Решение №А79-11794/2019 Постановление суда от 8 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Владимир

«08» декабря 2020 года                                                    Дело № А79-11794/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря  2020 года

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б, Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «АлексПартнер» (ОГРН 1132130002003, ИНН 21300115302) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июля 2020 года по делу № А79-11794/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АлексПартнер», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 07.10.2019 № 021/01/18.1-641/2019.

 

при участии:

от заявителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики  - не явился, извещен

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «АлексПартнер»  – Смирнов Ю.И. по доверенности от 14.11.2019 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании.

от ответчика – не явился, извещен

от третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, индивидуального предпринимателя Быкова Сергея Владимировича  – Житарь Е.И. по доверенности от 10.10.2019 сроком действия три года.

от третьего лица индивидуального предпринимателя Евдокимовой Натальи Анатольевны – Смирнов Ю.И. по доверенности от 17.01.2019 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании.

от третьего лица индивидуального предпринимателя Казанкова Игоря Николаевича  - Смирнов Ю.И. по доверенности от 15.08.2019 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании.

от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Автолайн» - Житарь Е.И. по доверенности от 09.01.2020 сроком действия три года; Ладин В.В. – директор на основании решения №2 от 21.10.2016.

от третьего лица Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – не явился, извещен

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью "АлексПартнер" (далее по тексту - ООО «АлексПартнер», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии  с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее- УФАС по Чувашской Республике-Чувашии, Управление, ответчик) о признании недействительными решения и предписания от 07.10.2019 года №021/01/18.1-601/2019.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии, Министерство, заявитель) также обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии  с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 07.10.2019 № 021/01/18.1-641/2019 (с учетом описки УФАС по Чувашской Республике-Чувашии от 24.10.2019 года).

Определением от 18.11.2019 года арбитражные дела № А79-11794/2019 и № А79-11918/2018 объединены в одно производство, присвоен общий номер <...> А79-11794/2019.

К участию в деле в качестве третьих не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), общество с ограниченной ответственностью «Автолайн», Индивидуальный предприниматель Казанков Игорь Николаевич, Индивидуальный предприниматель Евдокимова Наталья Анатольевна,

Определением от 22.01.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, привлечен индивидуальный предприниматель Быков Сергей Владимирович (далее - ИП Быков СВ.), который просил признать недействительным решение от 07.10.2019 № 021/01/18.1-641/2019 в части отклонения довода Быкова С.В. о неправомерном присвоении заявке ООО «АлексПартнер» первого номера по лоту №57 на маршрут № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево» открытого конкурса.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии  от 28 июля 2020 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «АлексПартнер», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и индивидуального предпринимателя Быкова Сергея Владимировича отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «АлексПартнер» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.07.2020 по делу № А79-11794/2019 в части отказа в заявленных требований ООО «АвтоУспех» и Минтранса Чувашии отменить, заявления ООО «АвтоУспех» и Минтранса Чувашии удовлетворить.

ООО «АлексПартнер»  не согласно с решением Арбитражного суда Чувашской Республики в части отказа в удовлетворении заявления ООО «АлексПартнер» и Минтранса Чувашии об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Кроме того, ООО «АлексПартнер» не согласно с выводом арбитражного суда первой инстанции на основании системного анализа действующего законодательства о том, что «общество должно было иметь лицензию нового образца на момент подачи заявки».

Минтранс Чувашии также не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.07.2020 г. по делу № А79-11794/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению Минтранса Чувашии, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, а именно статью 6 Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», не применил закон, подлежащий применению, а именно статью 449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Минтранс Чувашии полагает, что поскольку ООО «АлексПартнер» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту № 109 сроком действия с 26.12.2019 г. по 25.12.2029 г., в силу требований Конкурсной документации исполнение выданного ответчиком  предписания невозможно ввиду наличия действующего свидетельства. Однако судом первой инстанции не учтены указанные обстоятельства и им не дана надлежащая оценка. Отдельно заявитель указывает, что решение суда первой инстанции в части определения даты подачи заявки ООО «АлексПартнер» Министерство транспорта не оспаривает.

ИП Быков СВ. представил отзывы на апелляционные жалобы заявителей, в которых поддерживает позицию ООО «АлексПартнер» о том, что лицензия должна была быть именно на дату рассмотрения заявок, то есть на дату допуска к участию в конкурсе, считает неправильным вывод суда о том, что лицензия должна была быть на дату подачи заявки, который, по мнению третьего лица, не привел к принятию неправильного по существу решения, поскольку на дату рассмотрения заявок, то есть на 12.09.2019 у ООО «АлексПартнер» не только не было лицензии на осуществление перевозок пассажиров и иных лиц автобусами, что не оспаривается сторонами по делу, но и такое заявление было подано только 01.10.2019 уже после подведения итогов конкурса. ИП Быков СВ.  просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, решение суда первой инстанции оставить в силе, изменив только мотивировочную часть решения В части указания на необходимость иметь лицензию на момент допуска к участию в конкурсе.

ООО «Автолайн» представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменений. ООО «Автолайн» указывает, что независимо от того, что суд посчитал верным вывод Чувашского УФАС о том, что ООО «АлексПартнер» необходимо было иметь лицензию на дату подачи заявки, а не на дату рассмотрения заявок, то есть на момент принятия решения о допуске к участию в открытом конкурсе, данный вывод не повлиял на правильность принятого решения, поскольку в любом из этих случаев, что на дату подачи заявки, что на дату рассмотрения заявок, и даже на дату подведения итогов конкурса, у ООО «АлексПартнер» не было действующей лицензии, что не позволяло ему стать участником открытого конкурса, а организатору конкурса допустить такого заявителя к участию в конкурсе.

В судебном заседании представитель ООО «АлексПартнер», выступая одновременно в качестве представителя индивидуального предпринимателя Евдокимовой Натальи Анатольевны и индивидуального предпринимателя Казанкова Игоря Николаевича  поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО «АлексПартнер» и в апелляционной жалобе Минтранса Чувашии, просил решение отменить.

Представитель ИП Быкова С.В., выступая одновременно в качестве представителя ООО «Автолайн», поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы, с учетом дополнений, просил решение оставить в силе, изменив только мотивировочную часть решения В части указания на необходимость иметь лицензию на момент допуска к участию в конкурсе.

В судебное заседание представители заявителя Минтранса Чувашии, ответчика  и третьего лица Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, приказом Минтранса Чувашии от 31.05.2019 № 02-03/93 был объявлен открытый конкурс на получение свидетельства об осуществлении перевозок по 58 межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике.

На участие в конкурсе по лоту № 57 маршрут № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево» было подано четыре заявки от ИП Быкова С.В., ООО «АлексПартнер», ИП Казанкова И.Н., ИП Евдокимовой Н.А.

В соответствии с протоколом № 2 от 13.09.2019 к участию в конкурсе по лоту № 57 были допущены все поступившие заявки.

Согласно протоколу № 3 от 19.09.2019 заявки ООО «АлексПартнер», ИП Быкова СВ., ИП Казанкова И.Н. набрали по 95 баллов, заявка ИП Евдокимовой Н.А. набрала 70 баллов.

Победителем по лоту было признано ООО «АлексПартнер».

При этом, в примечании указано, что исходя из обычаев делового оборота заявке ООО «АлексПартнер» был присвоен первый номер в связи с тем, что заявка зарегистрирована 04.07.2019, заявке ИП Быкова С.В. второй номер – зарегистрирована 08.08.2019, ИП Казанковой И.Н. третий номер – зарегистрирована 13.08.2019.

В Чувашское УФАС России 23.09.2019 поступила жалоба ИП Быкова С.В. на действия организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по лоту №57 на маршрут № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево».

ИП Быков С.В. указал, что конкурсная комиссия необоснованно присвоила заявке ООО «АлексПартнер» первый номер <...> поскольку предприниматель подавал заявку дважды 02.07.2019 и 08.08.2019. Заявка от 02.07.2019 была предпринимателем отозвана в связи с ее вынужденной корректировкой по вине организатора конкурса. Так же ИП Быков С.В. предоставил информацию о том, что ООО «АлексПартнер» не имеет действующей лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства Чувашским УФАС в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики» было возбуждено дело № 021/01/18.1-601/2019.

По итогам рассмотрения дела, антимонопольным органом было принято решение от 07.10.2019 № 021/01/18.1-641/2019, которым жалоба ИП Быкова С.В. признана обоснованной в части отсутствия у ООО «АлексПартнер» действующей лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что нормы, регулирующих порядок проведения торгов предусматривают право участника конкурса вносить изменения в свою заявку до истечения срока подачи заявок путем дополнения недостающими документами, а поскольку ИП Быков С.В. 23.07.2019 отозвал свою заявку, а новую подал 08.08.2019, то Минтранс Чувашии правомерно определил дату подачи заявки ООО «АлексПартнер» как 04.07.2019, а ИП Быкова - 08.08.2019. Комиссия Чувашского УФАС, также отметила, что ИП Быков С.В. не был лишен возможности внесения изменения в заявку. Так, предприниматель воспользовался данным правом по лоту № 13. В части отсутствия ООО «АлексПартнер» лицензии, антимонопольный орган указал, что ООО «АлексПартнер» имело бессрочную лицензию старого образца № АСС-21-012055 от 17.04.2013. Комиссией Чувашского УФАС был сделан запрос в МУГАДН по Чувашской Республике о наличии лицензии у ООО «АлексПартнер». МУГАДН по Чувашской Республике пояснило, что с 01.03.2019 лицензия, выданная ООО «АлексПартнер» АСС-21-01255 потеряла юридическую силу в связи, с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 27.02.2019 №195, вступившего в силу со дня вступления в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального Закона от 30.10.2018 №386-Ф3 «О части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». По состоянию на 01.10.2019 ООО «АлексПартнер» не выдавалась лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО «АлексПартнер» на момент подачи заявки, а также подведения итогов конкурса не соответствует требованиям пункта 3.2.1 Конкурсной документации - о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, что в соответствие с пунктом 3.4. Конкурсной документации является безусловным основанием для отказа ООО «АлексПартнер» в допуске к участию в открытом конкурсе.

Предписанием от 07.10.2019 № 021/01/18.1-641/2019 на организатора торгов - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики возложена обязанность в срок до 21.10.2019 устранить допущенные нарушения процедуры проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок согласно приказа  Минтранса Чувашии от 31.05.2019 № 02-03/93 по лоту №57 на маршрут № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево» путём: - отмены протокола № 2 и № 3 в части лота № 57 на маршрут № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево»; - возврата к рассмотрению заявок по лоту № 57 с учетом мотивировочной части решения Чувашского УФАС России; - продолжению процедуры конкурса по лоту № 57 с учетом мотивировочной части решения Чувашского УФАС России.

Не согласившись решением и предписанием, ООО «АлексПартнер» и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с соответствующими заявлениями.

Заявленные требования мотивированы тем, общество имело лицензию старого образца, действующую бессрочно. Кроме того, конкурсная документация не содержала требования о предоставлении лицензии нового образца. К моменту осуществления перевозок, у общества новая лицензия могла быть.

ИП Быков С.В. заявил в рамках настоящего дела самостоятельные требования и просил признать недействительным решение от 07.10.2019 № 021/01/18.1-641/2019 в части отклонения довода Быкова С.В. о неправомерном присвоении заявке ООО «АлексПартнер» первого номера по лоту №57 на маршрут № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево» открытого конкурса.

Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Министерства имеются нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку  заявка предпринимателя Быкова С.В. в полном объеме, со всеми дополнениями поступила в Минтранс Чувашской Республики 08.08.2019 года, в то время как заявка ООО «АлексПартнер» в полном объеме поступила 22.08.2019 года. По мнению ИП Быкова СВ., конкурсной комиссии необходимо было учитывать время формирования заявки в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что решение и предписание Управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей, поскольку ООО «АлексПартнер» на момент подачи заявки, а также подведения итогов конкурса не соответствовал требованиям пункта 3.2.1 Конкурсной документации - о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, что в соответствие с пунктом 3.4. Конкурсной документации являлось основанием для отказа ООО «АлексПартнер» в допуске к участию в открытом конкурсе. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при допуске к участию в конкурсе и рассмотрении заявки ООО «АлексПартнер» на участие в открытом конкурсе, было допущено нарушение условий конкурсной документации и требований  Закона № 220-ФЗ. ООО «АлексПартнер» необоснованно было допущено к участию в открытом конкурсе, и признано победителем. В то же время, суд отказывая ИП Быкову СВ. пришел к выводу о том, что Минтранс Чувашии правомерно определил дату подачи заявки ООО «АлексПартнер» как 04.07.2019, а ИП Быкова С.В. - 08.08.2019. ИП Быков С.В. не был лишен возможности внесения изменения в заявку.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

Частью 4 статьи 11 Закона № 220-ФЗ установлено, что межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (часть 2 статьи 21 Закона № 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: 1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии  предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе; 3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; 4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; 5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества); 6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

Отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Чувашской Республике регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 48 организация регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также участие в организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным законом Чувашской Республики или иным нормативным правовым актом Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что приказом Минтранса Чувашии от 31.05.2019 № 02-03/93 «О проведении открытого конкурса» утверждена конкурсная документация и решено провести открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике.

Требования к участникам открытого конкурса определены в разделе III Конкурсной документации, а также в пункте 4 Информационной карты конкурса.

Согласно пункту 3.2.1 Конкурсной документации участник открытого конкурса, должен отвечать среди прочего требованию о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3 Конкурсной документации требования, предусмотренные пунктами 3.2.1, 3.2.3 и 3.2.4 применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества.

Основанием для отказа в допуске к открытому конкурса является несоответствие требования, предъявляемым к участника открытого конкурса, установленным пунктом 3.2 настоящей конкурсной документации (пункт 3.4. Конкурсной документации).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Доводы ООО «АлексПартнер» и ИП Быкова С.В. о том, что лицензия должна была быть именно на дату рассмотрения заявок, то есть на дату допуска к участию в конкурсе, судом апелляционной инстанции отклоняются.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ, лицензированию подлежит такой вид деятельности как перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Положения Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" вступили в силу 01.03.2019.

Извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по спорному маршруту размещено организатором конкурса 31.05.2019, то есть после вступления в силу указанной нормы Закона N 99-ФЗ.

Следовательно, организатор конкурса обязан был руководствоваться новой редакцией пунктом 24 части 1 статьи 12 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Статьей 6 Федерального закона N 386-ФЗ предусмотрено, что в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

Лицензия, указанная в части 1 названной статьи, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев: реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения; изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней (то есть до 01.07.2019) со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления (часть 4 статьи 6 Закона N 386-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования норм законодательства, как правильно указал суд первой инстанции, участник открытого конкурса должен соответствовать установленным требованиям на момент подачи заявки на участие в конкурсе и, соответственно, иметь действующую лицензию, наличие которой позволит конкурсной комиссии удостовериться в том, что участник конкурса сможет приступить к осуществлению перевозок по муниципальному маршруту в соответствии с условиями конкурса.

Доказательств получения или обращения за получением на дату подачи заявки и дату принятия оспариваемого решения (07.10.2019) соответствующей лицензии в материалы дела ООО «АлексПартнер» не представлено.

Лицензия получена ООО «АлексПартнер» только 05.11.2019.

Тогда как, напротив, из пояснений МУГАДН по Чувашской Республике следует, что с 01.03.2019 лицензия выданная ООО «АлексПартнер» АСС-21-01255 потеряла юридическую силу в связи, с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 27.02.2019 №195, вступившего в силу со дня вступления в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального Закона от 30.10.2018 №386-Ф3 «О части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». По состоянию на 01.10.2019 ООО «АлексПартнер» не выдавалась лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Утверждение заявителей, что законодателем предусмотрен переходный период, в течение которого ООО «АлексПартнер» могло осуществлять такой вид деятельности как перевозка пассажиров автомобильным транспортом,  и могло участвовать в конкурсе на право перевозки пассажиров автобусами при наличии "старой" лицензии, правомерно не принимает судом   во внимание, поскольку не основано на нормах действующего законодательства.

При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции  о том, что ООО «АлексПартнер» на момент подачи заявки, а также подведения итогов конкурса не соответствовало требованиям пункта 3.2.1 Конкурсной документации - о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, что в соответствии с пунктом 3.4. Конкурсной документации является основанием для отказа ООО «АлексПартнер» в допуске к участию в открытом конкурсе.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при допуске к участию в конкурсе и рассмотрении заявки ООО «АлексПартнер» на участие в открытом конкурсе, было допущено нарушение условий конкурсной документации и требований Закона № 220-ФЗ.

Относительно доводов третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, ИП Быкова С.В., суд первой инстанции правомерно указал, что нормы, регулирующие порядок проведения торгов, предусматривают право участника конкурса вносить изменения в свою заявку до истечения срока подачи заявок путем дополнения недостающими документами, а поскольку ИП Быков С.В. 23.07.2019 отозвал свою заявку и подал новую 08.08.2019, то Минтранс Чувашии правомерно определил дату подачи заявки ИП Быкова - 08.08.2019. Заявка же ООО «АлексПартнер» была зарегистрирована 04.07.2019, не отзывалась, дополнения в заявку поступили 22.08.2019, в связи с чем Минтранс Чувашии правомерно определил дату подачи заявки ООО «АлексПартнер» как 04.07.2019. ИП Быков С.В. не был лишен возможности внесения изменения в заявку.

Согласно пункту 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание по делу.

Доводы  Минтранс Чувашии о том, что исполнение выданного предписания невозможно ввиду наличия действующего свидетельства об осуществлении перевозок, выданного ООО «АлексПартнер», судом отклоняются, поскольку действие свидетельства об осуществлении перевозок, выданного ООО «АлексПартнер» по маршруту № 109, прекращено приказом Минтранса Чувашии от 14.10.2020 № 02-03/192.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Управления соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителей.

Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителей с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

         решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июля 2020 года по делу № А79-11794/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «АлексПартнер» и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                      

М.Н. Кастальская

 

 

Судьи 

 М.Б. Белышкова

 

 

 

 Т.В. Москвичева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны