Решение №НВ/7303/21 Решение по делу № 021/07/3-1041/2021 от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-1041/2021

г. Чебоксары

20 октября 2021 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе:

"..."

при участии от:

заказчика – публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" – "..."

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» (далее – ООО «Горизонт», Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Горизонт» на положения конкурсной документации заказчика - публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (извещение № 32110654976), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 08.10.2021 обратилось ООО «Горизонт» с жалобой на положения конкурсной документации заказчика - публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (извещение № 32110654976).

В жалобе Общество указывает, что противоречивые требования конкурсной документации между приложениями № 1 и № 3 к документации в части установления требований к квалификации и численности работников, достаточных для исполнения договора, а также отсутствие в разделе 7 технического задания документации о закупке перечня документов, которые обязан предоставить участник нарушают требования Закона о закупках и вводят участников закупки в заблуждение.

Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении конкурса в электронной форме не признали, указав на необоснованность доводов заявителя.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1 технического задания конкурсной документации определено, что предоставление услуг и работ по обеспечению и непосредственному выполнению комплексной уборки внутренних помещений в административных зданиях, производственных помещений и прилегающей (закрепленной) территории в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 58394-2019, ГОСТ 57582-2017, Методическими рекомендациями MP 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 20 апреля 2020г.), а также другими нормативными актами РФ

По доводу заявителя о том, что приложения № 1 и № 3 к документации противоречат друг другу в части установления требований к квалификации и численности работников, достаточных для исполнения договора, Комиссия установила следующее.

Разделом 7 технического задания установлены требования к Исполнителю, в частности:

1. Персонал Исполнителя должен быть обучен по охране труда в соответствии с «Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утверждённым постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, мерам пожарной безопасности в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденным приказом МЧС РФ от 12.12. 2007 г. N 645, пройти проверку знаний и иметь соответствующие удостоверения.

2. Количество сотрудников, привлекаемых к оказанию услуг по предмету закупки, за исключением управляющего персонала, не менее 61 человека.

3. Для оказания услуг по уборке внутренних помещений в административных зданиях, производственных помещений Исполнитель должен иметь кадровые ресурсы, поименованные данным пунктом.

В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснила, что требования о наличии у работников допуска по электробезопасности основаны на пункте 8.5 ГОСТ Р 51870-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия", согласно которому при эксплуатации электрооборудования должны быть соблюдены требования электробезопасности согласно ГОСТ 27570.0, а также положения законодательства в области охраны труда и техники безопасности, в т.ч. правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Наличие требования по группе электробезопасности не ниже I обусловлено требованиями Приказа Минтруда России от 15.12.2020 N903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", п.2. Приложения №1: «Группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу)».

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что требования, определенные приложениями №1 и №3 установлены не к участникам закупки, а к исполнителю – лицу, с которым заключается договор, в связи с чем, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.

По доводу заявителя о том, что в разделе 7 технического задания документации о закупке отсутствует перечень документов, которые обязан предоставить участник закупки, Комиссия установила следующее.

Пунктом 7 раздела 7 технического задания конкурсной документации установлено, что для подтверждения соответствия Исполнителя требованиям технического задания исполнителю необходимо предоставить копии подтверждающих документов (соответствующие удостоверения, приказы, протоколы, справки о кадровых ресурсах, об обеспеченности МТР и пр.) до заключения договора. В течение 10 календарных дней после размещения результатов конкурентной закупки в единой информационной системе в сфере закупок, лицо с которым заключается договор, обязано предоставить Заказчику копии подтверждающих документов в соответствии с Разделом 7 "Требования к Исполнителю" Технического задания. Не предоставление копий подтверждающих документов в сроки указанные в документации о конкурентной закупке, является основанием для признания лица, с которым заключается договор, уклонившимся от заключения договора в соответствии с подпунктом «д» пункта 5.9.8. инструкции (приложение №2 к Положению о закупках ПАО «Т Плюс») и направления в антимонопольный орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сведений об участнике закупки, уклонившимся от заключения договора.

Таким образом, требования, установленные подпунктом 7 раздела 7 технического задания конкурсной документации относятся к лицу, с которым заключается договор, а не к потенциальному участнику закупки.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно пункту 1.4.6.4 конкурсной документации участники закупки в праве обращаться к Организатору закупки с запросами о разъяснении извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке в письменной форме либо в электронном виде, а также просьбой о внесении изменений в документацию о закупке в части продления установленного срока подачи заявок на участие в закупке, однако, заявитель данным правом не воспользовался.

Кроме того, ООО «Горизонт» на заседании Комиссии явку полномочного представителя не обеспечил, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своих доводов, не представил, а также не подтвердил подачу заявки на участие в данном конкурсе, а следовательно и наличие правовых оснований для обжалования требований, предъявляемых заказчиком к исполнителю договора, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Горизонт» необоснованной.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Горизонт» на положения конкурсной документации заказчика - публичного акционерного общества "Т ПЛЮС" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (извещение № 32110654976) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2021-8465

 

 

Связанные организации

ООО "ГОРИЗОНТ"
ИНН 2130109059, ОГРН 1122130011684
ПАО Т Плюс
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350