Решение №04-05/2725 По делу № 01/04-АМЗ-2019 установлено нарушение антимонопольн... от 15 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 1/04-АМЗ-2019                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 2 апреля 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела № 1/04-АМЗ-2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

при участии на заседании Комиссии:

представителя заявителя:

–  «…»

представителя ответчика:

–  «…»

рассмотрев дело № 1/04-АМЗ-2019 по признакам нарушения ООО «МВК «Экоцентр» (428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-кт, д. 19, корп. 11, пом. 2) пункта 3 части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – также Управление) обратилось ЗАО «Эверест» (вх. № 04-05/5699 от 14.09.2018) с заявлением о несоответствии направленного ООО «МВК «Экоцентр» проекта договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) правовым актам, регулирующим обращение с отходами и действиях, нарушающих антимонопольное законодательство, поскольку определенный способ учета ТКО предполагает увеличение стоимости услуги более чем в 12 раз.

В рамках рассмотрения заявления установлено, что ЗАО «Эверест» является собственником здания торгового центра «Мега Молл», расположенного но адресу:         г. Чебоксары, ул. Калинина, д. 105 «а».

В адрес общества поступило письмо ООО «МВК «Экоцентр» № 3606                            от 21.08. 2018 г. с предложением о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор).

Данное предложение ООО «МВК «Экоцентр» мотивировано наличием статуса регионального оператора, присвоенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по результатам конкурсного отбора 14.11.2017 (протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями от 14.11.2017 № 3/ТКО/2017).

Срок для представления документов на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО установлен ООО «МВК «Экоцентр» до 30.09.2018 г.

Также, 19.10.2018 в Управление через Прокуратуру Чувашской Республики поступило заявление ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» о несоответствии проекта договора оказания услуг по обращению с ТКО, в связи с ненадлежащим определением объема и стоимости услуги регионального оператора, представленного ООО «МВК «Экоцентр» для заключения.

Согласно заявлению ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» является компанией, управляющей ТРЦ «Мадагаскар» (г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, 21 А) (по агентскому договору с собственником здания – ООО «ИРН Групп»). В рамках выполнения функций по управлению ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» обеспечивает в том числе вывоз ТКО с территории ТРЦ «Мадагаскар».

В связи с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами региональным оператором по обращению с ТКО — Обществом с ограниченной ответственностью «МВК Экоцентр» всем собственникам ТКО предложено с 01.10.2018г. заключить с обществом новые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Проект договора приведен на сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru.

В соответствии проектом Договора учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных Приказом Минстроя Чувашии от 14.11.2017 г. № 03/1-03/1012 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Чувашской Республики», что не соответствует положениям Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО.

Как указывает ООО «Трейд Кэпитал Партнерс», согласно проекту Договора заявителю предлагается заключить договор с применением норматива накопления ТКО, предусмотренного пунктом 2.6. приказа Минстроя Чувашии от 14.11.2017 г. № 03/1-03/1012, который предлагается применять к торговым центрам и торговым комплексам. При этом стоимость услуг, подлежащих оплате, возрастает более чем в 6-8 раз, по сравнению с осуществляемой оплатой за фактически вывозимый объем ТКО на текущий момент.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона об отходах).

Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах).

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Статьей 24.8 Закона об отходах оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО отнесены к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов (статья 24.9 Закона об отходах).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 484 тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов. При этом единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО не может превышать стоимость услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, определенную по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО.

Приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 08.08.2018 №01/06-798 утверждена производственная программа ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год.

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 08.08.2018 №36-15/в утверждены предельные единые тарифы на услугу по обращению ТКО в Чувашской Республике для ООО «МВК «Экоцентр».

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Чувашской Республике для ООО «МВК «Экоцентр» со дня вступления в силу постановления по 31.12.2018 определены в следующих размерах:

 

N п/п

Наименование регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Ед. изм.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

1.

Общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр"

 

 

1.1.

потребители, кроме населения, рублей (без НДС)

куб. м

374,76

тонна

3507,32

1.2.

население, рублей (тарифы указываются с учетом НДС) <*>

куб. м

442,22

тонна

4138,64

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 8(17)) предусмотрено, что Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

 Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 24.7 Закона об отходах).

Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25. 08.2008 г. №641» (далее - Постановление № 1156).

В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных этим же Постановлением № 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением № 1156

Пунктом 5 типового договора определено, что, под расчетным периодом по  настоящему договору  понимается один календарный  месяц.  Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: ________________________________.

                      (размер оплаты указывается

                       региональным оператором)

Таким образом, в силу вышеназванного положения типового договора в договоре между сторонами требуется указание определенной конкретной цены услуги за конкретный объем предоставляемых услуг.

В пункте 2.1 проекта договора, направляемого ООО «МВК «Экоцентр» контрагентам, а также в договоре, размещенном на сайте ООО «МВК «Экоцентр» указывается, только, что оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора.

 Таким образом, условие пункта 2.1 проекта договора, ООО «МВК «Экоцентр» сформулировано в редакции отличной от императивной нормы типового договора.

Вместе с тем, Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для ООО «МВК «Экоцентр» установлен предельный единый тариф на услугу по обращению ТКО в Чувашской Республике. Это означает, что регулирующим органом установлен только максимальный размер тарифа, по которому региональный оператор может реализовывать свои услуги. Таким образом, предполагается, что окончательная стоимость оказываемых услуг будет определяться исполнителем услуги, однако эта цена может быть ниже утвержденного тарифа, но не может его превышать.

Наряду с этим заявителями сообщается и о том, что они ограничены в выборе способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, определенных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"

В пункте 5.1 проекта договора ООО «МВК «Экоцентр» определено, что учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а также указана формула для расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, который предусматривает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогично, пунктом 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Постановлением № 1156, также предусмотрено несколько способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов:

-        расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО;

-        исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Таким образом, Постановлениями Правительства РФ № 1156 и № 505  коммерческий учет твердых коммунальных отходов для собственников твердых коммунальных отходов предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Из анализа проекта договора ООО «МВК «Экоцентр» следует, что формула для расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, определяется исходя только из нормативов накопления ТКО, что не соответствуют положениям вышеуказанных нормативных актов и свидетельствует об ограничении прав хозяйствующих субъектов в выборе способа учета ТКО и навязывании невыгодных условий договора.

         Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него.

          В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

15.10.2018 на основании заявления ЗАО «Эверест», ООО «МВК «Экоцентр» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в направлении проекта договора ЗАО «Эверест» с условиями, отличными от условий, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением № 1156.

19.11.2018 ООО «МВК «Экоцентр» на основании заявления ООО «Трейд Кэпитал Партнерс», также выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в направлении проекта договора ООО «Трейд Кэпитал Партнерс»  с условиями, отличными от условий, предусмотренных типовым договором, утвержденным Постановлением № 1156.

ООО «МВК «Экоцентр» в установленный предупреждениями срок не прекратило действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и не внесло изменения в условия проекта договора о цене услуги и определении объема ТКО.

Также, в адрес Чувашского УФАС России поступило письмо ООО «Трейд Кэпитал Партнерс», в котором Заявитель сообщает, что не получило от ООО «МВК «Экоцентр» нового проекта договора на обращение с ТКО с внесенными изменениями, указанными в Предупреждении от 19.11.2018 исх. № 04-05/8395.

21.12.2018 в Управление поступило заявление Депутата Государственного Совета Чувашской Республики, в котором сообщается о действиях ООО «МВК Экоцентр» по навязыванию хозяйствующим субъектам условий договора по расчету размера платы за услугу по обращению с ТКО, исходя только из нормативов накопления ТКО.

В связи с неисполнением ООО «МВК «Экоцентр» предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 15.10.2018 исх. № 04-05/7464 и от 19.11.2018 исх. № 04-05/8395, а также многочисленными обращениями представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Чувашское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения пунктов 3, 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии представитель заявителя депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого Созыва сообщила, что в адрес Депутата Государственного Совета Чувашской Республики с октября 2018 года поступают многочисленные обращения представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросу навязывания ООО «МВК Экоцентр» условий договора по расчету размера платы за услугу по обращению с ТКО. Региональный оператор ООО «МВК «Экоцентр» при заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, являющимися собственниками объектов недвижимости с собственными местами накопления ТКО, расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО определяет исходя только из нормативов накопления ТКО, утвержденных Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 № 03/1-03/1012, при том что фактический объем образующихся ТКО от хозяйственной деятельности субъектов значительно ниже, что может свидетельствовать как о нарушении антимонопольного законодательства, так и неосновательном обогащении регионального оператора.

Также, представитель заявителя депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого Созыва сообщила, что согласно разъяснениям Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2018 № 02/01-121, при заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, в том числе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящимися (осуществляющими свою деятельность) в отдельных нежилых зданиях, у которых имеются собственные места накопления ТКО, и исключена возможность использования мест накопления ТКО иных потребителей, учет объема и (или) массы ТКО необходимо предусматривать исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Представитель заявителя ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» пояснила, что в октябре 2018 года ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» получило проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направленный ООО «МВК Экоцентр», в котором расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО определяется исходя только из нормативов накопления ТКО.  

Между тем, ранее ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» в адрес ООО «МВК Экоцентр» направляло заявку с указанием количества и объема контейнеров на контейнерной площадке Заявителя. Тем не менее, ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» получило договор, где расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО предусмотрен только, исходя из нормативов накопления ТКО.

17.01.2019 ООО «МВК «Экоцентр» направило ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» дополнительное соглашение № ДС-1 к договору ДПЮЛ-247 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором пунктом 1.2 предусмотрены альтернативные способы учета объема и (или) массы ТКО, определенные действующим законодательством. ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» с условиями расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО, указанными в дополнительном соглашении № ДС-1 к договору ДПЮЛ-247 согласилось, однако нарушение, связанное с не указанием размера платы за предоставляемую услугу, предусмотренного типовым договором, утвержденным Постановлением № 1156 ООО «МВК «Экоцентр» не устранило.

