Решение №06-04/7691 Жалоба признана обоснованной в части. от 29 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова»
Дело № 021/06/33-729/2019 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:
<…>;
<…>;
<…>;
в присутствии от заявителя – акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» – <…> и <…>, представителей по доверенности от 23.10.2019,
от заказчика – Министерства здравоохранения Чувашской Республики – <…>, представителя по доверенности от 11.06.2019,
<…>, представителя по доверенности от 24.10.2019,
в отсутствие представителей уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрении жалобы,
рассмотрев жалобу акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» (далее – АО «ПО «УОМЗ»; Заявитель) на положения аукционной документации на поставку медицинских изделий – аппараты искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. № 0115200001119002649), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба АО «ПО «УОМЗ» на положения аукционной документации на поставку медицинских изделий – аппараты искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. № 0115200001119002649) (далее – Электронный аукцион).
В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика содержит требования к техническим характеристикам товаров, которые приводят к ограничению количества потенциальных участников закупки, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно требования:
1) по позиции 1 Технического задания «Аппарат для искусственной вентиляции легких новорожденных» установлены завышенные требования к таким характеристикам, как «Диапазон регулирования дыхательного объёма», «Диапазон регулирования положительного давления в конце выдоха, PEEP», «Диапазон максимального давления аппарата, ограничиваемое предохранительным клапаном» и «Диапазон времени вдоха»;
2) по позиции 2 Технического задания «Аппарат ИВЛ для новорожденных с блоком высокочастотной осцилляторной ИВЛ» установлены требования, которым соответствует единственный товар «Акутроник Медикал Системс АГ» модель аппарата ИВЛ FABIAN страна происхождения Швейцарская Конфедерация, а также в описания данного товара отсутствует обоснование необходимости использования показателей и требований, отличных от ГОСТ Р 55954-2014 «Изделия медицинские электрические. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок».
На основании изложенного заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласилась, указали на соответствие положений документации требованиям Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
09.10.2019 16 час. 29 мин. уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001119002649 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий – аппараты искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, с начальной (максимальной) ценой контракта 94 676 250,71 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных и муниципальных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать характеристики, отвечающие всем существующим типам, видам, моделям закупаемого товара.
Объектом объявленной закупки являются аппараты искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Описание объекта закупки установлено Техническим заданием документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание). Техническое задание состит из 4 товарных позиций:
- Аппарат для искусственной вентиляции легких новорожденных;
- Аппарат ИВЛ для новорожденных с блоком высокочастотной осцилляторной ИВЛ;
- Аппарат ИВЛ неонатальный транспортный (со встроенным компрессором и увлажнителем, с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких новорожденных детей) с креплением на инкубаторе;
- Аппарат искусственной вентиляции легких транспортный педиатрический.
По позиции 1 Технического задания заказчиком указано, что оборудование закупается для возрастной категории - дети, новорожденные (от 500 гр). При этом заказчиком установлены следующие требования к техническим характеристикам оборудования:
№ |
Наименование показателя |
Значения параметра |
Значения показателей, которые не могут изменяться. |
Единица измерения. |
ГОСТ |
29 |
Диапазон регулирования дыхательного объёма |
не уже 3 ‑ 2000 |
|
мл |
ГОСТ Р 55954—2014 |
31 |
Диапазон регулирования положительного давления в конце выдоха, PEEP |
не уже 1 – 45 |
|
см. вод.ст. |
ГОСТ Р 55954—2014 |
35 |
Диапазон максимального давления аппарата, ограничиваемое предохранительным клапаном |
не уже 7-100 |
|
см. вод.ст. |
ГОСТ Р 55954—2014 |
41 |
Диапазон времени вдоха |
не уже 0,2 ‑ 5 |
|
сек |
ГОСТ Р 55954—2014 |
При этом в заседании Комиссии представителями Заказчика пояснено, что значения вышеуказанных характеристик установлены с учетом требований ГОСТ и потребностей медицинских организаций Чувашской Республики и, исходя из необходимости приобретения аппаратов ИВЛ для данной категории пациентов. Требования к значениям характеристик не являются завышенными, а обусловлены наличием пациентов детского возраста с избыточной массой тела. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Следовательно, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.
