Решение №НВ/1580/24 Решение по жалобе ООО "Строитель" от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы

 

ООО «Строитель»

 

Дело № 021/06/48-191/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 марта 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 9 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Строитель»""..."

заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее — Заказчик)"..."

уполномоченного учреждения казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее — Уполномоченное учреждение) "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель» на действия комиссии заказчика — казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченного учреждения — казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (VIII пусковой комплекс), Чувашская Республика, Батыревский район) (изв. № 0815500000524001564) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 18.03.2024 поступила жалоба ООО «Строитель» на действия комиссии заказчика — казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченного учреждения — казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (VIII пусковой комплекс), Чувашская Республика, Батыревский район) (изв. № 0815500000524001564).

25.03.2024 от ООО «Строитель» поступило дополнение к жалобе.

Заявитель в поданной жалобе и дополнении к ней указывает, что комиссия Заказчика и Уполномоченного учреждения ненадлежащим образом применила порядок оценки заявок на участие в конкурсе, установленный приложением к извещению. В частности, по не стоимостному критерию оценки по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации необоснованно не приняла к оценке государственный контракт от 29.04.2020 № 5 и от 29.05.2020 № 19.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил признать ее обоснованной.

Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, указав, что государственный контракт № 19 от 29.05.2020 г. не учитывается по показателю критерия оценки, т.к. не является контрактом сопоставимым с предметом контракта; государственный контракт № 5 от 29.04.2020г. не учитывается по показателю критерия оценки, т.к. не представлены копии документов (дополнительные соглашения), подтверждающие внесение изменений в контракт. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

20.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524001564 о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ Конкурс проводится в соответствии с ч.19 ст.48 Закона №44-ФЗ с предметом «Строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (VIII пусковой комплекс), Чувашская Республика, Батыревский район)».

Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы, в т.ч. «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», «Проект государственного контракта», «Описание объекта закупки», «Требования к содержанию и составу заявки на участие» и «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах».

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Пунктом 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается:

- предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Согласно пункту 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:

объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);

линейный объект, за исключением автомобильной дороги;

автомобильная дорога;

особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;

объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;

г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);

контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;

контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;

договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, приложенного к извещению, для оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» применяются детализирующий показатель оценки: «Общая цена исполненных участником закупки договоров». Для оценки заявок (предложений) по указанному детализирующему показателю учитываются следующие виды контрактов (договоров): контракты (договора), которые исполнены участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФЗ-44 и (или) Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ФЗ-223, а так же исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гражданско-правовые договоры) предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта (за исключением автомобильной дороги), которые исполнены участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (0815500000524001564) от 14.03.2024 в отношении заявки № 3 (ООО «Строитель») по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров» закупочной комиссией приняты к оценке 19 (девятнадцать) контрактов (договоров) из 21 (двадцати одного) заявленных на общую цену: "...":

- 1 (один) контракт (договор) не учитывается по показателю критерия оценки, т.к. не является контрактом сопоставимым с предметом контракта (договора).

-1 (один) контракт (договор) не учитывается по показателю критерия оценки, т.к. не представлены копии документов (дополнительные соглашения), подтверждающие внесение изменений в контракт.

Установлено, что комиссией Заказчика и Уполномоченного учреждения не приняты к оценке:

- государственный контракт № 19 от 29.05.2020, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту системы водоотведения, очистных сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан, поскольку его предметом является капитальный ремонт, а не строительство или реконструкция как установил Заказчик;

- государственный контракт № 5 от 29.04.2020, предметом которого является выполнение работ по строительству и реконструкции сетей водоснабжения в населенных пунктах Республики Татарстан, поскольку его сумма "..." руб., а его исполнение подтверждено лишь на сумму "..." руб. При этом в составе заявки не представлены копии документов (дополнительные соглашения), подтверждающие внесение изменений в контракт.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает следующее.

Пункт 31 Положения регулирует вопросы установления порядка оценки при осуществлении заказчиком закупки на выполнение, в том числе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения Правительством Российской Федерации установлено положение о том, что заказчик в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель), его детализирующих показателей устанавливает положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки.

Подпунктом "г" пункта 31 Положения установлено императивное условие о необходимости принятия к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким видам договоров, предусмотренных настоящим подпунктом.

Соответственно вид договора, указанный в подпункте "г" пункта 31 Положения, касающийся выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, является самостоятельным видом договоров по принятию их к оценке без возможности исключения какого-либо вида работ.

Таким образом, заказчик в соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения принимает к оценке виды договоров, а не отдельные договоры, предусматривающие, например, выполнение работ исключительно по строительству, либо по реконструкции объекта капитального строительства, в связи с чем заказчик не наделен правом выбирать отдельные виды работ, предусмотренного подпунктом "г" пункта 31 Положения, которые будут приниматься к оценке в рамках Показателя, а также его детализирующих показателей.

Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что комиссия Заказчика и Уполномоченного учреждения, не приняв в оценке государственный контракт № 19 от 29.05.2020, нарушила правила оценки заявок, установленные Положением.

Наряду с изложенным, в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно пункту 2 статьи 434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ.

Таким образом, для соблюдения требований указанных норм законодательства, а также с учетом положений порядка оценки заявок, участникам закупки необходимо было представить контракт со всеми неотъемлемыми приложениями, по которым достигнуто соглашение сторон и соблюдена установленная форма документа.

В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии со статьей 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

При этом в составе заявки ООО «Строитель» приложен государственный контракт № 5 от 29.04.2020 с соответствующими актами приемки работ.

Следовательно, работы по контракту являются исполненными ООО «Строитель» в объемах, указанных в актах приемки работ, приложенных к заявке.

Кроме того, подтверждением исполнения Контракта являются сведения, размещенные в ЕИС (реестровый номер контракта 2165301484320000007).

Согласно информации, размещенной в ЕИС, контракт был расторгнут на основании соглашения о расторжении от 24.05.2021 № 1 Подрядчиком выполнены по контракту работы (реестровый номер контракта 2165301484320000007) на сумму "..." руб.

В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе к оценке принимаются документы в полном объеме и со всеми приложениями.

Соглашение о расторжении контракта является самостоятельным документом, а не приложением к контракту, следовательно, ООО «Строитель» не обязано представлять в составе заявки соглашение о расторжении контракта.

Следовательно, комиссия Заказчика и Уполномоченного учреждения, не приняв в оценке государственный контракт № 5 от 29.04.2020, также нарушила правила оценки заявок, установленные Положением.

Таким образом, жалоба ООО «Строитель» является обоснованной, а в действиях комиссии Заказчика и Уполномоченного учреждения содержится нарушение подпункта «б» части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

При этом в ходе внеплановой проверки Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что Заказчик, установивший в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, приложенном к извещению, требование о предоставлении контрактов и договоров на выполнение работ исключительно по строительству, реконструкции линейного объекта (за исключением автомобильной дороги), и не предусмотрев возможность предоставления контракта, договора на выполнение работ по капитальному ремонту, нарушил требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Строитель» обоснованной, а в действиях комиссии заказчика — казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченного учреждения — казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - нарушение подпункта «б» части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель» на действия комиссии заказчика — казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченного учреждения — казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (VIII пусковой комплекс), Чувашская Республика, Батыревский район) (изв. № 0815500000524001564) обоснованной.

2. Признать комиссию заказчика — казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченного учреждения — казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» нарушившей подпункт «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Признать заказчика — казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики нарушившим пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать комиссии заказчика — казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченного учреждения — казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», заказчикуказенному учреждению Чувашской Республики «Республиканская служба Единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченному учреждениюказенному учреждению Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2024-1812

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
Электронная торговая площадка «Фабрикант»
ИНН 7703561549, ОГРН 1057748006139
Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2130135250, ОГРН 1142130004433
ООО "Строитель"
ИНН 1660292143, ОГРН 1171690034372