Решение №НВ/4951/21 Решение № 021/06/110.2-730/2021 от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Джули»

 

Дело № 021/06/110.2-730/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в отсутствие представителей заказчика – Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Норма», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев путем видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Джули» (далее – ООО «Джули») на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водопроводной сети в д. Кибечкасы Чебоксарского района Чувашской Республики (изв. № 0115300009821000015), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 08.07.2021 обратилось ООО «Джули» с жалобой на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водопроводной сети в д. Кибечкасы Чебоксарского района Чувашской Республики (изв. № 0115300009821000015) (далее – Электронный аукцион).

Из жалобы следует, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

- в нарушение требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о приемке и оплате выполненных работ, утвержденные Приказом № 9/пр;

- в нарушение части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, аукционная документация Заказчика не содержит график выполнения строительно-монтажных работ;

- в нарушение требований части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, Заказчиком не установлено требование о наличии взносов в фонд возмещения вреда.

На основании изложенного, ООО «Джули» просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

01.07.2021 Заказчиком – Администрацией Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300009821000016 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водопроводной сети в д. Варпоси Чебоксарского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 10 675 110,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

По доводу заявителя о том, что в нарушение требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о приемке и оплате выполненных работ, утвержденные Приказом № 9/пр, Комиссия установила следующее.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 9/пр утверждены типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - контракт), включают в себя типовые условия, поименованные вышеуказанным Приказом.

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрены условия о приемке и оплате выполненных работ.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство водопроводной сети в д. Варпоси Чебоксарского района Чувашской Республики, соответственно при осуществлении данной закупки Заказчик должен был применить условия типовых контрактов.

Установлено, что порядок и срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ в части соответствия объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки предусмотрены разделом 7 проекта контракта.

При этом, условия, предусмотренные Заказчиком в данном разделе отличны от условий, предусмотренных типовым контрактом, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Утверждение аукционной документации с нарушениями требований законодательства о контрактной системе образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

По доводу заявителя о том, что в нарушение части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, аукционная документация Заказчика не содержит график выполнения строительно-монтажных работ, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Установлено, что согласно условиям аукционной документации, работы, предусмотренные контрактом, выполняются без поэтапного разделения в течении 30 календарных дней с момента подписания контракта обеими сторонами (пункт 3.1 проекта контракта).

Оплата по данному контракту предусмотрена в один этап в сроки, установленные контрактом (в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и (или) Акта сдачи-приемки работ по Объекту на основании счета и/ или счета-фактуры (при отсутствии замечаний по качеству и объему выполненных работ).

Исходя из данных условий, наличие (отсутствие) графика выполнения работ не может повлиять на ход проведения работ, предусмотренных контрактом и проектно-сметной документацией.

Установлено, что в составе документации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, график выполнения работ отсутствует.

Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, ООО "Джули" не предоставлено.

По доводу заявителя о том, что в нарушение требований части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, Заказчиком не установлено требование о наличии взносов в фонд возмещения вреда, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Пунктом 27 Информационной карты аукционной документации предусмотрены требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона.

Так согласно указанному пункту, Заказчиком установлено требование к участникам закупки по предоставлению:

- выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 года № 86, или копия такой выписки

ИЛИ

- выписка из единого реестра членов саморегулируемых организаций (в соответствии с частью 13 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации), или копия такой выписки.

Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, в документации об Аукционе не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наряду с изложенным, Комиссией Чувашского УФАС России проведена внеплановая проверка по результатам которой установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Извещением установлены требования о том, что участником закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. Рублей.

Вместе с тем пунктом 9.3 проекта контракта, являющегося частью аукционной документации установлено, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере, рассчитанном в порядке, установленном пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года № 1042 (далее – Правила):

а) 10 процентов цены настоящего контракта (этапа) в случае, если цена настоящего контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены настоящего контракта (этапа) в случае, если цена настоящего контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

Однако, в нарушение требований части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также пункта 4 Правил, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, не содержит условия об ответственности исполнителя, предусмотренного пунктом 4 Правил.

Таким образом, Заказчиком не соблюдено требование части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно частью 30 статьи 34 Закона о контрактной систем, если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Вместе с тем, в Проект контракта аукционной документации Заказчик не включил указанное обязательство Подрядчика.

Следовательно, Заказчиком в проекте контракта не соблюдено требование части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления № 570 установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г..

В соответствии с пунктом 9.14 проекта контракта аукционной документации за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 процентов стоимости указанных работ (определяется в порядке, установленном пунктом 7 Правил).

Вместе с тем в проекте контракта аукционной документации отсутствуют возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, заключенному по результатам проведения аукциона, что не соответствует требованиям Постановления N 570.

Таким образом, отсутствие возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту не соответствует Постановлению N 570 и нарушает часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Джули» обоснованной в части доводов:

- по отсутствию в проекте контракта условий о приемке и оплате выполненных работ, утвержденные Приказом № 9/пр.;

- по неустановлению Заказчиком требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, а в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 34, части 30 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, также при проведении внеплановой проверки в действиях заказчика признать нарушение 11 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 31, части 8 статьи 34 , части 30 статьи 34 , часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся и на участие в аукционе не поступило ни одной заявки, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО «Джули».

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Джули» обоснованной в части доводов:

- по отсутствию в проекте контракта условий о приемке и оплате выполненных работ, утвержденные Приказом № 9/пр.;

- по неустановлению Заказчиком требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

2. Признать в действиях Заказчика - Администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики нарушение части 11 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 31, части 8 статьи 34 , части 30 статьи 34 , часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание не выдавать

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

2021-5751

 

 

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ ВУРМАН-СЮКТЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2116815687, ОГРН 1052135017461
ООО Джули
ИНН 6671106133, ОГРН 1206600033837