Решение №НВ/9168/19 Жалоба признана обоснованной. от 23 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройресурс»
Дело № 021/06/64-945/2019 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 №4 в составе:
<……..>
в присутствии представителя заказчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, <……..>
в отсутствие представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс», (далее – ООО «Стройресурс»), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО «Стройресурс» на положения аукционной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание автомобильных дорог в Чебоксарском районе Чувашской Республики (изв. № 0115300002219000068), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 13.12.2019 обратилось ООО «Стройресурс» с жалобой на положения конкурсной документации Заказчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание автомобильных дорог в Чебоксарском районе Чувашской Республики (изв. № 0115300002219000068) (далее – Открытый конкурс в электронной форме).
В жалобе ООО «Стройресурс» указывает, что конкурсная документация размещена с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно:
- в конкурсной документации неправомерно установлено ограничение, согласно которому к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 665 852,83 руб;
- в проекте контракта не установлено обязательное требование пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также установленный размер обеспечения исполнения контракта не соответствует требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку исходя из цены контракта закупка не должна проводиться для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании вышеизложенного, ООО «Стройресурс» просит привести конкурсную документацию в соответствии с законодательством о контрактной системе.
ООО «Стройресурс», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку полномочных представителей в заседание Комиссии не обеспечило.
Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, указав, что конкурсная документация сформирована в соответствии с законодательством о контрактной системе, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного открытого конкурса в электронной форме является администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
22.11.2019 в 13 час. 43 мин. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300002219000068 о проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание автомобильных дорог в Чебоксарском районе Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 40 665 852,83 руб. Одновременно на официальном сайте размещена конкурсная документация.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
На основании части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Следовательно, открытый конкурс в электронной форме является разновидностью открытого конкурса.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд с 1 января 2019 годы определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из требований извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации следует, что рассматриваемая закупка проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 665 852,83 руб.
Таким образом, Комиссия признает в действиях заказчика нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя обоснованным.
Доводы о нарушениях в проекте контракта Комиссия признает обоснованными в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается заказчиком с юридическим лицом или с физическим лицом, в том числе зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В нарушение данного требования в разделе IV Проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, отсутствуют положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате лицу, на размер налогов, сборов и других обязательных платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 7 раздела IV Проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, установлено обеспечение исполнение контракта для участников, являющихся субъектами малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, из положенный пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что рассматриваемая закупка не должна проводится у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, Заказчиком установлено ненадлежащее требование к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Стройресурс» обоснованной, а в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 30, части 13 статьи 34, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что открытый конкурс в электронной форме изв. № 0115300002219000068 являлся предметом рассмотрения Комиссии по жалобе ООО «Альянс». По итогам рассмотрения жалобы Заказчику выдано предписание № 021/06/64-936/2019 об аннулировании данной закупки.
В соответствии с изложенным Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройресурс».
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Стройресурс» на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание автомобильных дорог в Чебоксарском районе Чувашской Республики (изв. № 0115300002219000068) обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 30, части 13 статьи 34, части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Председатель Комиссии <……..>
Члены Комиссии <……..>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.