Решение №НВ/8383/20 Производство по делу прекращено. от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 021/01/17-801/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

27 октября 2020 года                                                                                                 г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/10/17-801/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…» при присутствии на заседании Комиссии заявителя- Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики

- «…» по доверенности от 21.08.2020 № 03-26/ 1052,

при присутствии   на заседании Комиссии ответчика– Автономного учреждения Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- ИП Цыганок О.Ю.,

 

рассмотрев материалы дела № 021/01/17-801/2020, возбужденного в отношении автономного учреждения Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики по признакам нарушения части 1  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 16.07.2020 поступило обращение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики с сообщением о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении автономным учреждением Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики электронных конкурсов №31908703153 и № 31908702976 (вх. Управления № 7208/20).

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 27.07.2020 №  53/20 возбуждено дело № 021/10/17-801/2020 в отношении автономного учреждения Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям действующего законодательства, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 

Между министерством экономического развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено соглашение №С- 16-МО/Ю29 о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости от 08 февраля 2019 года.

 На основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики № 919-р от 30 ноября 2018 года «Об определении Республиканского центра компетенций в сфере производительности труда» в целях реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» с 1 февраля 2019 года на базе ГАПОУ ЧР МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии создано структурное подразделение «Республиканский центр компетенций в сфере производительности труда» со штатной численностью 6 единиц.

Дополнительным соглашением от 01.04.2019 №144 к соглашению от 29.12.2018 № 1421 между Минобразованием Чувашии и ГАПОУ ЧР «МЦК- ЧЭМК» Минобразования Чувашии предусмотрена целевая субсидия на иные расходы  на обеспечение деятельности Республиканского центра компетенций в сфере производительности труда (далее - РЦК) в размере 6 788 080,0 рублей.

Между Минэкономразвития Чувашии и Фондом заключено дополнительное  соглашение от 04.07.2019 № 1 к соглашению о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики Фонду на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 20 декабря 2018 №18. В соответствии с соглашением предоставляется субсидия в 2019 году в сумме 4 466 439,85 рублей.

Между Минэкономразвития Чувашии и Фондом заключено соглашение от 01.08.2019 №16 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с оказанием им в соответствии с государственным заданием государственных услуг. В соответствии с соглашением предусмотрены расходы по региональному проекту «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Чувашской Республики» автономного учреждения всего в сумме 52 511,6 тыс. рублей, в том числе услуг по подготовке и организации «Фабрики процессов» в сумме 4 305,7 тыс. рублей, услуги по привлечению консультантов для 11 самостоятельных; предприятий - участников национального проекта («…».

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно статье 2 Федерального закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу статьи 3 Федерального закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

- информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

- обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

 

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») типовое положение о закупке утверждает:

- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;  федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника имущества унитарного предприятия; иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией орган; организация, осуществляющая от имени РФ полномочия собственника имущества унитарного предприятия.

Эти же лица вправе определить бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, для которых применение типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими своих положений о закупке или внесении в них изменений.

Указанные положения заказчики (бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, для которых применение типового положения о закупке является обязательным) не вправе изменять при разработке и утверждении своих положений о закупке.

Приказом от 26 сентября 2018 года № 217 Минэкономразвития Чувашии было утверждено типовое положение о закупках для бюджетных, автономных учреждений Чувашской Республики и государственным унитарным предприятиям Чувашской Республики, включенным в перечень. Согласно данному приказу в срок до 1 декабря 2018 г. Фонд обеспечил принятие и утверждение правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в соответствии с типовым положением о закупке.

 

В целях реализации указанного соглашения Фондом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены   две закупки на оказание услуг по привлечению консультантов для предприятий Чувашской Республики - участников национального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Чувашской Республики» размещены 23 декабря 2019 года с НМЦД в сумме 4 364 357,57 рублей;

Фондом на  официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.12.2019 были размещены извещения №№ 31908703153, 31908702976 на две идентичные закупки с одинаковой начальной (максимальной) ценой 4 364,4 тыс. рублей на право заключить контракт на услуги по привлечению консультантов для предприятий Чувашской Республики - участников национального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Чувашской Республики».

07.02.2020 года в адрес Фонда поступило уведомление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике о том, что в адрес Чувашского УФАС России поступили жалобы ИП Цыганок О.Ю. на действия комиссии Заказчика - АУ «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по привлечению консультантов для предприятий Чувашской Республики - участников национального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях Чувашской Республики». Из поданных жалоб ИП Цыганок О.Ю. следует, что конкурсная комиссия Фонда необоснованно присвоила 30 баллов из 50 возможных.

По результатам рассмотрения поданных жалоб по закупкам реестровый номер извещений 31908702976, 31908703153 Чувашское УФАС России вынесло решения следующего характера: признать жалобу ИП Цыганок О.Ю. обоснованной в части довода необоснованного присвоения 30 баллов из 50 возможных и выдаче Заказчику - Фонду предписаний.

Во исполнения выданных предписаний Фонд внес изменения в конкурсную документацию согласно мотивировочным частям решений Чувашского УФАС России, а именно: внес изменения в пункт 31 Информационной карты требование о соответствии представленных участниками закупки договоров этапам реализации комплекса услуги:

  1.  Проведение аудита предприятия и разработка программы повышения производительности труда;
  2.  Консультирование по вопросам повышения производительности труда на предприятиях (за исключением микропредприятий);
  3.  Сопровождение внедрения программы повышения производительности труда на предприятиях.