По позиции 1 Технического задания заказчиком установлены следующие требования к техническим характеристикам оборудования:
№ |
Наименование показателя |
Значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Единицы измерения |
10 |
Независимая регулировка инспираторного и экспираторного потоков |
|
Наличие |
|
22 |
Возможность создания собственной цветовой и цифровой конфигурации дисплея |
|
Наличие |
|
25 |
Разъем для выравнивания потенциалов на задней панели |
|
Наличие |
|
26 |
Коннектор внешнего питания от сети постоянного тока 12-24В |
|
Наличие |
|
27 |
Разъем для подключения систем вызова медперсонала |
|
Наличие |
|
28 |
Разъем RJ45 |
|
Наличие |
|
29 |
Разъем USB |
|
Наличие |
|
31 |
Разъем VGA |
|
Наличие |
|
34 |
Время работы в режиме IPPV при полном заряде |
не менее 150 |
|
мин |
37 |
Автоматический расчет и отображение оставшегося времени работы от батареи |
|
Наличие |
|
38 |
Тревога / сообщение при оставшемся времени работы: менее 60 , 30, 15, 1 минут |
|
Наличие |
|
40 |
Встроенный мониторинг SpO2 |
|
Наличие |
|
42 |
Конструкция высокочастотного модуля мембранного типа |
|
Наличие |
|
46 |
Интерфейс подключения капнометрического датчика основного потока |
|
Наличие |
|
47 |
Интерфейс подключения капнометрического датчика бокового потока |
|
Наличие |
|
48 |
Интерфейс подключения капнометрического датчика бокового потока |
|
Наличие |
|
49 |
Программное и ручное управление датчиком капнометрии |
|
Наличие |
|
50 |
Возможность использования аппарата с дыхательными контурами не менее шести различных производителей, для высокочастотной вентиляции, nCPAP вентиляции с генератором вариабельного потока, принудительной вентиляции, синхронизированной вентиляции |
|
Наличие |
|
60 |
Неинвазивная вентиляция с двумя уровнями давления и различными генераторами вариабельного потока |
|
Наличие |
|
62 |
nCPAP с двумя уровнями давления с генератором вариабельного потока и тригером по потоку |
|
Поддержка |
|
63 |
nCPAP с двумя уровнями давления с генератором вариабельного потока и тригером по давлению |
|
Поддержка |
|
65 |
nIPPV: ннеинвазивная перемежающаяся вентиляция с положительным давлением |
|
Наличие |
|
67 |
Высокопоточная кислородная терапия через носовые канюли HFNC O2 или RAM -канюли |
|
Наличие |
|
68 |
Низкопоточная LFNC O2 кислородная терапия через носовые канюли HFNC O2 или RAM-канюли |
|
Наличие |
|
71 |
VL (ограничение дыхательного объема) |
|
Наличие |
|
81 |
Автоматический контроль концентрации кислорода в дыхательной смеси и целевого показателя сатурации в пределах заданного диапазона сенсором сатурации |
|
Наличие |
|
82 |
Интеграция в информационные сети (PDMS) |
|
Наличие |
|
85 |
Неонатальный режим (для детей от 300 грамм до 10 кг) |
|
Наличие |
|
86 |
Педиатрический режим (для детей от 10 до 30 кг) |
|
Наличие |
|
94 |
Частота вентиляции, диапазон |
не уже 2 – 200 |
|
в/мин |
117 |
Частота рекрутмента |
не менее 1 |
|
1/час |
118 |
Частота рекрутмента |
не более 240 |
|
1/час |
119 |
Инспираторное время рекрутмента, диапазон |
не уже 2 – 60 |
|
сек |
122 |
Инспираторное время, диапазон |
не уже 0.15 – 3 |
|
сек |
123 |
Экспираторное время, диапазон |
не уже 0.2 – 30 |
|
сек |
124 |
Частота ветиляции, диапазон |
не уже 2 – 60 |
|
л/мин |
125 |
Нижний уровень давления CPAP в режиме nCPAP с двумя уровнями давления |
не более 2 |
|
мБар |
126 |
Верхний уровень давления CPAP в режиме nCPAP с двумя уровнями давления |
не менее 10 |
|
мБар |
127 |
Нижний уровень давления PDUO в режиме nCPAP с двумя уровнями давления |
не более 5 |
|
мБар |
128 |
Верхний уровень давления PDUO в режиме nCPAP с двумя уровнями давления |
не менее 15 |
|
мБар |
135 |
Отображение значений верхнего и нижнего уровня давления в режиме nCPAP с двумя уровнями давления |
|
Наличие |
|
141 |
Отображение значения концентрации CO2 в конце выдоха при наличии капнометрического блока |
|
Наличие |
|
142 |
Отображение значений SpO2, частоты сердечных сокращений и индекса перфузии при наличии блока пульсоксиметрии |
|
Наличие |
|
152 |
Сохранение данных в CSV формате через USB разъем |
|
Наличие |
|
169 |
Верхний и нижний пределы концентрации CO2 в конце выдоха |
|
Наличие |
|
170 |
Верхний и нижний пределы DCO2 |
|
Наличие |
|
172 |
Увлажнитель с двойным сервоконтролем |
|
Наличие |
|
198 |
Держатель мембраны клапана выдоха (в составе основного блока) |
1 |
|
шт |
199 |
Мембрана клапана выдоха (в составе основного блока) |
1 |
|
шт |
Основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (аппараты ИВЛ), предназначенные для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технических заданий для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнологичного оборудования для государственных нужд, установлены ГОСТ Р 55954-2014 «Изделия медицинские электрические. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок».
Установлено, что вышеуказанные требования по позиции 1 Технического задания не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55954-2014.
