Решение №ВК/7372/20 Жалоба признана обоснованной. от 24 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 021/10/18.1-1040/2020

 

г. Чебоксары                                                                                   24 сентября 2020 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

 

«…»

при присутствии  на заседании Комиссии представителя заявителя ООО «ТМК 1»:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии ответчика- Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

- «…»

при присутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- ИП Николаева С.Г.,
 

рассмотрев жалобу ООО «ТМК 1» на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по необоснованному отказу от возможности участия в получении перевозочной деятельности по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «ТМК 1» (вх. от 21.09.2020 № 9645/20) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по необоснованному отказу от возможности участия в получении перевозочной деятельности по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща») (http://mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/otkritij-konkurs-na-pravo-osuschestvleniya-regulya/2020-god/17092020-izveschenie-o-priyome-zayavok-na-pravo-os).

В своей жалобе заявитель сообщает, что министерство  незаконно отказало ООО «ТМК 1» в получении возможности осуществлять перевозочную деятельность по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»).

Протоколом № 2 заседания комиссии по выдаче краткосрочных свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок по второму этапу - рассмотрению заявок от 17.09.2020 года, опубликованного 19.09.2020 года, комиссия решила не допустить заявку ООО «ТМК 1» в связи со следующим: в представленной справке от 25.05.2020 № 56 ООО ЕТК в составе заявки ООО «ТМК 1» содержатся сведения о терминалах безналичной оплаты, планируемых к использованию на маршруте № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»). Однако, указанные терминалы используются на муниципальных маршрутах в городе Чебоксары Чувашской Республики № 24,20,26. В связи с тем, что представленные документы содержат недостоверную информацию комиссией принято решение о не допуске заявки ООО «ТМК 1».

Заявитель считает, что конкурсная комиссия, делая необоснованные выводы о недостоверности представленной информации, не учла следующее:

- перевозчиком по муниципальным маршрутам №24, 20, 26 города Чебоксары является ООО «ТМК 1»;

- терминалы безналичной оплаты проезда, указанные в справке о наличии терминалов, принадлежат ООО «ТМК 1» на праве собственности;

- терминалы безналичной оплаты являются мобильными, каким-либо образом к автобусам и номерам маршрутов не прикрепляются и не закрепляются. В мобильном терминале возможен выбор любого из маршрутов, обслуживаемых перевозчиком.

 Перенести мобильный терминал из одного автобуса одного маршрута в другой автобус другого маршрута (например, на маршрут №125) занимает не более 1 минуты времени;

- у ООО «ТМК 1» в собственности имеется более 50 мобильных терминалов безналичной оплаты, что позволяет их использовать на всех маршрутах и автобусах, обслуживаемых ООО «ТМК 1» (включая маршруты №24, 20, 26 города Чебоксары и межмуниципальный маршрут №125).

Таким образом, информация, предоставленная ООО «ТМК 1» является достоверной, а действия конкурной комиссии по не допуску заявки ООО «ТМК 1» незаконными и не обоснованными.

Иных нарушений конкурсной комиссией обнаружено не было, заявка ООО «ТМК 1» была подана первой, значит, по мнению заявителя, министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики обязано было выдать свидетельство ООО «ТМК 1».

На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать организатору торгов предписание.

Представитель организатора торгов нарушения антимонопольного законодательства не признал, просил признать жалобу необоснованной.

 

 Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

 Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих признаках организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).

 Часть 4 статьи 11 220-ФЗ определяет полномочия уполномоченного органа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ по установлению, изменению, отмене.

 

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

 В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В день наступления обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона, Министерство размещает на сайте Министерства предложение о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса (далее - предложение) (п. 4.2).

В предложении указываются:

1) наименование межмуниципального маршрута регулярных перевозок;

2) протяженность межмуниципального маршрута регулярных перевозок;

3) вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности и указываемый в лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом (далее - лицензия);

4) расписание движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок;

5) характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные в отношении данного маршрута реестром межмуниципальных маршрутов;

6) срок и место приема заявления о намерении осуществлять регулярные перевозки по указанному в предложении межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (далее - заявление) и документов, предусмотренных абзацами вторым - шестым пункта 4.4 настоящих Правил (п. 4.3).

Для получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества представляют в Министерство заявление с указанием информации, предусмотренной пунктом 4.4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534.

Заявление регистрируется в Министерстве в момент поступления в журнале приема заявлений с присвоением каждому заявлению номера, указанием даты и времени подачи документов. Лицо, принимающее заявление, и лицо, подающее его, расписываются в журнале приема заявлений (п. 4.5).

Для рассмотрения заявлений создается комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством. Комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 4.4 настоящих Правил (п. 4.6).

Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, в отношении которого комиссией принято решение о соответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 4.4 настоящих Правил, и заявление которого подано и зарегистрировано ранее других заявлений, в день наступления обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона, Министерством выдаются свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса.

Таким образом, порядок получения временного (краткосрочного) свидетельства содержит в себе определенную процедуру, начиная от опубликования извещения о приеме заявлений от желающих принять участие в процедуре получения свидетельства и карты маршрута, оценки заявления на соответствие участника возможности осуществлять перевозочную деятельность (с учетом определенных критериев) и выдачей свидетельства и карты маршрута, что по своей природе не содержит отличительных признаков от процедуры торгов, поскольку также содержит в себе конкурный отбор претендентов на участие в получении маршрута перевозок.

Изложенное свидетельствует о том, что  любые действия (бездействие) юридического лица при организации порядка получения свидетельства и карты маршрута, которые содержат определенные процедуры и критерии, подпадающие под конкурсный порядок определения победителя подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

17.09.2020 на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/otkritij-konkurs-na-pravo-osuschestvleniya-regulya/2020-god/17092020-izveschenie-o-priyome-zayavok-na-pravo-os размещено извещение о приёме заявок на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок с 22 сентября 2020 года.

Согласно извещения, министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предлагает осуществлять перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту до 180 дней с 22 сентября  2020 года:

Лот №1. Автобусный маршрут № 125  Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»):

(характеристика транспортных средств: автобусы малого, среднего класса, 3,4 экологического класса,  18 ед. (в т.ч. 2 рзв).

Время отправления из начального остановочного пункта: ежедневно: 6-10, 6-30, 6-50, 7-10, 7-30, 7-50, 8- 10, 8-30, 8-50, 9-10, 9-30, 9-50, 10-10, 10-30, 10-50, 11-10, 11-30, 11-50, 12-10, 12-30, 12-50, 13-10, 13-30, 13-50, 14-10, 14-30, 14-50, 15-10, 15-30, 15-50, 16-10, 16-30, 16-50, 17-10, 17-30, 17-50, 18-10, 18-30, 18-50, 19-10, 19-30, 19-50.

Время отправления из конечного остановочного пункта: 6-05, 6-25, 6-45, 7-05, 7-25, 7-45, 8-05, 8-25, 8-45, 9-05, 9-25, 9-45, 10-05, 10-25, 10-45, 11-05, 11-25, 11-45, 12-05, 12-25, 12-45, 13-05, 13-25, 13-45, 14-05, 14-25, 14-45, 15-05, 15-25, 15-45, 16-05, 16-25, 16-45, 17-05, 17-25, 17-45, 18-05, 18-30.

Протяжённость маршрута – 43,1 км.

Промежуточные остановочные пункты: ДКП г. Цивильск - Черемушки - Кирпичный завод - Табанары - Красная Горка - Янзакасы - Завод костной муки - Байсубаково - Клычево - Абашево - Чиршкасы - Сирмапоси - Кугеси (а/д М-7 «Волга») - Сельхозтехника - Мясокомбинат - Альгешево - ул. Ашмарина - Питомник - Пригородный автовокзал - Ярмарка - ТК «Центральный» - Дворец детского (юношеского) творчества - Филармония - Театр оперы и балета - ул. Афанасьева - ОАО "Элара" - Чебоксары («Роща»).

Для получения права на осуществление регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с краткосрочным свидетельством перевозчик или его уполномоченный представитель представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление о намерении с указанием наименования, места нахождения (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), места жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационного номера налогоплательщика, почтового адреса, контактного телефона с приложением следующих документов: 

2) справки о транспортных средствах, которые будут использоваться для регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, по форме, установленной приложением № 1 к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2019 № 354 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» (далее – Правила), с приложением подтверждающих документов (при наличии);

3) копия документа, подтверждающий полномочия представителя перевозчика на осуществление действий от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества (в случае подачи заявления и документов уполномоченным представителем);

4) согласие на обработку персональных данных (для индивидуальных предпринимателей);

5) опись представленных документов, подписанных должностным лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества или их уполномоченным представителем.

Перевозчик вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган:

1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о намерении (для юридических лиц);

2) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о намерении (для индивидуальных предпринимателей);

3) копию (копии) лицензии;

4) сведения о не проведении ликвидации юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании банкротом юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства.

Решение об отказе в предоставлении права в осуществлении перевозок принимается уполномоченным органом в следующих случаях:

1) представлен неполный комплект документов, предусмотренных настоящим извещением.

2) представленные перевозчиком документы содержат неполную либо недостоверную информацию, текст письменного заявления не поддается прочтению;

3) представлены сведения о проведении ликвидации юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании банкротом юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства.

Под недостоверной информацией понимается информация в документах, представленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества, которая содержит не соответствующие действительности и (или) заведомо ложные сведения, сведения, противоречащие содержанию других представленных документов, а также сведения и документы, полученные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Дата и время подачи заявления фиксируются сотрудником уполномоченного органа в отдельном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью.

Заявка, представленная после истечения срока приёма заявок, не принимается и не рассматривается. Представителем уполномоченного органа на конверте делается отметка об отказе в принятии заявки с указанием даты и времени получения и возврата конверта с заявкой, а также причины отказа с подписью должностного лица.

Документы принимаются министерством (в запечатанных конвертах) с 10 ч. 00 мин. 17 сентября 2020 года до 17 ч. 00 мин. 17 сентября 2020 года (обеденный перерыв с 12 ч. 00 мин. до 13 ч. 00 мин.), по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, площадь Республики, д. 2.

 

Протоколом № 2 заседания комиссии по выдаче краткосрочных свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок по второму этапу - рассмотрению заявок от 17.09.2020 года, опубликованного 19.09.2020 года, комиссия решила не допустить заявку ООО «ТМК 1» в связи со следующим: в представленной справке от 25.05.2020 № 56 ООО ЕТК в составе заявки ООО «ТМК 1» содержатся сведения о терминалах безналичной оплаты, планируемых к использованию на маршруте № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»).

Министерство считает, что указанные терминалы используются на муниципальных маршрутах в городе Чебоксары Чувашской Республики № 24,20,26. В связи с тем, что представленные документы содержат недостоверную информацию комиссией принято решение о не допуске заявки ООО «ТМК 1».

 

Между тем, министерством не учтено следующее.

- перевозчиком по муниципальным маршрутам №24, 20, 26 города Чебоксары является ООО «ТМК 1»;

- терминалы безналичной оплаты проезда, указанные в справке о наличии терминалов, принадлежат ООО «ТМК 1» на праве собственности;

- терминалы безналичной оплаты являются мобильными, каким-либо образом к автобусам и номерам маршрутов не прикрепляются и не закрепляются. В мобильном терминале возможен выбор любого из маршрутов, обслуживаемых перевозчиком.

 Перенести мобильный терминал из одного автобуса одного маршрута в другой автобус другого маршрута (например, на маршрут №125) занимает не более 1 минуты времени;

- у ООО «ТМК 1» в собственности имеется более 50 мобильных терминалов безналичной оплаты, что позволяет их использовать на всех маршрутах и автобусах, обслуживаемых ООО «ТМК 1» (включая маршруты №24, 20, 26 города Чебоксары и межмуниципальный маршрут №125).

 

Письмом от 24.09.2020 (вх. Управления № 9819-ЭП/20) ООО «ТМК 1» предоставило информацию о  количестве транспортных средств используемых при осуществлении перевозок по муниципальным контрактам на маршрутах №№ 20,24,26,  именно согласно ответу Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи г. Чебоксары, ООО «ТМК 1» может использовать максимальное количество автобусов на перечисленных выше маршрутах не более 18 единиц.

Согласно справке полученной от ООО «ЕТК» от 16.09.2020, за ООО «ТМК 1» закреплено 56 терминалов, что свидетельствует о возможности использовать имеющиеся терминалы на маршруте № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»).

 

Таким образом, информация, предоставленная ООО «ТМК 1» в заявлении к министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на право получения возможности осуществления перевозочной деятельности по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»)  относительно наличия терминалов для безналичной оплаты проезда является достоверной, а действия конкурной комиссии по не допуску заявки ООО «ТМК 1» незаконными.


            Как установлено Комиссией, министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща») выданы карты маршрута ИП Николаеву С.Г.  со сроком действия с 22 сентября 2020 года по 20 марта 2021 года.

Между тем, как указывалось ранее, в Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «ТМК 1» на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по необоснованному отказу от возможности участия в получении перевозочной деятельности по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща») 21.09.2020 (вх. Управления № 9645/20).

Заявителем жалоба подана в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В этот же день-21.09.2020 письмом № ВК/7254/20 в Минтранс Чувашии поступило уведомление, в котором антимонопольный орган указал, что на основании части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно информации предоставленной ИП Николаевым С.Г., министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща») выданы карты маршрута ИП Николаеву С.Г.  со сроком действия с 22 сентября 2020 года по 20 марта 2021 года.

Таким образом, до рассмотрения жалобы ООО «ТМК 1» по существу, карты маршрута не могли быть выданы, поскольку наличие требования  о приостановке препятствовало  названному.

Следовательно, выдача карт маршрута после получения уведомления антимонопольного органа о приостановлении всех действий неправомерна.

Согласно ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В силу положений ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" со дня направления уведомления, предусмотренного ч. 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном ч. 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения до жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

В действующем законодательстве понятие «приостановление торгов» отсутствует, следовательно, необходимо руководствоваться общими нормами Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Учитывая, что все процедурные этапы в ходе их организации и проведения должны строго соблюдаться, следовательно, все требования к проведению конкурсного порядка отбора являются обязательными, четкость и неукоснительность исполнения требований к порядку организации и проведения направлены на обеспечение равного доступа потенциальных перевозчиков к участию в процедуре, прозрачности всей процедуры и, в конечном итоге, на определение и установление достойного перевозчика.

Соответственно, в силу п. 18, п. 19 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" приостанавливается возможность осуществления любых действий, связанных с проведением отбора.

Таким образом, министерство  не вправе совершать любые действия, в том числе и выдачу карты маршрута, в связи с чем, соответствующие действия являются нарушением ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Красноярского края от 15.03.2019 по делу №A33-35307/2018, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2019 по делу Ж433-17320/2018. постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2019 по делу №А59-5715/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2017 по делу А50-21330/2016, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу №А50-21330/2016.

 

Более того, карты маршрута, выданные в нарушение норм действующего законодательства будут являться ничтожными, как несоответствующие требованиям закона (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

На основании системного анализа положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу, что сокращение законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, выдача карты маршрута на осуществление перевозочной деятельности, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Вышеизложенное подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014.

 

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Кроме того, Комиссия Чувашского УФАС отмечает, что сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

 

Следовательно, подобные действия министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей.

 

В соответствии вышеизложенным, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт жалобу ООО «ТМК 1»  обоснованной.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

 

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу ООО «ТМК 1»  обоснованной и приходит к выводу о наличии необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

 

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «ТМК 1»  обоснованной.

2. Выдать министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             «…»  

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны