Решение №04-05/2166 Производство по делу № 19/04-АМЗ-2017 прекращено. от 16 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

о прекращении производства по делу№ 19/04-АМЗ-2017

                                                                                                               

Резолютивная часть оглашена  02 апреля  2019 г.                                           г. Чебоксары

Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 г.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 19/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

при участии представителей ответчиков АО «Чувашская энергосбытовая компания»:

«…»

- лица, располагающего  сведениями о рассматриваемых обстоятельствах филиала ПАО «МРСК Волги» -«Чувашэнерго»:

«…»

в отсутствии представителей прокуратуры и ООО «Каналсеть», Приволжского Управления Ростехнадзора;

рассмотрела материалы дела № 19/04-АМЗ-2017, возбужденного в отношении акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания»), по признакам нарушения пункта 4  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии (далее - Чувашское УФАС России) 30.10.2017                                   (вх. 05/04/6852) от 30.10.2017 поступило обращение Прокуратуры Чувашской Республики о необходимости выделения специалиста для проведения проверки по доводам обращения «…» в части нарушения жилищного законодательства.

 Обращение обусловлено следующим.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» введено ограничение режима потребления электроэнергииООО «Каналсеть», что нарушает права неопределенного круга жителей города Канаш, потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, отведению сточных вод.

По имеющейся информации у Чувашского УФАС России, проведена проверка информации о введении АО «Чувашская энергосбытовая компания» ограничения режима подачи электроэнергии  ООО «Каналсеть».

В ходе заседания Комиссии представитель АО «Чувашская энергосбытовая компания» Ермошкин А.Ю. пояснил, что введение ограничения режима потребления электроэнергии осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

У Общества отсутствует информация о добросовестных плательщиках за теплоэнергию, в адрес Общества данная информация предприятием не направлялась.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

В ст. 5, 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав, что прямо определено пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством статус сетевой организации либо энергосбытовой организации позволяет производить ограничение энергоснабжения объектов потребителей.

         В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Указанным постановлением также утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии  (далее – Правила ограничения). 

В соответствии с п. 2 указанных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении определенных обстоятельств, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Пунктом 5 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В соответствии с пунктом 6 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указан уровень технологической брони, и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил ограничения инициатор ограничения обязан одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и ООО «Каналсеть» заключен договор энергоснабжения №23/01/819-2051 01.01.2016.

Между ООО «Каналсеть» и ПАО «МРСК «Волги» 01.02.2016 подписан акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии (мощности).

Перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической брони- ВЛ 6кВ «Очистные соор.с/к» от ПС «Восточная» 110/6 кВ; ВЛ 6кВ «Насосная» от ПС «Восточная» 110/6 кВ; ВЛ-10кВ «Янтиково» от ПС «Восточная» 110/6 кВ.

Перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной брони - ВЛ 6кВ «Насосная» от ПС «Восточная» 110/6 кВ; ВЛ-10кВ «Янтиково» от ПС «Восточная» 110/6 кВ.

АО «Чувашская энергосбытовая компания»15.08.2017 направило в адрес                  ООО «Каналсеть» уведомления №23/01-310 и №23/01-589 о введении ограничения режима потребления  до уровня  технической и аварийной брони  в соответствии с актом технологической и аварийной брони.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» 15.08.2017 проинформировала о планируемом введении ограничения Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Приволжское управления Ростехнадзора по Чувашской Республике (письмо от 15.08.2017 23/01-3095).

28 августа 2017 года сторонами подписан акт №20 ограничения режима потребления электрической энергии по указанным энергопринимающим устройствам.

Уведомлениями от  30.08.2017  №23/01-589 и   31.08.2017  №23/01-3320  и                     АО «Чувашская энергосбытовая компания» проинформировало ООО «Каналсеть» об отмене ограничения режима потребления электрической энергии, введенного по уведомлениям №23/01-310 и №23/01-589.

Письмом от 12.09.2017 №08/29-3574 АО «Чувашская энергосбытовая компания» сообщило, что третьи лица, запитанные от ООО «Каналсеть», имеющие договоры энергоснабжения (купли-продажи) с АО «ЧЭСК» отсутствуют. От ООО «Каналсеть» ПС 110/6кВ «Восточная» фид «Очистные сооружения» ЗТП-2/2*400 кВА запитан садовый участок Ильиной В.М., однако ограничение электроэнергии указанного участка не производилось.

Представителями ПАО «МРСК-Волги» -«Чувашэнерго» пояснено, что в связи с уведомлениями в  адрес  Канашского РЭС Южного ПО 15.08.2017 АО «Чувашская энергосбытовая компания» №23\01-589 о необходимости  введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя                                ООО «Каналсеть».

В целях контроля самостоятельного введения ограничения режима потребления электрической энергии персоналом  Канашского РЭС Южного ПО произведен замер потребляемой мощности в точках поставки  ООО «Каналсеть», о чем составлен акт №20 от 28.08.2017 ограничения режима потребления электрической энергии, из которого следует, что величина потребляемой мощности  на момент проверки по точкам поставки не превышала 251 кВт.

Как указывает, ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» факт введения самостоятельного ограничения режима потребления на объектах ООО «Каналсеть» согласно уведомлений АО «Чувашская энергосбытовая компания» от 15.08.2017 №23/01-310 и №23/01-589 был подтвержден пояснениями представителей                         ООО «Каналсеть».

Учитывая изложенное при введении ограничения режима потребления                               АО «Чувашская энергосбытовая компания» соблюдены требования Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей  организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

По информации, представленной ООО «Каналсеть» (Письмо № 1084 от 25.10.2017) установлено, что ООО «Каналсеть» не имело возможности оплаты счетов                   АО «Чувашская энергосбытовая компания» ввиду того, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-1916/2016 в отношении конкурсного управляющего применены обеспечительные меры в виде запрета произведения расчетов по текущим платежам за поставленную электрическую энергию, действующие до вступления в силу судебного акта, принятого по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике о признании ненадлежащим исполнение внешним управляющим ООО «Каналсеть» обязанностей, выразившееся в неправомерном отнесении текущих расходов за потребленную электроэнергию к четвертой очереди, об определении очередности.

 Также ООО «Каналсеть» представила информацию о потребителях, добросовестно выполняющих обязательства по оплате коммунальной услуги за период 2017 года (письмо 1084 от 30.10.2017).

 Дополнительно, установлено, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-1916/2016 от 22.11.2017 ООО «Каналсеть» признано банкротом, открыто конкурсное производство, по состоянию на февраль 2019 не завершенное.

 Из изложенного следует, что введение ограничение режима потребления электроэнергии ООО «Каналсеть» скажется на ухудшении качества предоставляемой услуги водоотведения всем категориям граждан, создаст предпосылки к возникновению экологической катастрофы, в связи с частичной остановкой оборудования, используемого для перекачки и очистки сточных вод, и необходимостью сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности в целях защиты оборудования от вывода из стоя.

Спор хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Чувашской Республики и осуществляет поставку электрической энергии потребителям (покупателям) электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Согласно части 1 статьи 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чувашской Республики единоличное доминирующее положение занимает                      АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Чувашской Республике в 2016 году.

Вопреки изложенному АО «Чувашская энергосбытовая компания» направило в адрес ООО «Каналсеть» уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии, и исходя из представленных актов,  ограничило поставку электроэнергии на объекты ООО «Каналсеть», игнорируя интересы добросовестных абонентов – потребителей энергии.

Ввиду того, что действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» выраженные во введении ограничения потребления электрической  энергии                                  ООО «Каналсеть, могли оказать  влияние на ухудшение качества предоставляемой услуги водоотведения всем категориям граждан (в том числе и добросовестным плательщикам) и создать предпосылки к возникновению экологической катастрофы, в связи с частичной остановкой оборудования, используемого для перекачки и очистки сточных вод, и необходимостью сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности в целях защиты оборудования от вывода из строя, в действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания» на момент возбуждения дела имелись признаки нарушения пункта  4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено настоящее дело.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, Комиссией исходя из пояснений                 ООО «Каналсеть» (письмо №15 от 18.01.2018) установлено, что фактическое ограничение  подачи электрической энергии  на объекты водоотведения, несмотря на составление актов о введение режима ограничения осуществлено не было.

Все объекты водоотведения работали в плановом режиме, услуга водоотведения всем абонентам оказывалась в полном объеме.

Жалоб от физических и юридических лиц не поступало.

Указанный факт подтверждается письмом администрации г. Канаш от 22.03.2019 №1953, из которого следует, что отключения в централизованной системе водоотведения г. Канаш в период с 28.08.2017 по 31.08.2019 отсутствовали.

 Статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении ( далее – КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Таким образом, действия ООО «Каналсеть» в части неисполнения режима ограничения потребления электрической энергии, несмотря на составление актов о введении режима ограничения могли содержать признаки нарушения статьи 9.22 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ  срок привлечения к ответственность за нарушение положений статьи 9.22 Ко АП РФ составляет 1 год.

Исходя из того, что возможное несоблюдение режима ограничения электрической энергии ООО «Каналсеть» произошло в период с 28.08 по 30.08.2017, то срок привлечения к административной ответственности истек.

         Пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 23, пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела № 19/04-АМЗ-2017 в отношении АО «Чувашская энергосбытовая компания» прекратить.

 

«…»

       Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны