150 машин, или 79,8%, 6 - машин п. Кугеси - 3,2%, г. Новочебоксарск - 11 машин, или 5.8%. т.г. 88,8 % автотранспорта с преимущественным использованием в г. Чебоксары и его ближайших границах. В 2018 году фактически отремонтировано всего 90 автомашин, из которых территориально находятся в г. Чебоксары - 60 машин, или 66,7 %, п. Кугеси - 3 машины, или 3,3 %, г. Новочебоксарск - 3 машины, или 3,3%, т.е. 73,3 % автотранспорта с преимущественным использованием в г. Чебоксары и его ближайших границах.

С учетом основной деятельности Заказчика по обеспечении: государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, служебный автотранспорт ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» должен находиться в исправном состоянии круглосуточно и ремонт автотранспорта должен производиться в кратчайшие сроки.

Пунктом 10.2 технического задания (Приложение № 2 к документации  об электронном аукционе) предусмотрена возможность  присутствия представителя заказчика при выполнении работ (оказании услуг) исполнителем с целью контроля за оказываемыми услугами, а штатом ФГКУ УВО специалисты, обладающие специальными познаниями в области ремонта автотранспортных средств, предусмотрены только непосредственно в Филиале ФГКУ УВО, расположенном на территории г. Чебоксары.

Также определение места оказания услуг на территории г. Чебоксары обусловлено еще и экономией денежных средств по расходу ГСМ при доставке транспорта к месту осуществления ремонта, т.к. большее количество транспорта территориально находится в г. Чебоксары и населенных пунктах, расположенных вблизи г. Чебоксары. Для ремонта автотранспорта филиалов, расположенных на удаленном расстоянии от г. Чебоксары, п. 1 технического задания (приложение № 2 к документации об электронном аукционе) предусмотрена доставка автотранспорта заказчика к месту проведения ремонта силами и за счет средств исполнителя.

В подтверждение отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, хочется еще отметить, что в радиусе 10 км от Заказчика находится как минимум 23 станции (автомастерские) технического обслуживания, которые могли бы быть участниками аукциона, и участие      которых некоим образом не ограничено заказчиком.

Также п. 15 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА» документации о проведении электронного аукциона предусмотрено, что победитель электронного аукциона в ходе исполнения контракта как исполнитель (Головной исполнитель) вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (исполнителей, участвующих в исполнении работ (оказании услуг)) и заключать с ними договоры, оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за исполнение обязательств по контракту, т.е. исходя из указанного пункта документации следует, что участником закупки может быть любое лицо на территории Российской Федерации, которое сможет привлечь также любое лицо, имеющее станцию техобслуживания со специальным оборудованием и специалистами, расположенную вблизи Заказчика.

Таким образом, требование Заказчика о месте оказания услуг было установлено в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 44- ФЗ, в которой определено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом № 44 - ФЗ при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.е. указанное требование установлено в целях уменьшения амортизации автотранспортных средств, расхода топлива, затрат по содержанию автомобилей, оперативного прибытия автотранспортных средств к месту нахождения заказчика, а также учитывался рабочий график работников (механиков) ФГКУ УВО.

Кроме того, Высший Арбитражный суд в решениях от 29.01.2013 № 11604/12 и от 28.12.2010 № 110117/10 указал, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Также в настоящее время сложилась практика по рассмотрению аналогичных дел территориальными Управлениями Федеральной антимонопольной службы, при которых жалобы об ограничении количества участников закупки путем установления требований к месту оказания услуг признаются необоснованными, если заказчики устанавливают место оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или расстояние в километрах. При этом заказчик предъявляет требования к месту оказания услуг, исходя из своей собственной потребности, а также при предоставлении доказательств наличия потенциальных исполнителей контракта, оказывающих услуги, соответствующие заявленным требованиям Заказчика по месту оказания таких услуг (Решение Нижегородского УФАС России от 14.03.2016 № 293- ФАС52-КТ-33-09/023-16; Решение Вологодского УФАС России от  17.01.2019    № 04-11/3-19; Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 декабря 2018 г. № 1423; Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 7 мая 2018 г. № 40КС, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 28 мая 2018 г. №ЖС-54/2018 и др.).

На основании изложенного, полагает, что заказчиком в документации указаны характеристики и условия объекта закупки не только в соответствии со своими потребностями, но и с соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и действия ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» не привели к ограничению конкуренции и ограничению доступа к участию в электронных аукционах.

 

Руководствуясь статьями 42, 45, статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № №  021/01/17-41/2019  отложить.

2. Назначить дело № №  021/01/17-41/2019  к рассмотрению на 21 мая 2019 года в 13 часов 00  минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).

3. Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике», в срок, не позднее 20 мая 2019 года представить:

- пояснения относительно указания в  описании объекта закупки выполнение гарантийных, так и постгарантийных работ;

- пояснения относительно заключенных договоров (контрактов) в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу, с разбивкой по каждому;

- дополнительные пояснения со ссылками на нормы права с учетом судебной практики относительно рассматриваемого Комиссией вопроса.

 

 

 

Примечания:

 

1.            Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 62-25-88.

2.            В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.            В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны