Решение №А79-7339/2021 Постановление суда. от 13 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владимир                                            

13 мая 2022 года                                                         Дело № А79-7339/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2022.

В полном объеме постановление изготовлено 13.05.2022.

         Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Центр организации закупок» города Чебоксары (ОГРН 1162130058925,  ИНН 2130172830) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 07.02.2022 по делу № А79-7339/2021, принятое по заявлению муниципального казенного учреждения «Центр организации закупок» города Чебоксары о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 14.05.2021  № НВ/3188/21 и  предписания  №НВ/3189/21 от 14.05.2021 по делу  №021/06/31-493/2021, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,- Чебоксарского городского Собрания депутатов, общества с ограниченной ответственностью «Радио родных дорог» и  общества с ограниченной ответственностью «Выбери радио», Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по  Приволжскому  федеральному     округу.

В судебном заседании принял участие представитель муниципального казенного учреждения «Центр организации закупок» города Чебоксары – Степанов А.А. на основании доверенности от 21.01.2022 № 2.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество с ограниченной ответственностью «Радио родных дорог»  и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по  Приволжскому  федеральному округу ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей (входящий № 01АП-2133/22 от 11.05.2022, 05.05.2022).

 

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

Муниципальным казенным учреждением «Центр организации закупок» города Чебоксары (далее - МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары, уполномоченное учреждение, заявитель) 17.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815300003221000162 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по информированию населения об общественно значимых событиях, социально-экономическом развитии города Чебоксары, освещению деятельности Чебоксарского городского собрания депутатов (далее – Собрание депутатов,  заказчик)  в средствах массовой информации посредством радиовещания, в том числе на территории города Чебоксары и Чувашской Республики, а   также документация   об открытом   конкурсе.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19.04.2021 комиссией уполномоченного учреждения и  принято решение о заключении контракта  с      победителем   конкурса – обществом с  ограниченной     ответственностью  «Выбери радио» (далее – ООО «Выбери радио»).

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике -Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) 26.04.2021 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Радио родных дорог» (далее - ООО «Радио родных дорог») о нарушении единой комиссией уполномоченного учреждения  требований  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон о контрактной системе, Федеральный  закон № 44-ФЗ).

По результатам проверки доводов, изложенных в жалобе, Управлением 14.05.2021 принято решение № НВ/3188/21, в соответствии с которым жалоба ООО «Радио родных дорог» признана обоснованной, заказчик и уполномоченный орган признаны  нарушившими пункт 1 части 4 статьи 54.7 Федерального закона  № 44-ФЗ.

В тот же день уполномоченному учреждению и заказчику выдано предписание №НВ/3189/21, в соответствии с которым им предписано в срок до 21.05.2021 отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.04.2021 №ПРОШ, отменить протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19.04.2021; пересмотреть заявки участников на участие в открытом конкурсе в электронной форме (изв. № 0815300003221000162) с учетом выводов, изложенных в решении от 14.05.2021 № НВ/3188/21.

Кроме того,  конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки необходимо осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.05.2021 № НВ/3188/21.

Не согласившись с решением и  предписанием  Управления, МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс), положениями Федерального закона № 44-ФЗ, Законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), решением от 07.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на неправильное применение судом Закона о СМИ. Ссылаясь на абзац 4 статьи 18 указывает, что учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с  согласия редакции и соучредителей. Полагает, что учредитель может передать своё право на размещение сообщения или  материала от   своего имени на коммерческой или иной основе путём заключения соответствующего договора. 

По мнению  уполномоченного учреждения получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание.      

Ссылаясь на судебную практику заявитель   указывает, что в  случае  передачи прав редакции  СМИ  по договору с учредителем, в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки, следует учитывать в  том  числе, договор, заключенный между учредителем редакции СМИ и участником закупки.

Уполномоченное   учреждение   также  обращает  внимание  суда на то, что проект  контракта, представленный в составе  документации об открытом конкурсе в электронной форме не содержит  ограничений на привлечение третьих лиц для исполнения обязательств.

Подробно доводы  уполномоченного учреждения приведены в апелляционной жалобе и поддержаны  его представителем в судебном заседании.

Антимонопольный орган и  ООО «Радио родных дорог» в отзыве на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность решения суда, просили отказать  в её удовлетворении.

В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителя уполномоченного учреждения, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

Согласно  части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей  в спорный  период) под открытым конкурсом в электронной форме понимался конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 2 статьи 54.1 Федерального  закона N 44-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Федерального  закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом спорной закупки является оказание услуг по информированию населения об общественно значимых событиях, социально-экономическом развитии города Чебоксары, освещению деятельности Чебоксарского городского собрания депутатов  в средствах массовой информации посредством радиовещания, в том числе на территории города Чебоксары и Чувашской Республики,

С учетом предмета закупки, наряду с положениями Закона о контрактной системе необходимо учитывать положения  Закона о СМИ.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о СМИ телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее -лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

В силу части 2 статьи 31.1 Закона о СМИ деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, радиовещание, может осуществляться только получившим такую лицензию юридическим лицом.

Согласно подпункту 1 пункта 18 Информационной карты документации об открытом конкурсе в электронной форме в  качестве  требования к участникам установлено  требование   о   наличии лицензии на осуществление радиовещания (Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлены в пункте 21 Информационной карты документации об открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно подпункту 8 пункта 21 Информационной карты вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Наличие такой лицензии подтверждается предоставлением копии действующей лицензии на осуществление радиовещания или выпиской из реестра лицензий по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.12.2017  № 256 «Об утверждении формы выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации».

В случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличие соответствующего документа.

Из вышеперечисленных норм Закона о СМИ и документации открытого конкурса в электронной форме однозначно следует, что у участника закупки должна быть лицензия на осуществление радиовещания.

Вместе с тем, в составе второй части заявки ООО «Выбери радио» лицензия на осуществление радиовещания отсутствовала.  Во исполнение требований документации об открытом конкурсе в электронной форме ООО «Выбери радио» в составе второй части своей заявки представило договоры по передаче прав на оказание услуг по радиовещанию, заключенными между ООО «Выбери радио» и вещателями, имеющими лицензии на осуществление радиовещания, с приложениями копий их лицензий на осуществление радиовещания.

Так, в составе  второй  части заявки ООО «Выбери радио» были   приложены лицензии на осуществление радиовещания, предоставленные  ООО «Радио-Дача» и  ООО «Европа плюс Чебоксары»   с приложением договоров между ООО «Выбери радио» (заказчик) и  указанными    средствами массовой информации  (исполнители)  на оказание последними услуг по размещению представленных заказчиком рекламно-информационных материалов в эфире соответствующих радиоканалов  («Радио-Дача» и  «Европа плюс Чебоксары»).

С  учетом  положений абзаца 1 статьи 11,  абзаца 4 статьи 18  Закона о СМИ   суд  первой     инстанции    обоснованно     указал, что  учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей.  Однако, при передаче прав третьему лицу Законом о СМИ предусмотрена смена учредителя.  В  указанном  случае, лицо, которому  переданы  права на зарегистрированное средство массовой информации должно перерегистрировать  СМИ.

Согласно разделу 1 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме в соответствии с описанием объекта закупки  радиовещание является самостоятельным объектом, следовательно, ссылка  заявителя на  возможность  привлечения  субподрядчика не соответствует законодательству о контрактной системе и   конкурсной  документации.  

В соответствии с пунктом 12.3 раздела 4 Проекта контракта стороны не имеют права передавать свои права и обязанности по Контракту третьим лицам.

Следовательно, в рассматриваемом случае, ООО «Выбери радио» не соответствует требованиям  конкурсной документации, так как предполагает  передачу своих прав и обязанностей по контракту учредителям средств массовой информации и вещателю.

Аукционная документация предоставляет возможность исполнить условия контракта любому участнику рынка производства и распространения массовой информации, не ограничивает количество участников размещения заказа и не содержит каких-либо специальных требований к потенциальным участникам размещения заказа, за исключением тех, исполнение которых предусмотрено для целей законодательства и в соответствии с его требованиями, учитывая специфику требуемых услуг.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 -3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса от 19.04.2021 комиссией уполномоченного учреждения и заказчика заявка ООО «Выбери радио» признана  соответствующей   требованиям документации о закупке.

Суд первой  инстанции  обоснованно указал, что из представленных заявителем в материалы дела договоров и контрактов по оказанию информационных услуг не следует, что ООО «Выбери радио» может размещать в эфире еженедельной новостной радиопрограммы радиоканалов «Радио-Дача», «Европа плюс Чебоксары» и «Ретро-ФМ Чебоксары» информационные материалы. ООО «Выбери радио» в соответствии с вышеуказанными договорами может размещать только  рекламу на радиоканалах в рекламных блоках.

Судом при рассмотрении    спора также     принято  во  внимание, что  01.06.2021 между Чебоксарским городским Собранием депутатов (заказчик) и ООО «Радио родных дорог» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № 162, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по информированию населения об общественно-значимых событиях, социально-экономическом развитии города Чебоксары, освещению деятельности Чебоксаркого городского собрания депутатов в средствах массовой информации посредством радиовещания, в том числе на территории города Чебоксары и Чувашской Республики для нужд заказчика, срок действия которого определен до 31.01.2022.

В связи с исполнением контракта от 01.06.2021 № 162 и истечением срока его действия, заявитель не представил в суд доказательства нарушения его прав и законных  интересов  в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической деятельности, не обосновал каким образом удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению его прав.

На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что антимонопольный орган правомерно признал МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары и Чебоксарское городское Собрание депутатов нарушившими пункт 1 части 4 статьи 54.7 Федерального закона №44 - ФЗ.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть  3 статьи  201  АПК РФ).

Совокупность двух условий, необходимых для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными, в рассматриваемом случае отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал уполномоченному  учреждению в удовлетворении заявленных требований.

Доводам заявителя, приведённым в апелляционной  жалобе, судом  первой  инстанции дана  надлежащая  правовая  оценка по правилам  статьи 71  АПК РФ с  учетом   представленных в материалы  дела  доказательств. 

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба уполномоченного учреждения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Учреждение.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 07.02.2022 по делу № А79-7339/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Центр организации закупок» города Чебоксары – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

 

М.Б. Белышкова

Судьи

А.М. Гущина

 

Т.В. Москвичева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны