Определение №ВК/7024/22 Определение о назначении дела 021/01/15-900/2022 от 14 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА 021/01/15-900/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

14 октября 2022 года г. Чебоксары

 

Председатель Комиссии Чувашского УФАС России "..." по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №021/01/15- 900/2022,

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) поступило обращение ИП Новикова А.М. на действия ООО «Аверс», выразившихся в прекращении теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по ул. Крылова, д. 7 в г. Чебоксары Чувашской Республики (далее — Объект).

В рамках рассмотрения обращения установлено, что между ИП Новиковым А.М. и ООО «Аверс» 30.01.2014 заключен договор снабжения тепловой энергией нежилого помещения №8 МКД №7 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары. Теплогенераторная многоквартирного жилого дома № 9 по улице Академика А.Н. Крылова осуществляет подогрев воды на нужды отопления нежилых помещений и в местах общего пользования многоквартирных жилых домов № 9 и № 7 по улице Академика А.Н. Крылова.

В 2019 году ООО «УК «Центр» отказалось возобновить с 01.10.2019 года новый договор аренды на помещение топочной в МКД № 9 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары, в связи с окончанием действия договора аренды от 01.10.2018.

Отказ в обеспечении объекта ресурсом ООО «Аверс» мотивировал прекращением статуса единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТСО).

При рассмотрении обращения в действиях ООО «Аверс» выявлен ряд признаков нарушения Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила). Нарушение указанных Правил квалифицируется по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с выявлением признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом от 25.11.2021 №143 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 021/01/10-1245/2021 в отношении ООО «Аверс».

Одновременно при рассмотрении указанного дела в действиях администрации г. Чебоксары также выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи со следующими обстоятельствами. Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила №808) в проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) (далее — ЕТО). Границы зоны (зон) деятельности ЕТО (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.

Согласно пункту 3 Правил №808, организации присваивается статус теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти), - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.

В проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций).

Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения. В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.

Порядок присвоения статуса ЕТО регламентирован пунктами 5-10 Правил №808.

Пунктом 11 Правил №808 установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

В силу пункта 19 Правил изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.

Согласно пояснениям администрации г. Чебоксары (от 18.10.2021, вх.10769-ЭП/22, от 12.12.2021 вх. 7884/19, от 09.03.2022, вх. 2211/22, от 01.04.2022 вх. 3248-ЭП/22) ООО «Аверс» мероприятия, направленные на прекращение утраты статуса ЕТО в рамках Правил №808, не осуществлены. 07.04.2022 (вх. 3848/22) ООО «Аверс» представлены на обозрение документы, содержащие в том числе, копию уведомления№28/5-1 от 28.05.2019 в адрес администрации г. Чебоксары о намерении прекращения статуса ЕТО. При этом уведомление не содержит данных (подписи службы входящей экспедиции, канцелярии либо штамп), подтверждающих факт его направления в адрес администрации города Чебоксары и получения его последней.

Одновременно администрацией г. Чебоксары (от 01.04.2022 вх. 3248- ЭП/22) факт получения какой- либо информации от ООО «Аверс» о намерении прекращения статуса ЕТО не подтвержден.

Из перечисленных писем администрации г. Чебоксары также установлено, что в связи с превышением численности населения города Чебоксары 500 тыс. чел. схема теплоснабжения подлежит утверждению Министерством энергетики Российской Федерации.

Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения Министерством энергетики Российской Федерации. Схема теплоснабжения города Чебоксары утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.12.2019 №1406 на период до 2035 года, где ООО «Аверс» определено в качестве единой теплоснабжающей организации в границах зоны деятельности котельных по ул. Крылова, дома №1 и №9.

На основании данного приказа постановлением администрации города Чебоксары от 31.12.2019 года №3266 Схема, утверждённая постановлением администрации города Чебоксары от 03.06.2014 № 2001, признана утратившей силу. При очередной актуализации Схемы в 2020 году, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.01.2021 №29, учтено отсутствие права владения ООО «Аверс». В актуализированной Схеме, утверждённой приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 06.08.2021 №680, ООО «Аверс» в реестре единых теплоснабжающих организаций также отсутствует.

Однако на настоящий момент для указанной зоны единая теплоснабжающая организация не определена. Администрацией города Чебоксары представлены сведения, из которых установлено, что вопрос теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в доме №7 по ул. Академика Крылова г. Чебоксары, неоднократно рассматривался в администрации города Чебоксары с приглашением всех заинтересованных лиц.

По результатам совещания собственникам нежилых помещений было предложено обратиться в судебные органы для защиты своих интересов. Несмотря на проведенные совещания, какие-либо действия, направленные на устранение сложившейся ситуации, инициированы не были.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация г. Чебоксары на протяжении длительного времени, зная об отсутствии теплоснабжения в нежилых помещениях, расположенных по адресу №7 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары, в связи с прекращением ООО «Аверс» указанного вида деятельности, не предприняла должных мер, направленных на устранение сложившейся неблагоприятной ситуации. Изложенное выше, создало препятствия для осуществления ИП Новиковым А.М., соответствующей предпринимательской деятельности по отношению к владельцам коммерческой недвижимости имеющих договора теплоснабжения.