Представитель ООО «МВК «Экоцентр» в заседании комиссии также сообщил, что всем хозяйствующим субъектам, представившим региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов и их количестве в январе 2019 года, Обществом направлены дополнительные соглашения с указанием альтернативных способов учета твердых коммунальных отходов, а также внесены изменения в этой части в проект договора, размещенный на сайте ООО «МВК «Экоцентр».

В части указания размера цены за предоставляемую услугу изменения в договоры ООО «МВК «Экоцентр» не вносило. С требованиями Заявителей, а также Чувашского УФАС России в предупреждениях от 15.10.2018 исх. № 04-05/7464 и от 19.11.2018 исх. № 04-05/8395 по вопросу указания необходимого размера оплаты за предоставляемую услугу, представитель ООО «МВК «Экоцентр» не согласен.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Чувашским УФАС России 03.10.2018 проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики.

         По результатам указанного анализа на территории Чувашской Республики доминирующее положение с 01.10.2018 года  на товарном рынке оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов занимает ООО «МВК «Экоцентр».

Исходя из вышеперечисленного, на ООО «МВК «Экоцентр» распространяются требования  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

         Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

         При этом никакого принуждения, как физического воздействия, навязывание невыгодных условий не предполагает.

          Комиссией установлено, что ООО «МВК «Экоцентр» направило в адрес ЗАО «Эверест», ООО «Трейд Кэпитал Партнерс» проекты договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также ООО «МВК «Экоцентр» разместило на сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru проект договора, с  условиями пунктов 2.1 и 5.1-5.2 несоответствующих положениям постановлений Правительства Российской Федерации № 505 и № 1156, регулирующих деятельность регионального оператора по обращению с ТКО.

           При рассмотрении дела установлено, что ООО «МВК «Экоцентр» в нарушение пункта 5 типового договора, утвержденного Постановлением № 1156, в пункте 2.1 проекта договора, направляемого хозяйствующим субъектам, а также размещенного на сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru исключило условие по указанию конкретной цены размера платы услуги, указав в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, при этом окончив абзац второй указанного пункта словами: в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Указание размера платы таким образом изменяет редакцию одноименного условия типового договора, предусмотренного пунктом 5 раздела 5 Постановления № 1156.

          В нарушение пункта 15 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1156, ООО «МВК «Экоцентр» направило хозяйствующим субъектам, а также разместило на официальном сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО условие пункта 5.2 проекта договора по расчету объема и (или) массы твердых коммунальных отходов указав формулу для расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, исходя только из нормативов накопления ТКО), вместо  положений подпункта "а" пункта 5 Правил  и пункта 15 типового договора, которые предусматривают, коммерческий учет твердых коммунальных отходов, исходя как из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, так и количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

         По смыслу норм пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу данного законоустановления стороны договора не вправе изменять утвержденную типовую форму договора.

Отсутствие же в проекте договора ООО «МВК «Экоцентр», направляемого хозяйствующим субъектам, а также размещенного на сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru фиксированной цены за предоставляемую услугу, предусмотренной типовым договором, утвержденного Постановлением № 1156 может привести к установлению различных цен на одну и ту же услугу и созданию дискриминационных условий для различных субъектов хозяйственной деятельности, поскольку для ООО «МВК Экоцентр» установлен предельный единый тариф на услугу по обращению ТКО в Чувашской Республике, т.е. максимальный размер тарифа, при котором окончательная стоимость оказываемых услуг может определяться региональным оператором самостоятельно, но без его превышения.

 Формула для расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, указанная в проекте договора ООО «МВК «Экоцентр», направляемого хозяйствующим субъектам, а также размещенного на сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru на момент выдачи предупреждений от 15.10.2018 исх. № 04-05/7464 и от 19.11.2018 исх. № 04-05/8395 фактически предусматривала оплату услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, только исходя из нормативов накопления ТКО, которая по предварительным расчетам хозяйствующих субъектов, определялась в 6-12 раз выше стоимости услуг до начала деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики. Данное однозначно свидетельствует о создании для хозяйствующих субъектов невыгодных условий деятельности.

Таким образом, действия ООО «МВК «Экоцентр» по направлению хозяйствующим субъектам проектов договоров, а также по размещению на официальном сайте регионального оператора: mvkecocentr.ru проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями оплаты услуги только по нормативам накопления ТКО, без права выбора способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, сформулированных в редакции отличной от императивной нормы типового договора, утвержденного Постановлением № 1156, нарушают требования антимонопольного законодательства, поскольку потребителю навязываются условия договора, не выгодные для него.  

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «МВК «Экоцентр» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Ввиду того, что на момент вынесения решения неправомерные действия ООО «МВК «Экоцентр» не прекращены – в проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части указания фиксированной цены за предоставляемую услугу изменения не внесены, с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», Комиссия считает, что имеется необходимость в выдаче предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «МВК «Экоцентр» (ОГРН 1142130001430, ИНН 2130132322) нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ООО «МВК «Экоцентр» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии                                                          

«…»

 

Члены Комиссии:                                                                           

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны