Решение №ВК/6664/23 Решение № 021/07/3.1-860/2023 от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3.1-860/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики – "..."

заявителя – акционерного общества «Сфера» - "..."

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу акционерного общества «Сфера» (далее — АО «Сфера», Заявитель) на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск» (изв. 32312805234),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 18.10.2023 поступила жалоба АО «Сфера» (вх. № 8473-ЭП/23) на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск» (изв. 32312805234).

27.10.2023 в Чувашское УФАС России поступило дополнение к жалобе (вх. № 8825-ЭП/23).

Из жалобы следует, что в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке, а именно по показателю 2.2 «Квалификация участника закупки» критерия «Квалификация» для начисления баллов необходимо представить сведения о контракте (договоре), исполненном в интересах заказчика регионального уровня. Однако факт исполнения такого контракта (договора) в интересах заказчиков иных уровней (федерального, муниципального) никаким образом не влияет на качество его исполнения.

Кроме того, из Порядка оценки заявок на участие в конкурсе следует, что «информация об опыте оказания услуг (выполнению работ) подтверждается представлением в составе заявке копий договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ) за период 2018-2023 гг. без применения штрафных санкций, Актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и копий экспертного заключения Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». При этом получение экспертного заключения указанного Совета не является установленным законом требованием ко всем системам АПК Безопасный город, а носит лишь рекомендательный характер.

Заявитель обращает также внимание, что ФАС России неоднократно указывала, что наличие штрафных санкций при исполнении контракта (договора), соответствующего вида не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта.

При рассмотрении жалобы представитель АО «Сфера» сообщила, что в связи с внесением изменений в конкурсную документацию, заявитель отказывается от доводов жалобы в отношении требования о наличии опыта исполнения только регионального контракта (договора) и об отсутствии = штрафных санкций при исполнении контракта (договора).

В дополнении к жалобе заявитель указывает, что по показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров» отсутствует предельное значение, что приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы.

Таким образом, по мнению заявителя, по указанному критерию отсутствует пропорциональная зависимость между сведениями, предоставляемыми для получения баллов по Критерию и количеством начисляемых баллов, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание для устранения допущенного нарушения.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд автономного учреждения Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, утвержденного Наблюдательным советом автономного учреждения Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (протокол от «24» июля 2023 года № 5) Приказом АУ «ЦИТ» Минцифры Чувашии от 24.07.2023 № 97 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 28.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32312805234 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск», с начальной (максимальной) ценой договора 312 314 629,98 рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о закупке закупка осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме (далее - конкурс), когда необходимо закупить товары, работы, услуги в связи с конкретными потребностями Заказчика (в том числе если предмет договора носит технически сложный характер). При этом для выбора наилучших условий исполнения договора Заказчик использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных пунктом 2.4 Положения.

Пунктом 2.4.1 Положения о закупке установлено, что чтобы определить лучшие условия исполнения договора, Заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.

Согласно пункту 2.4.2 Положения о закупке критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки.

Пунктом 2.4.6 Положения о закупке установлено, что для оценки и сопоставления заявок по критериям, указанным в подпунктах 2, 7 - 10 пункта 2.4.2 Положения, в конкурсной документации устанавливаются:

1) показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий;

2) минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по каждому показателю;

3) правила присвоения баллов по каждому показателю. Такие правила должны исключать возможность субъективного присвоения баллов;

4) значимость каждого из показателей.

Совокупная значимость всех показателей по одному критерию должна быть равна ста процентам.

Предложениям участников конкурса по показателям присваиваются баллы по следующей формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя.

Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость установлены разделом 5 Конкурсной документации (в редакции от 26.10.2023).

Так, заказчиком установлен стоимостной критерий «Цена договора» со значимостью критерия — 30%, а также нестоимостные критерии «Квалификация» со значимостью критерия — 70%.

Заказчиком установлены следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация»:

- Показатель №1 «Квалификация работников участника закупки», значимость показателя - 30;

- Показатель №2 «Общее количество исполненных участником закупки договоров», значимость показателя - 20;

- Показатель №3 «Общая цена исполненных участником закупки договоров», значимость показателя - 50.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2.4.6 Положения о закупке по нестоимостному критерию «Квалификация» заказчиком установлены показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий; правила присвоения баллов по каждому показателю; значимость каждого из показателей.

По показателю №2 «Общее количество исполненных участником закупки договоров» установлено, что «при оценке заявки участника закупки по данному показателю оценивается наличие у него опыта успешного выполнения договоров (контрактов) по следующим направлениям оказания услуг (выполнению работ):

- по внедрению информационных систем АПК «Безопасный город», созданию опытных участков АПК «Безопасный город», на основании проектной документации и/или технического задания, получивших положительное экспертное заключение Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Предельное максимальное кол-во договоров (Пmax) – 2 договора.

Информация об опыте оказания услуг (выполнению работ) подтверждается представлением в составе заявки копий исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ), копии Актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и копии положительного экспертного заключения Совета главных конструкторов на проектную документацию и/или техническое задание на основании которых производились работы, оказывались услуги по приложенному договору (контракту).

Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок по настоящей закупке;Количество присваиваемых баллов по Показателю №2 рассчитывается по следующей формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя.

При предложении участником закупки по показателю оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» количества договоров более установленного предельного максимального значения (более 2 двух) – баллы присваиваются как за максимальное предельное значение согласно формуле».

По показателю №3 «Общая цена исполненных участником закупки договоров» установлено, что «при оценке заявки участника закупки по данному показателю оценивается наличие у него опыта успешного выполнения договоров (контрактов) по следующим направлениям оказания услуг (выполнению работ):

- по внедрению информационных систем АПК «Безопасный город», созданию опытных участков АПК «Безопасный город», на основании проектной документации и/или технического задания, получивших положительное экспертное заключение Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Оценивается сумма в рублях всех исполненных договоров, представленных участником.

Информация об опыте оказания услуг (выполнению работ) подтверждается представлением в составе заявки копий исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ), копии Актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и копии положительного экспертного заключения Совета главных конструкторов на проектную документацию и/или техническое задание на основании которых производились работы, оказывались услуги по приложенному договору (контракту).

Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок по настоящей закупке;

Количество присваиваемых баллов по Показателю №3 рассчитывается по формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя».

Из изложенного следует, что критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость установлены в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке. Правила присвоения баллов по каждому показателю распространены в одинаковой степени на всех участников закупки. Разработанные заказчиком правила не влекут за собой возможность субъективного присвоения баллов.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России соглашается с доводами заказчика о том, что АПК «Безопасный город» представляет собой высокотехнологичный комплекс средств автоматизации, на базе которого создается инновационная комплексная информационная система, обеспечивающая прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории муниципального образования.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р «О концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации является МЧС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») организационно -техническое и методическое сопровождение аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» также возложено на МЧС России.

Руководствуясь данным поручением МЧС России разработало и утвердило Методические рекомендации АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация, утв. 22 февраля 2015 года № 2-4-87-12-14. (далее – Методические рекомендации). Согласно главе 5 Методических рекомендаций Техническое задание на создание АПК «Безопасный город» разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части функциональных и технических требований к системам, обеспечивающим комплексную безопасность на уровне субъекта Российской Федерации, и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России.

Согласованное с территориальным органом управления МЧС России ТЗ утверждается руководителем муниципального образования и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и направляется на согласование в Совет главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - СГК АИУС РСЧС), функционирующего на базе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий).

Таким образом, Заказчик обязан разрабатывать, согласовывать и утверждать установленным порядком Техническое задание на создание АПК «Безопасный город» с Советом главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что требование о предоставлении копий экспертного заключения Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» не направлено на ограничение количества участников закупки, а обусловлено спецификой предмета закупки.

Кроме того, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы АО «Сфера» необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания заказчику.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу акционерного общества «Сфера» на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск» (изв. 32312805234) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2023-7693

 

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
АУ "Центр информационных технологий" Министерства цифрового развития информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики
ИНН 2130176633, ОГРН 1162130063501
АО "СФЕРА"
ИНН 7705033512, ОГРН 1027700400771