Решение №НВ/2719/24 Решение № 021/07/3-352/2023 от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3-352/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заказчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «МД проект» - "..."

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «МД проект» (далее — ООО «МД проект», Заявитель) на действия заказчика при проведении неконкурентной закупки по принципу "электронного магазина" у СМСП на приобретение интерактивного оборудования для обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (№ 32413569268),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 13.05.2024 поступила жалоба ООО «МД проект» на действия Заказчика при проведении неконкурентной закупки по принципу "электронного магазина" у СМСП на приобретение интерактивного оборудования для обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (№ 32413569268).

В жалобе Заявитель указал на наличие следующих нарушений:

1. В техническом задании есть характеристики, которые являются уникальными и, в связи этим отсутствуют аналоги с точно такими же характеристиками, а оборудование которое прописано поставить сможет только один поставщик, который это оборудование прописал;

2. В техническом задании содержится ряд чрезмерных характеристик, которые специально созданы для ограничения конкуренции и которые возможно исключить, при этом качество эксплуатации не пострадает. Например:

- п. Автоматизированное рабочее место обучающегося

характеристика: «Дополнительно две микросхемы BIOS для обеспечения отказоустойчивости;

микросхемы BIOS должны располагаться в разъемах без пайки для возможности извлечения без инструментов при замене или обслуживании.»

- п. Ноутбук

характеристика: «Разъѐмы внешних устройств Порт USB 3.2 Gen2 Type-A не менее 2

Порт USB 3.2 Gen2 Type-C не менее 2, Порт USB 3.2 Gen1 Type-A не менее 2

Порт USB 3.2 Gen1 Type-C не менее 1, Порт USB 2.0 Type-C не менее 1

Порт RJ-45 не менее 1; Порт DisplayPort 1.4 не менее 1; Порт HDMI 1.4 не менее 1;

Комбинированный разъём 3.5 мм аудио/микрофон, не менее 1;

Наличие интерфейса Display Port(через порт USB Type-C) не менее 1;

Поддержка зарядки ноутбука через порт USB Type-C»

- п. Моноблок

характеристика: «Встроенная видеокамера не ниже 5.0 Mп с механизмом складывания внутрь корпуса моноблока и гальваническим размыкателем; Возможность регулировки наклона камеры»

4. Имеется существенный недочет в документации, а именно: полностью отсутствуют технические характеристики по п. Светодиодный модульный экран -1 шт. В связи с этим имеется возможность поставки любого светодиодного табло, в том числе с худшими характеристиками, чем необходимо Заказчику.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание для устранения допущенного нарушения.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.2 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования Чувашской Республики, утвержденным решением Наблюдательного совета государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования Чувашской Республики, Протокол заседания наблюдательного совета от 21 июля 2023 г. № 4/23 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 03.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. (далее — ЕИС) размещено извещение № 32413569268 о проведении неконкурентной закупки по принципу "электронного магазина" у СМСП на приобретение интерактивного оборудования для обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет», с начальной (максимальной) ценой договора 16 855 061,00 рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Вместе с тем, это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Способы закупки регламентированы разделом 1.3. Положения о закупке.

Пунктом 7.2.17. Положения о закупке установлено следующее:

«Для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 7.1.1 Положения, Заказчик вправе провести закупку неконкурентным способом, порядок проведения которого предусмотрен пунктом 20.1 Положения об особенностях участия СМСП в закупках, (далее – неконкурентная закупка по принципу «электронного магазина» у СМСП). При этом необходимо соблюдать следующий порядок:

1) неконкурентная закупка по принципу «электронного магазина» у СМСП осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее по тексту настоящего пункта – электронная площадка). Неконкурентная закупка по принципу «электронного магазина» у СМСП не является торгами в соответствии со статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Неконкурентная закупка по принципу «электронного магазина» у СМСП осуществляются в случае, если предмет такой закупки включен в утверждённый и размещённый в единой информационной системе перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП. Требования к формированию указанного перечня содержатся в Положении об особенностях участия СМСП в закупках. При этом запрещается в рамках одного предмета закупки (лота) закупать товары (работы, услуги), включенные и не включенные в указанный перечень.

2) НМЦД не должна превышать 20 млн. руб.;

3) участник закупки, СМСП или самозанятый размещает предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг) на электронной площадке;

4) Заказчик формирует с использованием средств электронной площадки и размещает на электронной площадке извещение-документацию об осуществлении закупки, содержащее:

а) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

б) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика;

в) информацию о закупаемом товаре, работе, услуге, требования к таким товару, работе, услуге (наименование товара, работы, услуги и его характеристики), начальную цену единицы товара, работы, услуги с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, требуемый объем работы, услуги, единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, срок и место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав;

г) требования к участнику закупки из числа СМСП и самозанятых согласно подразделу 1.9 Положения;

д) сведения о НМЦД, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

е) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке согласно подпункту 7 настоящего пункта;

ж) проект договора;

з) обоснование НМЦД, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (при необходимости) согласно пункту 1.8.19 Положения;

к) сведения согласно пунктам 20, 23, 26 Положения об особенностях участия СМСП в закупках;

л) иные сведения, предусмотренные регламентом работы электронной площадки (при наличии).

Заказчик вправе изменить извещение-документацию об осуществлении закупки.»

Характеристики требуемого Заказчику товара указаны в Приложение №1 к Извещению-документации об осуществлении неконкурентной закупки.

Представитель Заказчика при рассмотрении пояснил, что 10 августа 2023 года в целях создания и развития образовательно - производственного центра (кластера) по химической отрасли в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» было подписано соглашению о партнерстве в Чувашской Республике государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарского химико-механического техникума» Министерства образования Чувашской Республики (далее - соглашение).

В рамках реализации соглашения и федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», была размещена закупка на поставку интерактивного оборудования для профессионального обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» № 32413569268.

Техническое задание к вышеуказанной закупке, было сформировано на основании инфраструктурных листов на материально-техническое оснащение образовательно-производственного центра (кластера) по химической отрасли в рамках реализации мероприятий профессионального обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» рекомендованных к утверждению Министерством просвещения Российской Федерации (Протокол рабочей экспертной группы от 31 января 2024 г. №3).

Техническое здание разработано в соответствии с потребностью Заказчика в целях осуществления профессионального обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» и содержит достаточно информации для оценки возможности и целесообразности участия в закупке.

По существу жалобы, поданной ООО «МД проект», представитель Заказчика также обосновал необходимость установления, характеристик, указанных в Техническом задании Заказчика, с учетом следующего:

- «Автоматизированное рабочее место обучающегося», требуется исключительно для обеспечения отказоустойчивости оборудования, также при возникновения гарантийного случая с одной из микросхем BIOS. Имеющееся оборудование останется работоспособным благодаря дополнительной микросхеме BIOS. Вышедшую из строя микросхему можно будет заменить без участия сервисного центра производителя (лишних финансовых затрат), так как микросхема извлекается без инструментов;

  • «Ноутбук», данное количество портов обоснованно, тем что можно подключать дополнительные периферийные устройства непосредственно в корпус ноутбука без использования дополнительных внешних устройств, так как дополнительные внешние устройства могут быть подтверждены, и на замену повреждённого устройства уйдет время и дополнительные расходы, что посодействует беспрерывному образовательному процессу;

  • «Моноблок», механизм складывания внутрь исключает возможность скрытого видеонаблюдения, что обеспечивает безопасность в выключенном состоянии.

    По вопросу характеристик по «Светодиодный модуль», в Техническое задание внесено изменение, на сегодняшний день заказчиком прописаны характеристики товара.

    От ООО «МД проект» и других участников закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке не поступало.

В опубликованной закупке не проводится выбор производителя, а лишь выбор поставщика оборудования для дооснащения необходимым оборудованием рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» Заказчику.

Положением о закупке товаров, работ, услуг Заказчика не предусмотрены требования относительно описания объекта закупки при проведении неконкурентной закупки.

Следовательно, Заказчик при проведении неконкурентной закупки у единственного поставщика на поставка интерактивного оборудования для профессионального обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет», указав конкретные характеристики поставляемою товара, не нарушил требования Закона «О защите конкуренции».

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч 3.2. ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, условия и порядок их применения, а также условия заключения и исполнения договора с учетом специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности.

При этом пунктом 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлены правила описания предмета закупки исключительно в отношении конкурентных закупочных процедур.

Соответственно, описание предмета неконкурентной закупки осуществляется без соблюдением требований части 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, сам по себе факт осуществления неконкурентной закупки с указанием конкретных показателей товара, не может рассматриваться в качестве нарушающего установленные в пункте 2 части 1 статьи 3 принципы, так как возможность осуществления неконкурентной закупки, при которой не соблюдаются требования условий части 3 статьи 3 Закона о закупках, изначально предусмотрен законодателем.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Потребности Заказчика являются одним из определяющих факторов при установлении соответствующих требований к функционально-техническим характеристикам приобретаемого им товара. Закон о закупках не содержит прямого запрета приобрести такой товар, который, по мнению Заказчика, в наибольшей степени отвечает его потребностям.

Степень детализации и механизмы доказывания Заказчиком потребности в конкретном товаре не регламентированы Законом о закупке и Положением о закупке.

Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы представлены письменные пояснения , согласно которым предмет закупки сформулирован в соответствии с потребностью заказчика, а также для достижения целей образовательной деятельности. Включение в описание предмета закупки особых характеристик обосновано спецификой использования Заказчиком такого товара, а именно для обучения учащихся.

Также Комиссией установлено, что в Извещение о проведении закупки были внесены изменения, которые размещены в ЕИС 08.05.2024. Таким образом, по позиции «Светодиодный экран» на момент рассмотрения Комиссией предусмотрены требуемые заказчику характеристики товара.

Вместе с тем Заявителем в жалобе не указано и документально не подтверждено чем именно установленные Заказчиком характеристики ограничивают его в праве принятия участия в закупке, в связи с чем данные доводы жалобы признаны необоснованными.

Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что потенциальный участник закупки может подать соответствующий запрос о разъяснении положений документации о закупке, в том числе в части установленных характеристик.

Между тем, как следует из материалов дела, Заявитель своим правом не воспользовался, с запросом о разъяснении положений документации не обращался.

Вместе с тем, представителем Заказчика даны обоснования установленным характеристикам. Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Также Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что законодательство о закупках не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика не нарушают требования законодательства о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «МД проект» на действия заказчика - Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования Чувашской Республики при проведении неконкурентной закупки по принципу "электронного магазина" у СМСП на приобретение интерактивного оборудования для обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (№ 32413569268) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2024-3072

 

 

Связанные организации

ООО "МД проект»
ИНН 1655436128, ОГРН 1201600024361
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "НОВОЧЕБОКСАРСКИЙ ХИМИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ" МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2124009874, ОГРН 1022100909710
ЭТП ГПБ
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118