Решение №ВК/9141/19 Производство по делу прекращено. от 23 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 22/04-АМЗ-2018
г. Чебоксары
Резолютивная часть оглашена «11» декабря 2019
Решение изготовлено в полном объеме «23» декабря 2019
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 22/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
«...» |
|
|
|
|
|
|
|
|
при участии представителей:
ответчика – акционерного общества «Автовокзалы и автостанции» (далее –АО «АвтоВАС» (428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Мира, д.78 Д):
«...»
в отсутствии ответчика:
- Ядуванкиной А.С.,
рассмотрев дело №22/04-АМЗ-2018, возбужденное в отношении АО «АвтоВАС» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неисполнении предупреждения Чувашского УФАС России №04-05/7830 от 26.10.2018, а именно неиспользовании карт для безналичной оплаты проезда на маршруте №753 «Чебоксары-Красные Четаи» нежных средств по распоряжению физических лиц в пользу юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России) 26.07.2018 (вх. 04-05/4553) поступило обращение Ядуванкиной А.С., в части отказа приема транспортной карты ЕТК на маршруте АО «АвтоВАС» №753 «Чебоксары- Красные Четаи».
По результатам рассмотрения обращения, в связи с выявлением в действиях АО «АвтоВАС» признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» в порядке части 1 ст. 39.1 настоящего закона хозяйствующему субъекту выдано предупреждение о прекращении действий, выразившихся в неиспользовании карты для безналичной оплаты проезда на маршруте №753 «Чебоксары –Красные Четаи».
В связи с неисполнением указанного предупреждения АО «АвтоВАС» в установленый срок на основании части 8 статьи 39.1 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено настоящее дело.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела №22/04-АМЗ-2018 представители АО «АвтоВАС» заявленные требования не признали, пояснили, что АО «АвтоВАС» предупреждение, явившееся предметом рассмотрения дела 22/04-АМЗ-2018 обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики (дело №А79-13085/2018).
Исходя из того, что выводы суда по делу А79-13085/2018, имели значение для дальнейшего рассмотрения настоящего дела, Комиссией принято решение о его приостановлении до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 о чем, в порядке пункта 1 части 3 статьи 47 Федерального закона от № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 21.12.2018 вынесено соответствующее Определение №04-05/9439.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 от 02.10.2019 предупреждение Чувашского УФАС России от 26.10.2018 № 0405/7830 признано недействительным и отменено.
В связи с вступлением в законную силу названного решения, Комиссией принято решение о возобновлении рассмотрения настоящего дела.
Определением от 25.11.2019 №ВК/8220/19 рассмотрение дела №22/04-АМЗ-2018 возобновлено и назначено к рассмотрению.
На заседании Комиссии, 11.12.2019 представитель АО «АвтоВАС» поддержала, изложенные ранее доводы в полном объеме, ходатайствовала о прекращении производства по делу 22/04-АМЗ-2018 со ссылкой на решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79- 13085/2018 от 02.10.2019.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Исходя из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон №220) следует:
- межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;
- вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Как следует из ч. 17 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2013 №48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.
На основании п. 8.7 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 №566 «О картах для безналичной оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории Чувашской Республики» в случае неисправности мобильного терминала транспортный оператор в соответствии с договором об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров не вправе отказать пользователю в оказании услуги по перевозке. В таком случае транспортный оператор оказывает услугу перевозки пользователю без взимания платы за проезд.
Указанным Постановлением транспортный оператор определен как перевозчик, подписавший с оператором системы договор об использовании системы при оказании услуг по перевозке пассажиров, оплата которых производится при помощи системы.
В рассматриваемом случае, транспортным оператором на маршруте №733 выступал АО «АвтоВАС».
По информации ООО «Единая транспортная карта» ( далее — ООО «ЕТК» (письмо №135 от 07.08.2018) установлено, что АО «АвтоВАС» с ООО «ЕТК» заключен договор возмездного оказания услуг по присоединению к системе.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона №220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанной статьи отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения ч. 17 ст. 4 Закона №48 и п. 8.7 Постановления №566 о возможности обеспечения оплаты проезда электронными средствами оплаты должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами, действующими на территории Чувашской Республики, а обеспечение возможности безналичной оплаты проезда по межмуниципальным маршрутам является не правом, а обязанностью субъекта.
Статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135- ФЗ «О защите конкуренции») установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» установлены признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией.
Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» определено понятие хозяйствующего субъекта.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Несмотря заключенный договор с ООО «ЕТК» АО «АвтоВАС» на маршруте №753 «Чебоксары –Красные Четаи» не использовались карты для безналичной оплаты проезда, что подтверждалось заявлением Ядуванкиной А.С. и письмом от 14.09.2018 №052/28-4679 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о результатах проведенной проверки.
Исходя из договора, заключаемого с ООО «ЕТК» на оказание услуг Оператором системы по присоединению Транспортного оператора к автоматизированной системе учета безналичной оплаты проезда следует, что за оказанные оператором системы услуги по обслуживанию системы оператор системы от транспортного оператора получает вознаграждение от 1,75 % до 2,75 %, в то время как процент отчисления от суммарной стоимости транзакций, совершенных по оплате проезда наличными денежными средствами в размере 0,25%.
Кроме того, за оказание услуг по расщеплению денежных средств, предназначенных Транспортному оператору за оказание услуг пассажирской перевозки по указанным Транспортным оператором счетам при наличии более одного расчетного счета предусмотрена оплата в размере 2,25 %.
Хозяйствующие субъекты, не использующие безналичную оплату проезда на своем маршруте указанное выше время расходов не несут.
Таким образом, в действиях АО «АвтоВАС» на маршруте №753 «Чебоксары- Красные Четаи» выявлены признаки противоправных действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, что запрещено ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с чем, как было указано выше, в порядке ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» АО «АвтоВАС» выдано предупреждение о прекращении рассматриваемых действий.
Письмом от 12.10.2018 АО «АвтоВАС» проинформировало, что в нормативных актах, указанных в предупреждении не указано, что реализация права пассажира на оплату проезда электронными средствами возможна только с помощью карт, выпущенных и обслуживаемых ООО «ЕТК».
Указанные терминалы используются не на транспортных средствах, а на диспетчерско-кассовых пунктах в. г. Новочебоксарск и г. Мариинский Посад.
В целях выполнения требований законодательства об обеспечении реализации прав на оплату проезда электронными средствами оплаты на всех транспортных средствах установлены терминалы ПАО «Сбербанк России», -обеспечивающие возможность безналичной оплаты проезда, при этом комиссия в ПАО Сбербанк России меньше, чем в ООО «ЕТК» (в качестве подтверждения приложены копии отчета по терминалу).
Несмотря на изложенное, из письма от 14.09.2018 №052/28-4679 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики следовало, что на маршруте №753 «Чебоксары –Красные Четаи» АО «АвтоВАС» выявлено наличие терминала для осуществления расчетов электронными средствами оплаты ЕТК, однако факт их неиспользования подтверждается письмом заявителя.
Указанное свидетельствует о том, что АО «АвтоВАС» не обеспечило возможность оплаты проезда и багажа в безналичной форме, несмотря заключенный ООО «ЕТК» договор.
Названное послужило основанием для возбуждения настоящего дела.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу №А79-13085/2018 было установлено следующее.
Договор возмездного оказания услуг от 01.06.2017, заключенный между ООО «ЕТК» и АО «АвтоВАС», предусматривает установку терминалов для безналичной оплаты лишь в диспетчерско-кассовых пунктах общества, а не в автобусах, осуществляющих перевозку пассажиров.
Чувашское УФАС России со ссылкой на письмо Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 14.09.2018 № 052/28-4679 посчитало, что в автобусе с государственным регистрационным знаком Е855СЕ 21 RUS, работавшем на маршруте № 753 «Чебоксары – Красные Четаи», установлен терминал безналичной оплаты ЕТК, поэтому общество обязано было его использовать.
Однако, впоследствии письмом от 10.01.2019 № 052/10-60 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признало, что при осуществлении проверки данного автобуса установленный в нём терминал для безналичной оплаты с номером 17249WL26585165 был принят за устройство приёма безналичных платежей ЕТК.
Согласно представленному акту о готовности от 06.08.2018 банковский платёжный терминал с номером 17249WL26585165 действительно установлен в автобус с государственным регистрационным знаком Е855СЕ 21 RUS, однако принадлежит этот терминал ПАО «Сбербанк», а не ООО «ЕТК».
Определяющим моментом при рассмотрении настоящего спора является установление наличия или отсутствия в действиях общества признаков недобросовестной конкуренции.
В рассматриваемом случае, судом признаки недобросовестной конкуренции в действиях АО «АвтоВАС» не усмотрены.
В силу изложенного, при вынесении предупреждения Чувашское УФАС России основывалось на указанной выше информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, в связи с тем, что она являлась основополагающей при рассмотрении обращения и вынесении предупреждения, и, как в последствии оказалась недостоверной.
Таким образом, Чувашское УФАС России было введено в заблуждении информацией Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, которая послужила основанием для вынесения обжалованного акта.
При этом, недостоверность предоставленной информации, установлено лишь в ходе судебного разбирательства.
В силу изложенного, решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-13085/2018 носит преюдициальный характер.
Пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьями 23, пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела №22/04-АМЗ-2018 в отношении ПАО «АвтоВАС» прекратить.
|
|
|
|
|
«...» |