Решение №НВ/8213/22 Решение №021-06-48-1035-2022 от 7 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мед-Холл»

 

Дело № 021/06/48-1035/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей:

от уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

от заказчика – Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики"...",

в отсутствии ООО «Мед-Холл», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «Мед-Холл» (далее - заявитель) на действия Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - заказчик), Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее – уполномоченное учреждение), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 25.11.2022 поступила жалоба ООО «Мед-Холл» на положения извещения о закупке при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия - Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. №0815500000522010271) (далее – запрос котировок).

Заявитель считает, что техническое задание Заказчика вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

21.11.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000522010271 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия - Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 930 000,00 руб.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение запроса котировок в электронной форме с описанием объекта закупки.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о закупке №0815500000522009873 Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019).

Предметом закупки является поставка медицинского изделия - Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический, с установленным кодом ОКПД 2 - 26.60.12.119 - «Аппараты электродиагностические прочие».

Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. № Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что при формировании описания объекта закупки Заказчик должен был использовать каталог КТРУ, а именно КТРУ - 26.51.53.141-00000036 «Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический».

Из Каталога следует, что коду ОКПД2 26.60.12.119 соответствуют следующие позиции КТРУ: 26.51.53.141-00000035, 26.51.53.141-00000036, 26.51.53.141-00000034, 26.51.53.141-00000033, 26.51.53.141-00000032 «Анализатор биохимический».

Из пояснений Заказчика следует, что потребности лаборатории Получателя удовлетворяют анализаторы с количеством выполняемых тестов >270 и< 360 тестов/ч, тогда как в позициях 26.51.53.141-00000036 входят анализаторы с меньшим количеством выполняемых тестов. Поставка такого анализатора приведет к превышению допустимого времени для анализа проб пациентов и не удовлетворяет количеству проводимых тестов в лаборатории учреждения ежедневно. Более высокое количество выполняемых тестов сопровождается, как правило, увеличением мощности, энергопотребления и потребления очищенной воды, что ведет к неоправданному перерасходу средств, поэтому позиции 26.51.53.141-00000034, 26.51.53.141-00000033, 26.51.53.141-00000032 не являются оптимальными для Заказчика.

Помимо неудовлетворительной единственной характеристики, указанной в позициях КТРУ, множество критически важных параметров в них не указаны. В частности, кроме количества выполняемых тестов время, требуемое для анализа проб, зависит еще и от количества позиций для проб (образцов) и для реагентов в анализаторе. Возможность проведения необходимых лабораторией Получателя тестов зависит от перечня длин волн, на которых может проводиться анализ, типа используемой пробы, возможности выполнения тестов. Необходимый лаборатории уровень точности измерения зависит от диапазонов дозирования проб и реагентов. Экономичность работы зависит от минимального объема реакционной смеси. Использование систем автоматической идентификации реагентов на борту снижает количество ошибок и повышает качество анализа.

Кроме того, КТРУ не учитывает множество важнейших конструктивных и функциональных особенностей описываемого товара, которые крайне важны для Заказчика и присутствуют в техническом регламенте по составлению технического задания для государственных закупок - на Автоматические анализаторы для биохимических исследований (ГОСТ 55991.1-2014). В частности, в коде КТРУ отсутствует тип исполнения анализатора (п.п 5.2.2 ГОСТ 55991.1-2014), требования к уровню автоматизации измерения (п.п 5.2.4 ГОСТ 55991.1-2014), к оптимизации лабораторного процесса (п.п 5.2.5 ГОСТ 55991.1-2014), к номенклатуре видов исследований, выполняемых на оборудовании (п.п 5.2.8 ГОСТ 55991.1- 2014) и т.д.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время в КТРУ отсутствует позиция, удовлетворяющая потребности Заказчика.

Исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.

Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные требования, отражающие специфику применения автоматического биохимического анализатора с учетом конкретных потребностей и особенностей Получателя.

При отсутствии дополнительного описания объекта закупки, у Заказчика не будет возможности определить и приобрести медицинское оборудование, соответствующее потребности лечебного учреждения, что, в свою очередь, может повлечь за собой недостижение результативности осуществления закупки, а также не эффективное и не целевое расходование бюджетных средств, а в последствии простой оборудования и невозможность оказания квалифицированной медицинской помощи.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи несут медицинские организации, медицинские работники - а не поставщики, производители и другие участники закупки.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Закон № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, анализ описания объекта закупки показал, что в отношении медицинского изделия - Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический, в состав требований к товару включено указание на дополнительные характеристики, а также обоснование дополнительных характеристик товара, не содержащихся в КТРУ, в соответствии с пунктом 6 Правил.

Указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Таким образом, учитывая представленные от заказчика пояснения и документы, Комиссия приходит к выводу, что потребность заказчика в оборудовании, является объективной и обусловленной.

Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, следовательно, жалоба признана необоснованной.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Мед-Холл» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Мед-Холл» на положения извещения о закупке при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия - Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. №0815500000522010271) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех.

 

 

 

 

2022-9651

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2130097614, ОГРН 1122130000090
Общество с ограниченной ответственностью «МЕД-ХОЛЛ»
ИНН 7802342080, ОГРН 1057813229770
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490