После внесения изменений в конкурсную документацию Фонд продолжил проведение конкурса в электронной форме в соответствии с выданным предписанием Чувашского УФАС России.

 

Согласно пункту 24 Информационной карты конкурсной документации, содержащей требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке, не установлено представление налоговой отчетности в качестве документа, подтверждающего опыта участника закупки.

 

В соответствии с Техническим заданием (приложение № 3 к конкурсной документации по закупкам №№ 31908703153, 31908702976, источник https://zakupki.gov.ru/) Исполнитель оказывает для Учреждения комплекс услуг по повышению производительности труда на предприятиях Заявителя.

Согласно пункту 3 Технического задания комплекс услуги включает в себя следующие этапы:

  •  проведение аудита предприятия и разработка программы повышения производительности труда;
  •  консультирование по вопросам повышения производительности труда на предприятиях (за исключением микропредприятий);
  •  сопровождение внедрения программы повышения производительности труда на предприятиях.

Проектом договора на оказание услуг (приложение № 4 к конкурсной документации) предусмотрено (п. 1.1.1, что услуга по привлечению консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда для каждого заявителя, включает в себя следующие этапы:

  1.  этап - проведение аудита предприятия и разработка программы повышения производительности труда;
  2.  этап - консультирование по вопросам повышения производительности труда на предприятиях (за исключением микропредприятий);
  3.  этап - сопровождение внедрения программы повышения производительности труда на предприятиях.

 

Представленные участниками закупки коммерческие предложения содержали условия оказания следующих услуг:

- разработка дорожной карты повышения производительности труда (ИП Дмитриев А.П.);

- консультирование по вопросам повышения производительности труда (ИП Дмитриев А.П.);

- разработка и сопровождение реализации программы повышения производительности труда на предприятиях Чувашской Республики (Компания Лин Вектор);

- развитие и повышение производительности труда одного предприятия (ООО «Национальные системы менеджмента»).

Таким образом, представленные коммерческие предложения содержали информацию об условиях оказания услуг, упомянутых в конкурсной документации на закупки №№ 31908703153, 31908702976.

 

По закупке № 31908703153 Фондом был осуществлен запрос коммерческих предложений в сентябре 2019 года.

По закупкам № 0860200000819010241, № 0860200000819010221 согласно сайту https://zakupki.gov.ru, которые были организованы Министерством экономического развития Саратовской области в сентябре 2019 года, начальная максимальная цена контракта была установлена в размере 4 600 000,00 руб., то есть более чем на 235 000,00 руб. выше, чем установлено заказчиком по закупке № 31908703153.

Анализ цен на декабрь 2019 года Фондом осуществляться не мог, так как в декабре 2019 года Фондом была утверждена и размещена документация на закупку № 31908702976 на сайте https://zakupki.gov.ru.

 

По итогам проведенных конкурсов в электронной форме Фондом были размещены итоговые протоколы конкурсов в электронной форме согласно, которым победителем конкурсов в электронной форме был признан ИП Цыганок О.Ю.

Согласно представленным ИП Цыганок О.Ю. документам заявки на участие в конкурсах в электронной форме по закупкам реестровый номер извещений 31908702976, 31908703153 комиссия пришла к следующим выводам: из 16 представленных ИП Цыганок О.Ю. договоров комиссией по осуществлениию закупок в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки и опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, были зачтены 13 договоров, что составляет 100 баллов по показателю или 50% по критерию 3 - Квалификация участников закупки. Договоры, которые были зачтены комиссий указаны в Приложении № 1 к настоящим пояснениям - Перечень договоров при рассмотрении документов заявки - Показатель 1: Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема ИП Цыганок Ольга Юрьевна.

Не были зачтены следующие договоры:

- 2 договора 2020 года ИП Цыганок О.Ю.: договор ОБ № 2020/02/1-к на оказание услуг от 17.02.2020 с государственным бюджетным учреждением здравоохранении Новосибирской области «Тогучинская центральная районная больница», акт сдачи - приемки услуг от 06 марта 2020; договор ОБ № 2020/02.2-к от 03.03.2020 с государственным бюджетным учреждением здравоохранении Новосибирской области «Городская клиническая больница №19», так как в подтверждение опыта засчитывают завершенные контракты (договоры) за 2017-2019 гг.;

- 1 договор ООО «Лин-Эксперт» № 2019/01/1-К в связи с тем, что услуги оказывались только по одному этапу - консультирование по вопросам повышения производительности труда на предприятиях.

 

ИП Цыганок О.Ю. были представлены справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год и за 2019 год, налоговым агентом по данным справкам выступает ООО «Полюс Строй». Согласно данным справкам общая сумма, уплаченная ООО «Полюс Строй» составила «…»руб.

Стоимость услуг по договору составляла 420 000,00 руб. в месяц. Сроки оказания услуг: с 01.11.2018 по 31.07.2019 г., т.е. 9 месяцев. Соответственно общая сумма по договору, заключенному между ООО «Полюс Строй» и ИП Цыганок О.Ю. составила «…» руб. и соответствует сумме дохода, исчисленного налоговым агентом.

 

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушения порядка определения победителя торгов.

 

Таким образом,  действия  автономного учреждения Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него   хозяйствующих   субъектов.   

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в действиях автономного учреждения Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики отсутствует нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

Производство по делу № 021/10/17-801/2020, возбужденное в отношении Автономного учреждения Чувашской Республики «Фонд развития промышленности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» Министерства  промышленности и энергетики Чувашской Республики  (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Афанасьева д. 9, ИНН 2130183609) прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

 

 

 

 

Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны