Предупреждение №НВ/2540/24 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения информации, поступившей из прокуратуры Шемуршинского района Чувашской Республики (вх. № 3437/24 от 15.07.2024), о признаках нарушения администрацией Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики антимонопольного законодательства, выразившегося в предоставлении прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения) без проведения торгов, установило признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Установлено, что между администрацией Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики и индивидуальным предпринимателем Невметовым Э.К. за период с 01.12.2023 по 01.03.2024 заключено 4 договора аренды объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Шемуршинского муниципального округа (01.12.2023 договор № 10, 01.01.2024 договор № 1, 01.02.2024 договор № 2, 01.03.2024 договор № 3). Срок действия договоров составляет 1 месяц, предметом договоров являлись одни и те же объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Шемуршинского муниципального округа, а именно: водонапорная стальная башня с насосной станцией над артезианской скважиной с кадастровым 21:22:0000000:2685, расположенная по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с. Трехбалтаево, ул. Советская; инженерное сооружение с кадастровым 21:22:0000000:2680, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с. Трехбалтаево; водонапорная башня «Рожновского ВБР-50-13» с кадастровым 21:22:0000000:2683, расположенная по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с.Трехбалтаево, ул. Школьная; Водоснабжение с кадастровым 21:22:0000000:1815, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Байдеряково, станция насосная над артезианской скважиной с кадастровым 21:22:030322:173, расположенная по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с.Трехбалтаево. Вместе с тем, указанные договоры заключены без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, которое предполагается использовать в целях извлечения прибыли, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Так, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением ряда случаев, предусмотренных данной нормой, в частности на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается) (пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Пункт 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ  "О концессионных соглашениях" относит к числу объектов концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Как установлено частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона. Порядок заключения концессионного соглашения определен главой 3 Закона "О концессионных соглашениях".

В частности, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона "О концессионных соглашениях" и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона "О концессионных соглашениях", в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона "О концессионных соглашениях".

В рассматриваемом случае, поскольку по договору от 01.12.2023 № 10, договору от 01.01.2024 № 1, договору от 01.02.2024 № 2, договору от 01.03.2024 № 3 передавались объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, передача индивидуальному предпринимателю Невметову Э.К. таких объектов могла быть осуществлена только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения либо без проведения конкурса в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона "О концессионных соглашениях".

При этом, статья 37 Закона о концессионных соглашениях не предусматривает возможности заключения договора на период проведения процедуры, направленной на заключение концессионного соглашения.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширение возможностей для получения заинтересованными лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение хозяйствующими субъектами возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Деятельность уполномоченных органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В рассматриваемом случае, действия органа местного самоуправления, выражаются в заключении договоров аренды объектов инженерных систем водоснабжения без проведения конкурентных процедур.

Действия Администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики, содержат признаки ограничения конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов, которые потенциально имеют заинтересованность в участии конкурентной процедуры на право заключения концессионного соглашения.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях Администрации Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики по передаче индивидуальному предпринимателю Невметову Э.К. объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Шемуршинского муниципального округа и имеющих срок эксплуатации свыше 5 лет, на основании вышеуказанного договора аренды, вместо передачи в пользование на основании концессионного соглашения, заключенного в установленном законом порядке, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку хозяйствующим субъектам, потенциально имеющим интерес на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием муниципального имущества, ограничен доступ к такому имуществу и возможность осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием указанного имущества, полученного на основании заключенного в установленном законом порядке концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает администрацию Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 16 июля 2024 года действий по предоставлению муниципального имущества (водонапорной стальной башни с насосной станцией над артезианской скважиной с кадастровым 21:22:0000000:2685, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с. Трехбалтаево, ул. Советская; инженерного сооружения с кадастровым 21:22:0000000:2680, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с. Трехбалтаево; водонапорной башни «Рожновского ВБР-50-13» с кадастровым 21:22:0000000:2683, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с.Трехбалтаево, ул. Школьная; водоснабжение с кадастровым 21:22:0000000:1815, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Байдеряково, станции насосной над артезианской скважиной с кадастровым 21:22:030322:173, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, с.Трехбалтаево) в краткосрочную аренду без проведения конкурентных процедур, путем распоряжения вышеуказанным муниципальным имуществом с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ  "О концессионных соглашениях".

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

2024-2842

 

 

Связанные организации

Администрация Шемуршинского муниципального округа Чувашской Республики
ИНН 2117000849, ОГРН 1022101830585