Решение №ВК/1701/22 Решение от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 021/05/5-2/2022

 

15 марта 2022 года г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

"..."

члены Комиссии:

"..."

рассмотрев дело № 021/05/5-2/2022, возбужденное по заявлению гражданина "..." (далее – Заявитель) в отношении гипермаркета ООО «Лента» (ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605, г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д.76) по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения – "..." (доверенность от 20.10.2021 №78 АВ 1103278),

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашским УФАС России в порядке части 2 статьи 36 Закона о рекламе возбуждено дело № 021/05/5-2/2022 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении гипермаркета ООО «Лента» (ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605, г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д.76). Основанием для возбуждения дела послужило обращение в Чувашское УФАС России 10.11.2021 (вх. № 11487-ИП/21) заявления гражданина "..." (далее – Заявитель) с претензией к рекламной информации гипермаркета ООО «Лента». Из обстоятельств, изложенных в заявлении, установлено следующее.

09.11.2021 в помещении гипермаркета ООО «Лента» (г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д.76) состоялось проведение маркетинговой акции продажи полотенец. В этой связи, на отдельно установленном рекламном баннере, в месте расположения в торговом зале полотенец, размещалась следующая информация.

«Только

09 ноября

во вторник

Полотенца

-50%

Кроме марки 365 дней и Отличная цена Скидка рассчитывается на кассе.

Предложение действительно 9 ноября 2021 года по КАРТЕ №1 (№ 1 по количеству покупателей, считающих, что карта магазина «Лента» дает существенную экономию (опрос посетителей продовольственных магазинов в городах присутствия «ЛЕНТЫ», 2016-2020)), при наличии товара в магазинах. Размер скидки в процентах приведен справочно и округлен до целого числа по общематическим правилам. Расчет скидки производится от цены без карты. Если на товар действует несколько скидок, то применяется наибольшая. Цены указаны в рублях, Подробности на стойке информации или по телефон Центра Информационной Поддержки Клиентов 8-800-700-41-11 (звонок по России бесплатный)».

09.11.2021 Заявитель приобрел в названном гипермаркете полотенца торговой марки Homeclub.

Однако при расчете на кассе он не получил обещанную в рекламной информации скидку в размере 50 %, поскольку, как ему указали на стойке информации, акция - 50 % на данную категорию полотенец (Homeclub) не распространяется.

Вместе с тем Заявитель указывает, что, исходя из содержания рекламной информации, представленной на баннере, данное обстоятельство не конкретизировано.

В содержании рекламной информации указано лишь одно ограничение - кроме марки «365 дней» и «Отличная цена».

Принимая во внимание изложенное, Заявитель был введен в заблуждение и за защитой своих прав вынужден был обратиться в антимонопольный орган.

Из информации, полученной от ООО «Лента» установлено следующее.

Маркетинговая акция по продаже полотенец проводилась ООО «Лента» 09.11.2021 для участников программы лояльности (покупателей – держателей карт лояльности ООО «Лента»).

Из содержания рекламной информации следует, что маркетинговая акция проводилась в отношении полотенец «махровых», в ассортименте.

Товарами исключениями из данной акции были полотенца торговых марок «365 дней» и «Отличная цена», являющиеся частными торговыми марками торговой сети ООО «Лента».

Вместе с тем, в рекламе было указано, что подробности о проводимой акции лояльности можно было получить, обратившись на стойку информации или по телефону центра информационной поддержки клиентов (8-800-700-41-11) (звонок по России бесплатный),

Таким образом, у покупателя имелась возможность уточнить информацию, в случае возникновения сомнений. Общество полагает, что вышеуказанное содержание рекламы и место размещения баннера, который был установлен в отделах продажи полотенец, исключительно «махровых», свидетельствуют, что реклама действовала только в отношении «полотенца махровые».

На момент рассмотрения дела Заявителю предложено урегулирование конфликта путем возможности получения возврата денежных средств.

Данное обстоятельство подтверждено записью общества, в представленном в дело скриншоте страницы книги жалоб и предложений торгового комплекса «Лента» от 10.11.2021.

Оценив и проанализировав представленные в материалы дела документы и заявленные доводы, Комиссия установила следующее.

С точки зрения статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования выступает товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Содержание рассматриваемой информации, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и к ней применимы все требования, установленные Законом о рекламе. Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе. В силу части 1 данной статьи определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Как следует из материалов дела, 09.11.2021 в помещении гипермаркета ООО «Лента» (г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д.76) состоялось проведение маркетинговой акции продажи полотенец, в целях реализации которой, в месте расположения в торговом зале полотенец, был размещен рекламный баннер, содержащий, в том числе, следующее.

«Только

09 ноября

во вторник

Полотенца

-50%

Кроме марки 365 дней и Отличная цена Скидка рассчитывается на кассе».

Из пояснений общества следует, что рекламная акция, за исключением торговых марок «365 дней» и «Отличная цена», распространялась только на полотенца «махровые».

Однако в рекламе такое требование указано не было. Данная информация является существенной и ее отсутствие привело к искажению смысла рекламы и ввело в заблуждение потребителя (Заявителя).

Наличие в рекламе дополнительной информации о возможности уточнения подробностей на стойке информации или по телефону центра информационной поддержки клиентов, не может быть воспринято как надлежащая реклама, в силу следующего. В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Кроме того вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться на момент ознакомления с рекламой, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) подробностей об условиях приобретения товара на стойке информации или по телефону, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламе всех существенных условий.

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация о рекламируемом товаре, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой, без специальных усилий (на стойке информации) и применения специальных средств (по телефону). Поскольку смысл рекламы должен быть распознаваемым непосредственно в момент ознакомления с рекламой, независимо о формы и используемых специальных знаний и применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься им однозначно.

Таким образом, указанное в рекламе обстоятельство о возможности получения подробностей с помощью вышеназванных объектов, является формальным присутствием условий проведения акции, и не может расцениваться как надлежащая рекламная информация.

Соответственно, Заявитель не получил всю необходимую для осознанного выбора информацию из рекламы и был введен в заблуждение относительно характеристик предлагаемой продукции.

В связи с отсутствием в рекламе такой существенной и необходимой информации, как указания о том, что действия проведения акции, распространяются только на полотенца категории «махровые», исказили ее смысл, что свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель. В смысле Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).

Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы явилось ООО «Лента».

На этом основании, ответственность за выявленное нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет ООО «Лента».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Установлено, что спорная реклама распространялась 09.11.2021 и на момент рассмотрения дела прекращена.

В этой связи Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «Лента» предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА: 

 

1.Признать не соответствующей Закону о рекламе рекламу, распространяемую 09.11.2021 в гипермаркете ООО «Лента» (г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д.76), следующего содержания:

«Только

09 ноября

во вторник

Полотенца

-50%

Кроме марки 365 дней и Отличная цена Скидка рассчитывается на кассе.

Предложение действительно 9 ноября 2021 года по КАРТЕ №1 (№ 1 по количеству покупателей, считающих, что карта магазина «Лента» дает существенную экономию (опрос посетителей продовольственных магазинов в городах присутствия «ЛЕНТЫ», 2016-2020)), при наличии товара в магазинах. Размер скидки в процентах приведен справочно и округлен до целого числа по общематическим правилам. Расчет скидки производится от цены без карты. Если на товар действует несколько скидок, то применяется наибольшая. Цены указаны в рублях, Подробности на стойке информации или по телефон Центра Информационной Поддержки Клиентов 8-800-700-41-11 (звонок по России бесплатный)».

  2. Признать гипермаркет ООО «Лента» (ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605, г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д.76) нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе. 3. Не выдавать ООО «Лента» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Лента» (ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605).

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

 

2022-1949

 

 

Связанные организации

ООО "Лента"
ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605