При этом в заседании Комиссии представителями Заказчика пояснено, что такие требования включены в описание объекта закупки по следующим основаниям:
пункт 10: данный параметр дает возможность более тонко регулировать вентиляцию легких у детей с респираторным дисстресс-синдромом, а также других заболеваниях рестриктивного и обструктивного типа;
пункт 22: позволит индивидуально приспосабливать аппарат к реальным условиям эксплуатации (запросы медицинских работников, интенсивность освещения в палате и т.д.);
пункт 25: профиль безопасности, заземление;
пункт 26: для выполнения транспортировки в пределах отделения
пункт 27: пункт говорит сам за себя, чтобы можно было пригласить квалифицированный медицинский персонал (это могут быть родители пациента, младший и средний медперсона;
пункт 28: Для возможности работы в автономном режиме и в режиме интеграции с информационной сетью реанимационного отделения.
пункт 29: Для загрузки программного обеспечения и выгрузки сохраненных файлов (обновление ПО, запись трендов на носитель и т.д.)
пункт 31: Для соединения с внешним монитором (дополнительного монитора)
пункт 34: необходим при перебоях в подаче электроэнергии, аварийных ситуациях, перемещении пациента внутри отделения
пункт 37: Для соблюдения профиля безопасности
пункт 38: Для возможности оперативного реагирования
пункт 40: необходимо для измерения оксигенации при проведении респираторной поддержки, сопоставлении показателей трендов оксигенации и вентиляции. Можно задать целевые показатели сатурации при различных режимах вентиляции, включается обратная связь.
пункт 42: мембранный тип высокочастотного модуля – значительно повышает эффективность вентиляции за счет возможности тонкой регулировки
пункты 46, 47, 48, 49: возможность использование разных способов и методов регистрации капнографии, возможность использования дыхательных контуров разных производителей, с адаптацией под разные клинические ситуации
пункт 50: Расширяет возможности аппарата ИВЛ для применения в самых различных клинических ситуациях (многофункциональный прибор)
пункт 60: Современные режимы неинвазивной вентиляции, применяются при различных клинических ситуациях у новорожденных и детей старшего возраста
пункты 62, 63: Современные режимы неинвазивной вентиляции, применяются при различных клинических ситуациях у новорожденных и детей старшего возраста
пункт 65: Современные режимы неинвазивной вентиляции, применяются при различных клинических ситуациях у новорожденных и детей старшего возраста
пункты 67, 68: Современные режимы неинвазивной вентиляции, применяются при различных клинических ситуациях у новорожденных и детей старшего возраста
пункт 71: для соблюдения профиля безопасности пациента
пункт 81: с целью повышения качества респираторной терапии и эффективности мониторинга оксигенации
пункт 82: интеграция в единое информационное медицинское пространство медицинского оборудования
пункты 85, 86, 94, 117, 118, 119, 122, 123, 124: потребности с учетом региональных особенностей организации неонатальной и педиатрической реанимационной службы необходимость задания различных данных этих показателей в зависимости от клинической ситуации для профилактики ателектазирования границы данных показателей с учетом для возможностей проведения вентиляции как у новорожденных, так и у детей старшей возрастной группы
пункты 125, 126, 127, 128: границы данных показателей с учетом для возможностей проведения вентиляции как у новорожденных, так и у детей старшей возрастной группы
пункт 135: данный режим вентиляции подразумевает обязательное отображение данных показателей
пункты 141, 142, 152: обязательный мониторинг у пациентов с тяжелой дыхательной недостаточностью
пункты 169, 170: для соблюдения профиля безопасности, предотвращения гипер- и гипо-вентиляции
пункты 172, 198, 199: оптимальное увлажнение и безопасность применения у новорожденных.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования обусловлены потребностями Заказчика.
Представителями Заказчика указано на то, что участник закупки не ограничен в возможности поставки товаров, соответствующих требованиям Заказчика.
При этом Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе вышеуказанное обоснование не включено в описание объекта закупки. Следовательно, данный довод Комиссия признает обоснованным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу АО «ПО «УОМЗ» обоснованной в части отсутствия в аукционной документации обоснования необходимости использования показателей, требований, отличных от требований ГОСТ Р 55954-2014, а в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что представителями заявителя в заседании Комиссии сообщено, что у участника закупки отсутствует возможность поставить оборудование по позициям 3 и 4 Технического задания. Следовательно, включение в описание объекта закупки обоснования необходимости использования показателей, требований, отличных от требований ГОСТ Р 55954-2014, не приведет к возможности АО «ПО «УОМЗ» исполнить контракт на объявленных условиях. Соответственно, выявленное нарушение не влияет на итоги рассматриваемой закупки.
В связи изложенным, Комиссия считает возможным предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» обоснованной в части отсутствия в аукционной документации обоснования необходимости использования показателей, требований, отличных от требований ГОСТ Р 55954-2014.
- Признать заказчика – Министерство здравоохранения Чувашской Республики нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий – аппараты искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (изв. № 0115200001119002649).
- Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.