Решение №НВ/1509/22 Решение № 021/06/64-163/2022 от 9 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Гарантстрой»

 

Дело № 021/06/64-163/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 № 3 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района – "..."

уполномоченного учреждения – казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

в отсутствие представителей от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Гарантстрой», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Гарантстрой» на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики (изв. № 0815500000522000533) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 24.02.2022 обратилось ООО «Гарантстрой» с жалобой на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики (изв. № 0815500000522000533).

В жалобе ООО "Гарантстрой" сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:

- Заказчик необоснованно объединил в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанных друг с другом;

- требования, установленные в пункте 3.3.6 и 3.3.7 проекта контракта являются избыточными;

- единица измерения и количество товара, установленные Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют подать ценовое предложение;

- Заказчиком неверно применена позиция КТРУ.

На основании изложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона. Просили признать жалобу ООО «Гарантстрой» необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

14.02.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0815500000522000533 о проведении электронного аукциона на строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 268 523 432,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.

Относительно довода Заявителя об объединении в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанных друг с другом, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом объявленной закупки является строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики.

Проектно-сметная документация, размещенная в составе аукционной документации, содержит перечень товаров, подлежащих поставке для оснащения здания образовательного учреждения.

С учетом пояснения Заказчика, Комиссия отмечает, что строительство осуществляется на основании проектной документации. Ее отсутствие в составе документации об аукционе на строительство объекта означает, что заказчик не установил требований к объему работ и тем самым лишил участника закупки возможности обоснованно сформировать предложение по исполнению контракта. При этом, Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения товаров, работ, услуг в один лот. Законодательством не установлено однозначных критериев наличия или отсутствия технологической и функциональной связи, а также критериев для определения ограничения числа участников или конкуренции.

В письме ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19 и Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09 "О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами" указано, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.

Не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

"Следует отметить, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.

При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок".

Комиссия Управления отмечает, что исходя из вышеуказанного совместного письма, поставка оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений не может быть объединена в один лот с работами по строительству.

Вместе с тем, в данном конкретном случае приобретаемое оборудование, согласно пояснениям заказчика, не соотносится к такими товарам, которые указаны в вышеуказанном письме, а именно данные товары нельзя квалифицировать как "учебное оборудование", и определяется взаимосвязь работ по строительству с услугами по приобретению оборудования, выполняется единая цель закупки исходя из потребностей заказчика - создание готового к эксплуатации объекта. При этом стоимость оборудования включается в локальные сметные расчеты (сметы).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.01.2013 № 11604/12 по делу N А40-123181/11-120-1054 указал, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных (муниципальных) заказчиков.

Также представитель Заказчика пояснил, что выполнение данных работ и монтаж оборудования необходимы для ввода в эксплуатацию и обеспечения функционирования объекта капитального строительства с конкретными характеристиками, и необходимый Заказчику результат работ не может быть достигнут без выполнения указанных работ в рамках единого процесса, оборудование неразрывно связано с объектом капитального строительства и не может быть объектом отдельной закупки в связи с тем, что оборудование, предусмотренное проектной документацией является единым комплексом и его взаимодействие может быть обеспечено исключительно при одновременном вводе в эксплуатацию всех систем.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился и не представил Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи, с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным..

Довод заявителя о том, что требования, установленные в пункте 3.3.6 и 3.3.7 проекта контракта являются избыточными, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе проект контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Пунктом 3.3.6 проекта контракта определено, что подрядчик в праве оформить на период строительства и сдачи объекта в эксплуатацию безвозмездное пользование земельным участком с владельцем земельного участка.

Подрядчик в праве заключить Контракт на ведение авторского надзора за строительством (при необходимости) (пункт 3.3.7 проекта контракта).

Таким образом, оформление на период строительства (сдачи объекта в эксплуатацию) безвозмездное пользование земельным участком с владельцем земельного участка и заключение контракта на ведение авторского надзора за строительством, является правом самого подрядчика.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился и не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Относительно довода Заявителя о том, что единица измерения и количество товара, установленные Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют подать ценовое предложение, Комиссией установлено следующее.

Извещением о проведении электронного аукциона установлена единица измерения – рубль; количество – 268523432, цена за единицу измерения – 1 рубль.

Представителем заказчика пояснено, что при формировании сведений в реестре контрактов по исполнению контракта заказчику удобно указывать сумму акта выполненных работ в графике количество выполненных работ, то есть количество товара равно сумме контракта.

Комиссия считает необходимым отметить, что Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение и влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представил, в связи с чем, довод в отношении вышеуказанных показателей не нашел своего подтверждения.

Довод Заявителя о неверном применении позиции КТРУ, Комиссия признает обоснованным в силу следующего.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Извещением о проведении электронного аукциона код ОКПД 2 установлен - 31.09.11.120 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки».

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 (далее - Правила №145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Установлено, что объектом объявленной закупки является строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики, следовательно, в отношении которого должна быть применена позиция КТРУ 41.20.40.000-00000008 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования".

Таким образом, действия заказчика не соответствуют требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Гарантстрой» обоснованной в части неверного применения позиции КТРУ, в действиях заказчика признает нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссия считает возможным предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Гарантстрой» на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад Чувашской Республики (изв. № 0815500000522000533) обоснованной в части неверного применения позиции КТРУ;

  2. Признать в действиях заказчика – Отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района нарушение требований части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать;

  4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2022-1773

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ МАРИИНСКО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА
ИНН 2111002222, ОГРН 1022102431042