Так, по информации ПАО «Т Плюс» ( ЕТО) на территории г. Чебоксары в настоящее время с собственниками нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, заключено и исполняется 2375 договоров теплоснабжения. Которые фактически, так же как и ИП Новиков А.М. могут осуществлять предпринимательскую деятельности, но в отличии от ИП Новикова А.М. без каких-то либо ограничений, который, вынужден принимать дополнительные меры для получения ресурса (приобретать дополнительные тепловые установки, заключать договора по «предмет договора»).

Подобное бездействие органа местного самоуправления способствовало созданию неблагоприятной конкурентной среды и возможности ограничения конкуренции на рынке предоставления в аренду коммерческой недвижимости, поскольку препятствует ИП Новикову А.М. и другим предпринимателям, использующим указанные нежилые помещения в предпринимательских целях, осуществлению ими соответствующей деятельности.

Указанные выше факты подтверждались неоднократными пояснениями ИП Новикова А.М., (даны в ходе рассмотрения ранее упомянутого антимонопольного дела), из которых следовало, что ввиду сложившейся ситуации, арендаторами ставился вопрос о расторжении договоров аренды спорных помещений.

В связи с выявлением в действиях администрации г. Чебоксары, выразившихся в ненадлежащем исполнении пункта 11 Правил №808 признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №136-ФЗ «О защите конкуренции», на основании ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения указанных действий (бездействий), Администрации г. Чебоксары 08.09.2022 выдано предупреждение о необходимости прекращения в срок до 03 октября 2022 года, действий, выразившихся в ненадлежащем исполнении пункта 11 Правил №808 путем осуществления мероприятий, направленных на определение единой теплоснабжающей организации в границах зоны деятельности дома №7 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары.

Письмами от 03.10.2022 №17687, от 12.10.2022 №29/04-7994 администрация города Чебоксары (вх. 10674/2022) проинформировала, о том, что в рамках Порядка разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154, администрацией города Чебоксары письмом от 01.06.2022 №29/04-4256 в адрес разработчика актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Чебоксары» ПАО «Т Плюс» было направлено предложение об определении в качестве единой теплоснабжающей организацией ООО «Управляющая компания «Центр» в зоне теплоснабжения потребителей по домам №7 и 9 по ул. Академика А.Н. Крылова.

Администрация проинформировала, что по информации, полученной от ООО «Управляющая компания «Центр» Общество не является теплоснабжающей организацией, поскольку не осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Принимая во внимание то, что ООО «Управляющая компания «Центр» ежегодно заключал договор аренды нежилого помещения (топочной) в МКД №9 на основании Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08.08.2012 №808администрация г. Чебоксары проинформировало ООО «Управляющая компания «Центр» о необходимости направления заявки в Министерство энергетики Российской Федерации, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации.

Вместе с тем, ни указанное письма администрации г. Чебоксары, ни изложенные в нем позиции не являются исполнением выданного предупреждения, в связи с тем, что администрация г. Чебоксары фактически возлагает на ООО «УК «Центр» обязанности по исполнению функций, прямо возложенных на уполномоченный орган пунктом 11 Правил №808 который устанавливает, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

В силу изложенного, предупреждение Чувашского УФАС России от 08.09.2022 №ВК/6174/22 в установленный срок не исполнено, что указывает на наличие признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №136-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации г. Чебоксары.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 39, частью 13 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ

 

1. Назначить дело № 021/01/15-900/2022 к рассмотрению на 18 октября 2022 г. в 15 ч. 00 мин. по адресу: г. Чебоксары, Московский пр. д. 2, каб. 106.

2. Привлечь в качестве ответчика по делу — администрацию г. Чебоксары (ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037, адрес регистрации - 428032, Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, 36);

3.Привлечь в качестве заинтересованного лица – ИП Новикова Александра Михайловича (ИНН 212914812057, ОГРНИП 312213031800075, адрес регистрации: Чувашская Республика, г. Чебоксары);

4. Привлечь в качестве заинтересованного лица - ООО «Управляющая компания «Центр» (ОГРН 1052182835121, ИНН 2129058515, адрес регистрации - 428018, Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Б.С.Маркова, 8к3.

5. Привлечь в качестве заинтересованного лица — публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН 6315376946, адрес регистрации юридического лица: 143421, Россия, Московская обл., Красногорский р-н, автодорога Автодорога Балтия, км Бизнес центр РИГАЛЕНД, стр. 3) в лице филиала «Марий-Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ш-се Марпосадское, д. 4).

6. Сторонам по делу представить письменные мотивированные пояснения по рассматриваемому вопросу (при наличии).

7. Явка сторон по делу или их уполномоченных представителей обязательна

Председатель Комиссии

"..."  

 

 

 

"..."

 

Связанные организации

ПАО Т Плюс
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350
ООО УК Центр
ИНН 2129058515, ОГРН 1052182835121
Администрация г. Чебоксары
ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037