Решение №ВК/9141/19 Производство по делу прекращено. от 23 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 22/04-АМЗ-2018

 

г. Чебоксары

Резолютивная часть оглашена «11» декабря 2019

Решение изготовлено в полном объеме «23» декабря 2019

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  22/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии представителей:

  ответчика – акционерного общества «Автовокзалы и автостанции» (далее –АО «АвтоВАС»  (428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Мира, д.78 Д):

«...»

в отсутствии ответчика:

- Ядуванкиной А.С.,

рассмотрев дело №22/04-АМЗ-2018, возбужденное в отношении АО «АвтоВАС» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неисполнении предупреждения Чувашского УФАС России №04-05/7830 от 26.10.2018, а именно неиспользовании карт для безналичной оплаты проезда на маршруте №753 «Чебоксары-Красные Четаи» нежных средств по распоряжению физических лиц в пользу юридических лиц,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России) 26.07.2018 (вх. 04-05/4553) поступило обращение Ядуванкиной А.С., в части отказа приема транспортной карты ЕТК на маршруте  АО «АвтоВАС» №753 «Чебоксары- Красные Четаи».

По результатам рассмотрения обращения, в связи с выявлением в действиях АО «АвтоВАС» признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» в порядке  части  1 ст. 39.1 настоящего закона  хозяйствующему субъекту выдано предупреждение о прекращении действий, выразившихся в неиспользовании карты для безналичной оплаты проезда на маршруте №753 «Чебоксары –Красные Четаи».

В связи с неисполнением указанного предупреждения АО «АвтоВАС» в установленый срок на основании части 8 статьи 39.1 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено настоящее дело.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела №22/04-АМЗ-2018 представители АО «АвтоВАС» заявленные требования не признали, пояснили, что АО «АвтоВАС» предупреждение, явившееся предметом рассмотрения дела 22/04-АМЗ-2018 обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики (дело №А79-13085/2018).

Исходя из того, что выводы суда по делу А79-13085/2018, имели значение для дальнейшего рассмотрения настоящего дела, Комиссией принято решение о его приостановлении до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 о чем, в порядке пункта 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 21.12.2018 вынесено соответствующее Определение №04-05/9439.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 от 02.10.2019 предупреждение Чувашского УФАС России от 26.10.2018 № 0405/7830 признано недействительным и отменено.

В связи с вступлением в законную силу названного решения, Комиссией принято решение о возобновлении рассмотрения настоящего дела.

Определением от 25.11.2019 №ВК/8220/19 рассмотрение дела №22/04-АМЗ-2018 возобновлено и назначено к рассмотрению.

На заседании Комиссии, 11.12.2019 представитель АО «АвтоВАС» поддержала, изложенные ранее доводы в полном объеме, ходатайствовала о прекращении производства по делу 22/04-АМЗ-2018 со ссылкой на решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 от 02.10.2019.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Исходя из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон №220) следует:

- межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

-  вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Как следует из ч. 17 ст. 4 Закона Чувашской Республики  от 29.12.2013 №48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.

На основании п. 8.7  Постановления  Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 №566 «О картах для безналичной оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории Чувашской Республики» в случае неисправности мобильного терминала транспортный оператор в соответствии с договором об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров не вправе отказать пользователю в оказании услуги по перевозке. В таком случае транспортный оператор оказывает услугу перевозки пользователю без взимания платы за проезд.

Указанным Постановлением транспортный оператор определен как  перевозчик, подписавший с оператором системы договор об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров, оплата которых производится при помощи системы.

В рассматриваемом случае, транспортным оператором на маршруте  №733 выступал АО «АвтоВАС».

По информации  ООО «Единая транспортная карта» ( далее — ООО «ЕТК»  (письмо  №135 от 07.08.2018) установлено, что АО «АвтоВАС» с ООО «ЕТК» заключен  договор возмездного оказания услуг по присоединению к системе.

Согласно  ч. 1 ст. 2 Федерального закона №220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанной статьи отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, положения ч. 17 ст. 4 Закона №48 и  п. 8.7 Постановления №566 о возможности обеспечения  оплаты проезда электронными средствами оплаты должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами, действующими на территории Чувашской Республики, а обеспечение возможности безналичной оплаты проезда по межмуниципальным маршрутам является не правом, а обязанностью субъекта.

Статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135- ФЗ «О защите конкуренции») установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» установлены  признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией.

Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» определено понятие хозяйствующего субъекта.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Несмотря заключенный договор с ООО «ЕТК» АО «АвтоВАС» на маршруте  №753 «Чебоксары –Красные Четаи» не использовались карты для безналичной оплаты проезда, что подтверждалось заявлением Ядуванкиной А.С. и письмом  от 14.09.2018 №052/28-4679 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о результатах проведенной проверки.

         Исходя из договора, заключаемого с ООО «ЕТК» на оказание услуг  Оператором системы по присоединению Транспортного оператора к автоматизированной системе учета безналичной оплаты проезда следует, что за оказанные оператором системы услуги по обслуживанию системы оператор системы от транспортного оператора получает вознаграждение от 1,75 % до 2,75 %, в то время как процент отчисления от суммарной стоимости транзакций, совершенных по оплате проезда наличными денежными средствами в размере 0,25%.

Кроме того, за оказание услуг по расщеплению денежных средств, предназначенных Транспортному оператору  за оказание услуг пассажирской перевозки по указанным Транспортным оператором счетам при наличии более одного расчетного счета  предусмотрена оплата в размере 2,25 %.

Хозяйствующие субъекты, не использующие безналичную оплату проезда на своем маршруте указанное выше время расходов не несут.

Таким образом, в действиях АО «АвтоВАС» на маршруте №753 «Чебоксары- Красные Четаи» выявлены признаки противоправных действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, что запрещено ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, как было указано выше, в порядке ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» АО «АвтоВАС» выдано предупреждение о прекращении рассматриваемых действий.

Письмом от 12.10.2018 АО «АвтоВАС» проинформировало, что в нормативных актах, указанных в предупреждении не указано, что  реализация права пассажира на оплату проезда  электронными средствами возможна только с помощью карт, выпущенных и обслуживаемых ООО «ЕТК».

Указанные терминалы используются не на транспортных средствах, а на диспетчерско-кассовых пунктах в. г. Новочебоксарск и г. Мариинский Посад.

В целях выполнения требований законодательства об обеспечении реализации прав на оплату проезда электронными средствами оплаты на всех транспортных средствах установлены терминалы ПАО «Сбербанк России», -обеспечивающие возможность безналичной оплаты проезда, при этом комиссия в ПАО Сбербанк России меньше, чем в ООО «ЕТК» (в качестве подтверждения приложены копии отчета по терминалу).

Несмотря на изложенное, из  письма от 14.09.2018 №052/28-4679 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики следовало, что на маршруте №753 «Чебоксары –Красные Четаи» АО «АвтоВАС» выявлено наличие терминала  для осуществления расчетов  электронными средствами оплаты ЕТК, однако факт их неиспользования подтверждается письмом заявителя.

Указанное свидетельствует о том, что АО «АвтоВАС» не обеспечило возможность оплаты проезда и багажа в безналичной форме, несмотря заключенный ООО «ЕТК» договор.

Названное послужило основанием для возбуждения настоящего дела.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу №А79-13085/2018 было установлено следующее.

Договор возмездного оказания услуг от 01.06.2017, заключенный между ООО «ЕТК» и АО «АвтоВАС», предусматривает установку терминалов для безналичной оплаты лишь в диспетчерско-кассовых пунктах общества, а не в автобусах, осуществляющих перевозку пассажиров.

Чувашское УФАС России со ссылкой на письмо Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 14.09.2018 № 052/28-4679 посчитало, что в автобусе с государственным регистрационным знаком Е855СЕ 21 RUS, работавшем на маршруте № 753 «Чебоксары – Красные Четаи», установлен терминал безналичной оплаты ЕТК, поэтому общество обязано было его использовать.

Однако, впоследствии письмом от 10.01.2019 № 052/10-60 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признало, что при осуществлении проверки данного автобуса установленный в нём терминал для безналичной оплаты с номером 17249WL26585165 был принят за устройство приёма безналичных платежей ЕТК.

Согласно представленному акту о готовности от 06.08.2018 банковский платёжный терминал с номером 17249WL26585165 действительно установлен в автобус с государственным регистрационным знаком Е855СЕ 21 RUS, однако принадлежит этот терминал ПАО «Сбербанк», а не ООО «ЕТК».

Определяющим моментом при рассмотрении настоящего спора является установление наличия или отсутствия в действиях общества признаков недобросовестной конкуренции.

В рассматриваемом случае, судом признаки недобросовестной конкуренции в действиях АО «АвтоВАС» не усмотрены.

В силу изложенного, при вынесении предупреждения Чувашское УФАС России основывалось на указанной выше информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, в связи с тем, что она являлась основополагающей при рассмотрении обращения и вынесении предупреждения, и, как в последствии оказалась недостоверной.

Таким образом, Чувашское УФАС России  было введено в заблуждении  информацией Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, которая послужила основанием для вынесения обжалованного акта.

При этом, недостоверность предоставленной информации, установлено лишь в ходе судебного разбирательства.

В силу изложенного, решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-13085/2018 носит преюдициальный характер.

Пунктом 1 части 1 статьи  48 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 23, пунктом  1 части  1 и части 2 статьи  48, части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела №22/04-АМЗ-2018 в отношении ПАО «АвтоВАС» прекратить.


 

 

 

 

 

 

«...»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны