Решение №ВК/6434/23 Решение № 021/06/31-855/2023 от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «ХЕКА»

 

Дело № 021/06/31-855/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары)"..."

заявителя — общества с ограниченной ответственностью «ХЕКА» - "..."

третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Спайнмедикс» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ХЕКА» (далее — Заявитель, ООО «ХЕКА», Общество) на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) (далее — Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 18.10.2023 поступила жалоба ООО «ХЕКА» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) на поставку аппарата рентгеновского для интраоперационного контроля (изв. № 0315100000523000281) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Заявитель сообщает, что положения извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

- Заказчиком установлены требования к поставляемому оборудованию, отвечающие характеристикам конкретной модели оборудования одного единственного производителя, что приводит к ограничению количества участников закупки;

- в извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемое оборудование.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, считает, что положение извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

10.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315100000523000281 о проведении электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского для интраоперационного контроля, с начальной (максимальной) ценой контракта 46 000 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о закупке № 0315100000523000281 Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019).

Предметом закупки является поставка аппарата рентгеновского для интраоперационного контроля, с установленным кодом ОКПД 2 - 26.60.11.112 - «Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические)».

Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. № Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что при формировании описания объекта закупки Заказчик должен был использовать каталог КТРУ, т. к. на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона было обязательные к применению позиция каталога КТРУ 26.60.11.112-00000038 - «Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая», содержащая описание товара.

Из пояснений Заказчика следует, что характеристика «Интерфейс синхронизации для совместной работы с трехмерной навигационной системой» (пункт 1.9.22 Описания объекта закупки) отсутствует в позиции КТРУ 26.60.11.112-00000038 «Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая». Вместе с тем, синхронизации работы с навигационной системой в условиях операционной деятельности Заказчика является одной из ключевой особенностей. Взаимодействие с навигационной системой позволяет при нейрохирургических операциях выбирать на основании произведенных рентгенаппаратом 3-D снимков оптимальную установку в корешок позвонка транспедикулярных винтов. То есть, навигационная система на основании сопоставления произведенных снимков и наложения специальных маркеров указывает хирургу наиболее оптимальный вариант установки винта, исключающий попадание в спинно-мозговой канал и нервные структуры спинного мозга. В соответствие с описанием позиции КТРУ 26.60.11.112-00000038 «Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая» режим работы можно выбрать только один, что не приемлемо, учитывая поступающий в учреждение контингент пациентов. Режим импульсной рентгеноскопии (пункт 1.9.1 Описания объекта закупки) позволяет в режиме реального времени без прерывания потока изображений контролировать процесс установки транспедикулярных винтов, а при операциях сердечно-сосудистого профиля с помощь введения контрастных веществ мониторировать сосудистые кровотечения. Кроме того, высокая скорость съемки позволяет получать актуальную картину лечебного процесса со сниженной (по сравнению с непрерывной скопией) дозовой нагрузкой, что также отсутствует в качестве характеристики в позиции КТРУ.

Наличие системы навигационной хирургической Stealth StationS8 для проведения чрескожных хирургических операций, производства «Медтроник Навигейшн, Инк», США, в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов №18055, представленной Заказчиком.

Таким образом, позиция КТРУ 26.60.11.112-00000038 не содержит характеристик, которые в полной мере могут удовлетворить потребности Заказчика, гарантировано обеспечивающим оказание медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В соответствии с принципами контрактной системы в сфере закупок, заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из этого следует, что выбор позиции КТРУ осуществляется заказчиком с учетом потребности заказчика и наличия обоснованных требований к характеристикам объекта закупки.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в нарушение Правил не был применен КТРУ 26.60.11.112-00000038, Комиссия Чувашского УФАС России признает необоснованным.

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком установлены требования к поставляемому оборудованию (пункты 1.2.8, 1.2.9, 1.7.1 Описания объекта закупки), отвечающие характеристикам конкретной модели оборудования одного единственного производителя, а именно установка передвижная рентгенодиагностическая с С-образной рамой Ziehm Vision RFD 3D (производитель «Цим Имаджинг ГмбХ», Германия, регистрационное удостоверение РЗН 2021/15760 от 11.11.2021), Комиссия установила следующее.

