Решение №НВ/7108/20 Внеплановая проверка. от 16 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения информации
следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики
Дело № 021/06/99-815/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:
<…>
в присутствии от организатора совместного аукциона – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, <…>, представителя по доверенности,
рассмотрев путем видео-конференц-связи информацию следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики о нарушении организатором совместного аукциона и заказчиками при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы, арочные металлодетекторы) (изв. № 0115200001419000013) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступила информация следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики о нарушении организатором совместного аукциона и заказчиками при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы, арочные металлодетекторы) (изв. № 0115200001419000013) требований Законодательства о контрактной системе.
Из обращения следует, что требования технического задания аукционной документации ограничивают количество участников закупки.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
18.03.2019 в 15 час. 48 мин. Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001419000013 о проведении электронного аукциона на оборудование для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы, арочные металлодетекторы), с начальной (максимальной) ценой контракта 19 952 500, 00 руб.
Заказчиками объявленной закупки выступают администрация Алатырского района Чувашской Республики, администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрация Урмарского района Чувашской Республики, отдел образования администрации Красноармейского района Чувашской Республики, управление градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, администрация Комсомольского района Чувашской Республики, администрация Порецкого района Чувашской Республики, казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Таким образом, документация разрабатывается, исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
При этом, описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
Объектом объявленной закупки является поставка оборудования для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы, арочные металлодетекторы).
Технической частью технического задания аукционной документации предусмотрена таблица требований к характеристикам «Ручной металлодетектор», которой в действующей редакции установлены в т.ч. следующие требования к товару:
В приборе должна быть реализована возможность оперативного снижения чувствительности вдвое. В приборе должна быть реализована возможность ручной настройки максимального уровня чувствительности («режим специалиста»).
В приборе должна присутствовать функция автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение не более 10 секунд. Прибор должен автоматически включаться и быть готов к работе не более, чем через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения должен индицироваться предназначенным для этого светодиодным индикатором.
Установлено, что требования к металлодетекдерам регламентированы ГОСТ Р 53705-2009 «Системы безопасности комплексные. Металлообнаружители стационарные для помещений. Общие технические требования. Методы испытаний».
Проанализировав требования к металлодетекдерам, установленным Заказчиком, Комиссия отмечает, что требования Заказчика установлены не в соответствии с вышеназванным ГОСТ.
Вместе с тем, следует отметить, что необходимость обоснования установленных требований в аукционной документации не содержится.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает в Заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает необходимым отметить, что ранее, при рассмотрении жалоб ООО «Локаторная техника» и ИП Машковцева В.В. в качестве доказательств о наличии функциональных возможностей ручных металлодетекторов, предусмотренных Техническим заданием аукционной документации, представитель Заказчика предоставила Комиссии паспорта ручных металлодетекторов моделей: «Феникс», «Detecta», «CEIA».
Вместе с тем, из информации СУ СК России по Чувашской Республике следует, что реализуемые под торговой маркой «СЕ1А» арочные многозонные металлодетекторы имеют в наименовании иную буквенную аббревиатуру (например «СЕ1А HI-PE Multi Zone»).
Кроме того, установлено, что описание объекта закупки, технические характеристики требуемого к поставке оборудования, были получены заказчиками от организатора совместного аукциона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о завершении внеплановой проверки на основании поступившей информации следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики, признает заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что контракт на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы, арочные металлодетекторы) подписан и исполнен, и с момента заключения указанного контракта публично-правовые отношения между заказчиком и хозяйствующим субъектом прекращены и возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке, Комиссия Чувашского УФАС России не считает возможным выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснение представителей заказчика, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчиков – администрации Алатырского района Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрации Урмарского района Чувашской Республики, отдела образования администрации Красноармейского района Чувашской Республики, управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, администрации Комсомольского района Чувашской Республики, администрации Порецкого района Чувашской Республики, казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» города Новочебоксарска Чувашской Республики нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы, арочные металлодетекторы) (изв. № 0115200001419000013);
2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Председатель Комиссии <…>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.