Решение №НВ/1762/24 Решение по делу № 021/07/3.6-209/2024 от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3.6-209/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Завод специальной техники» – "..."

заказчика – автономного учреждения дополнительного образования «Урмарская спортивная школа им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики "..."

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод специальной техники» (далее — ООО «ЗСТ», Заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение автотранспортного средства на базе ГАЗ ГАЗель или эквивалент для перевозки на соревнования, тренировки воспитанников АУ ДО «Урмарская СШ им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики (изв. 1015300004524000001),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 21.03.2024 поступила жалоба ООО «ЗСТ» (вх. № 2591-ЭП/24) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение автотранспортного средства на базе ГАЗ ГАЗель или эквивалент для перевозки на соревнования, тренировки воспитанников АУ ДО «Урмарская СШ им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики (изв. 1015300004524000001).

29.03.2024 в Чувашское УФАС России от ООО «ЗСТ» поступило дополнение к жалобе (вх. № 2900-ЭП/24).

Из жалобы и дополнения к ней следует, что заказчик заведомо требует к поставке автомобиль, который не возможно поставить с учетом Установленного запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

А именно, в настоящий момент отсутствует действующая Выписка из реестра Минпромторга на автомобиль, указанный в техническом задании, а именно на автобус в соответствии с требованиями постановления Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Выписки на продукцию АЗ ГАЗ по количеству баллов действительны до 31.12.2023 года, либо количество баллов не соответствует в 2024 году.

Кроме того, в технических характеристиках автомобиля указан: Класс автобуса А. Данный класс относится к автобусам для перевозки сидячих и стоячих пассажиров (заключение об оценке ТС №ОП RU E-RU.RU00.0000017.P4). Однако совершать дальние поездки стоячих пассажиров в рассматриваемом случае не представляется возможным.

Также общество указывает, что заказчиком в нарушение требований законодательства не указано ИКЗ.

При рассмотрении жалобы представитель ООО «ЗСТ» поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы согласился.

Федеральный закон от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 5.1 статьи 8 Закона о закупках если в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом, заказчик в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части:

1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;

4) применения требований к участникам закупок;

5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;

6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:

а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;

б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;

8) осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:

а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Частью 7 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) установлено, что в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Заказчиком 14.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 1015300004524000001 о проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение автотранспортного средства на базе ГАЗ ГАЗель или эквивалент для перевозки на соревнования, тренировки воспитанников АУ ДО «Урмарская СШ им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой договора 6 000 000,00 рублей.

Согласно извещению № 1015300004524000001 о проведении закупки АУ ДО «Урмарская СШ им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики является заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в связи с неразмещением положения о закупке в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ.

Извещением о проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а именно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

Таким образом, запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе, установлен заказчик в нарушение требований части 7 статьи 15 Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным Чувашское УФАС России признает довод заявителя о неправомерном применении положений национального режима обоснованным.

Наряду с изложенным, согласно Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми з

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того, в технических характеристиках автомобиля указан: Класс автобуса А. Данный класс относится к автобусам для перевозки сидячих и стоячих пассажиров (заключение об оценке ТС №ОП RU E-RU.RU00.0000017.P4). Перевозка пассажиров в положении стоя допускается только при соблюдении следующих условий: расстояние между пунктами отправления и прибытия не превышает 70 километров; в салоне имеются поручни и достаточно свободного места для комфортного и безопасного размещения людей.

Однако, в данном техническом задании вместо поручней указаны: Специальные полки для ручной клади, соответствующие требованиям нормативной документации РФ, со светодиодной подсветкой по всей длине и страховочными ремнями, что исключает возможность установки поручней для стоячих пассажиров.

Таким образом, Заказчик сформировал описание объекта закупки, не позволяющее определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, что указывает на нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 7 ст. 15 Закона о контрактной системе, в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 Закона о контрактной системе не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Согласно п. 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" установлено, что формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе.

Таким образом, исходя из совокупности установленных норм законодательства Российской Федерации, в том числе Закона о контрактной системе, Закона о закупках отдельными видами юридических лиц ИКЗ при формировании извещения об осуществлении закупки указывается Заказчиком.

Вместе с тем у Заказчика, осуществляющего закупочную деятельность, отсутствует обязанность по указанию ИКЗ, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «ЗСТ» обоснованной, а действиях Заказчика признает нарушение части 7 статьи 15, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия считает необходимым выдать предписание о внесении изменений в извещение о проведении закупки.

 

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод специальной техники» на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение автотранспортного средства на базе ГАЗ ГАЗель или эквивалент для перевозки на соревнования, тренировки воспитанников АУ ДО «Урмарская СШ им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики (изв. 1015300004524000001) обоснованной.

2. Признать заказчика — автономное учреждение дополнительного образования «Урмарская спортивная школа им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики нарушившим требования части 7 статьи 15, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику — автономному учреждению дополнительного образования «Урмарская спортивная школа им. А.Ф. Федорова» Урмарского муниципального округа Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2024-2009

 

 

Связанные организации

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "УРМАРСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.Ф. ФЕДОРОВА" УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2114001851, ОГРН 1022102829320
Электронная торговая площадка «Фабрикант»
ИНН 7703561549, ОГРН 1057748006139
Общество с ограниченной ответственностью «ЗАВОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» ООО «ЗСТ»
ИНН 5263143030, ОГРН 1205200008408