Решение №НВ/1818/24 Решение по делу № 021/10/99-231/2024 от 8 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения информации Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр подготовки специалистов безопасности "Витязь"
Дело № 021/10/99-231/2024 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 9 в составе:
"..."
при участии в рассмотрении поступившей информации представителя заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее — Заказчик) — "...", представителя по доверенности от 12.03.2024 № 38-24,
представителя Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр подготовки специалистов безопасности «Витязь» – "..."
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения информации,
рассмотрев посредством видео-конференц-связи информацию Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр подготовки специалистов безопасности «Витязь» о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 27.02.2024 поступила информация от Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр подготовки специалистов безопасности «Витязь», направленная прокуратурой Чувашской Республики, о нарушении требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда» (профессиональное обучение)» (изв. № 0815500000524000039).
В информации указывается, что из описания объекта закупки следует, что на момент заключения контракта Исполнитель предоставляет смету расходов с учетом всех расходов по контракту для оказания услуг надлежащего качества и в полном объеме, а именно: подлежащие к уплате налоги, сборы; сумму возмещения расходов медицинского освидетельствования безработных граждан и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, по мнению заявителя, победитель аукциона либо не компенсирует безработным стоимость медицинского освидетельствования, либо компенсирует частично.
Представитель Заказчика сообщил, что закупка осуществлена с соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основаниями проведения внеплановой проверки являются: получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
Комиссией Чувашского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
15.01.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524000039 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда» (профессиональное обучение)», с начальной (максимальной) ценой контракта 2 902 900,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», «Проект государственного контракта», «Описание объекта закупки», «Требования к содержанию и составу заявки на участие».
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 Описания объекта закупки, являющемуся Приложением № 1 к Извещению о проведении электронного аукциона, предметом государственного контракта является оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда (профессиональное обучение)».
Основной задачей профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).
В соответствии с пунктом 2.2 Описания объекта закупки на момент заключения контракта Исполнитель предоставляет:
- смету расходов с учетом всех расходов по контракту для оказания услуг надлежащего качества и в полном объеме, а именно: подлежащие к уплате налоги, сборы, сумму возмещения расходов медицинского освидетельствования безработных граждан и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учебный план по программе обучения,
- выписку из реестра лицензий, содержащую сведения о лицензии на право осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") по программам профессионального обучения и/или дополнительного профессионального образования, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343, с приложениями (при наличии) или копию акта лицензирующего органа о принятом решении.
При этом согласно абзацу 3 части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируются: бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Из описания объекта закупки и условий проекта контракта не следует обязанности исполнителя возместить в полном объеме стоимость медицинского освидетельствования при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Таким образом, описание объекта закупки не содержит исчерпывающих требований к услуге, связанных с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика (в части полного возмещения безработным гражданам стоимости медицинского освидетельствования), что противоречит положениям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о признании в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, допустившего указанные выше нарушения, содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.
При этом согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок по итогам проведенного электронного аукциона между АНО ДПО «Школа безопасности» и Заказчиком 05.02.2024 заключен контракт № 0815500000524000039_90677 (реестровый номер контракта № 2212904005024000014).
В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России не считает возможным выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Исследовав представленные документы, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика – казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда» (профессиональное обучение)» (изв. № 0815500000524000039).
2. Направить материалы должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленным нарушениям.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-2076