В Объекте закупки по оспариваемым позициям указано следующее:

п/п

Наименование

Технические и функциональные характеристики товара

Обоснование

1.2.8

Теплоемкость моноблока с трубкой при активном водяном охлаждении, кТЕ

Не менее 10 000

Высокая теплоемкость моноблока с трубкой обеспечивает длительную рентгеноскопию без перегрева трубки

1.2.9

Мощность рассеяния тепла моноблока с трубкой при активном водяном охлаждении, Вт

Не менее 1 000

Высокая скорость теплоотвода моноблока с трубкой необходима для обеспечения нелимитированного времени рентгеноскопии

1.7.1

Тип монитора

Жидкокристаллический дисплей

ГОСТ Р 55773-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские для интраоперационного контроля. Технические требования для государственных закупок"

 

При рассмотрении представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) пояснил, что Заказчик при подготовке описания закупаемого товара руководствовался положениями ГОСТа Р 55773-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские для интраоперационного контроля. Технические требования для государственных закупок». При определении совокупности функциональных и технических характеристик закупаемого аппарата, отвечающих потребностям оперирующих врачей-травматологов при проведении оперативных вмешательств по профилю нейрохирургия и детская хирургия, была установлено необходимость в максимально возможной работе рентгеновского излучателя (моноблока) без перерыва на охлаждение. Такое возможно при интегрировании в аппарат системы водяного охлаждения моноблока и увеличенной его теплоемкости от 10 000 кТЕ и мощности рассеяния тепла не менее 1000 Вт (пункты 1.28 и 1.2.9 Описания объекта закупки). Так, например, указываемый ООО «ХЕКА» в жалобе аппарат передвижной рентгеновский цифровой С-дуга «Cios Spin», производитель «Сименс Хэлскэа ГмбХ», Германия, должен иметь перерыв в течение 40 минут между фазами излучения при нагрузке 500 Вт. Вместе с тем, включенные в описание аппарата характеристики позволяют на примере установки передвижной рентгенодиагностической с С-образной рамой Ziehm Vision RFD 3D выполнять снимки при помощи рентгеновского излучения мощностью 600 Вт на протяжении более 3 часов без перерыва. Средняя продолжительность операции при детской хирургии с применением транспедикулярных металлоконструкций составляет более 2 часов, этап непосредственной установки транспедикулярных винтов обычно составляет более одного часа. Кроме того, в условиях одновременного проведения различных вмешательств в смежных операционных необходима непрерывная работы аппарата как в одной так в другой операционной. Необходимость перерыва для охлаждения в работы аппарата увеличивает время проведения хирургической операции и препятствует реагированию в сложных случаях когда необходимо проведение экстренного сканирования с получением картины лечебного процесса. Параметр пункта l.7.l Объекта закупки не является уникальным и относящимся к определенному производителю. Жидкокристаллические мониторы это стандартные мониторы, используемые, в том числе, для просмотра медицинских изображений. ТН-дисплей является подвидом жидкокристаллических (Liquid Crystal Display) дисплеев, в котором тонкоплёночные транзисторы производят управление активной матрицей.

В подтверждение информации относительно необходимости перерывов между фазами излучения Заказчик представил в Управление сведения из инструкций на оба аппарата.

Комиссия отмечает, что из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в извещение об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку извещение содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.

Заказчик вправе включать в описание объекта закупки требования, отражающие специфику применения аппарата ренгеновского для интраоперационного контроля с учетом своих конкретных потребностей и особенностей.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Также следует отметить что, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Также соответствие поставленного товара требованиям Извещения Заказчик проверяет при его приемке, в рамках исполнения государственного контракта.

В рассматриваемом описании объекта закупки содержатся требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, при этом описание не содержит указаний на товарные знаки и иные средства индивидуализации, которые могут ограничить число участников закупки.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признала данный довод необоснованным.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «ХЕКА» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ХЕКА» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) на поставку аппарата рентгеновского для интраоперационного контроля (изв. № 0315100000523000281) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2023-7404

 

 

Связанные организации

ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Чебоксары)
ИНН 2130037189, ОГРН 1082130003966
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХЕКА"
ИНН 9709082680, ОГРН 1227700387573