Решение №НВ/6850/23 Решение № 021/06/42-900/2023 от 14 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Торговый дом «ОРМЕД»

 

Дело № 021/06/42-900/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары)"..."

заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ОРМЕД» - "..."

третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Хелси Ворлд» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ОРМЕД» (далее — Заявитель, ООО «Торговый дом «ОРМЕД», Общество) на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) (далее — Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 10.11.2023 поступила жалоба ООО «Торговый дом «ОРМЕД» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) на поставку тренажеров для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленного сустава (изв. № 0315100000523000302) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Заявитель сообщает, что положения извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно Заказчик в технических требованиях прописал конкретные показатели единственного производителя (Артромот® K1 (производство Германия)), ограничив тем самым на участие в закупке заводов — изготовителей аналогичной продукции (в том числе и Российских производителей).

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

Представители заказчика с доводом жалобы не согласились, считают, что положение извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

03.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315100000523000302 о проведении электронного аукциона на поставку тренажеров для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленного сустава, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 574 256,00 руб. Заказчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о закупке № 0315100000523000302 Заказчиком не установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019).

Предметом закупки является поставка тренажера для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленного сустава, с установленным КТРУ - 26.60.13.190-00000025 - «Тренажер для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленого сустава».

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком установлены требования к поставляемому оборудованию (пункты 2.16 и 3.10 Описания объекта закупки), отвечающие характеристикам единственного производителя Артромот® K1 (производство Германия), Комиссия установила следующее.

В Объекте закупки по оспариваемым позициям указано следующее:

 

Технические и функциональные характеристики товара*

2.16 Максимальная длина бедра, см: ≥49 см

3.10 Специальное меню для сервисного обслуживания: наличие.

 

При рассмотрении представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) пояснил, что Заказчик вправе включать в описание объекта закупки требования, отражающие специфику применения медицинского оборудования с учетом своих конкретных потребностей и особенностей. Установленные технические характеристики важны для Заказчика поскольку аппарат используется как прикроватный тренажер в раннем послеоперационном периоде на первом этапе медицинской реабилитации. Техническая характеристика веса тренажера установлена для уменьшения нагрузки при перемещении вручную аппарата медицинским персоналом, в том числе, между этажами учреждения. В результате рассмотрения поступивших от ООО «Торговый дом «ОРМЕД» запросов на разъяснение положений извещения ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России (г.Чебоксары) внесло некоторые изменения в объект закупки, тем самым предоставив возможность участия в проводимой закупке, но часть характеристик осталась неизменной ввиду их технической и функциональной значимости для учреждения. Исходя из специфики оказания медицинской помощи учреждением по профилю «травматология», «ортопедия» полная заполняемость палат одного травматолого-ортопедического отделения составляет 50 человек. В один день может назначаться пассивная механотерапия коленного или тазобедренного сустава 25 пациентам, некоторым из них более одного раза. Причем сопровождение самой процедуры для пациента в отделении в одной смене возлагается на одного медицинского работника. При такой интенсивной занятости в процессе процедуры пассивной механотерапии вес тренажера при его ручном перемещении из палаты в палату имеет существенное значение, что, конечно, учитывается при рассмотрении вариантов существующих на рынке тренажеров для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленного сустава. Чем выше вес тренажера тем больше нагрузка на медицинский персонал. Блокировка кнопок пульта управления для предупреждения случайных изменений настроек программы необходима для безопасности процедуры, защиты от самостоятельного/случайного изменения настроек аппарата пациентом. Между тем, предлагаемая ООО «Торговый дом «ОРМЕД» характеристика пульта как «экстренная остановка аппарата при нажатии па любую кнопку» существенно затруднит процесс реабилитации пациента и усложнит работу медицинского персонала. Остановка запущенной программы пассивной механотерапии в случае случайного воздействия пациента на пульт управления потребует вмешательства медицинского персонала, осуществление повторного запуска процесса, что в условиях полной занятости коек в отделении увеличит время и трудовые затраты на реабилитацию, создаст дискомфорт для пациентов, вынужденных ожидать подхода медицинского персонала для перезапуска процедуры. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в извещение об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении качественных и функциональных характеристик товара, а также не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам. Указанное соответствует позиции Верховного Суда РФ, который, неоднократно указывал на наличие у заказчика правовых оснований для включения в извещение об аукционе характеристик и требований к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Заказчик, используя свое право на детализацию предмета закупки, должен действовать обосновано и добросовестно, преследуя цель закупки - обеспечить получение аппаратов, необходимых с учетом медицинских показаний и рекомендаций (Определение Верховного Суда РФ от 19 мая 2022 г. 310-ЭС227694 по делу А83-20371/2020; Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2022 г. 309-ЭС22-7261 по делу A47-1190/2021; Определение Верховного Суда РФ от 24 января 2022 г. 308-ЭС21-26790 по делу А61-4140/2020).

В соответствии с принципами контрактной системы в сфере закупок, заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

В подтверждение информации относительно необходимости установленных требований к товару Заказчик представил в Управление фото и видео материалы.

Комиссия отмечает, что из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в извещение об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку извещение содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.

Заказчик вправе включать в описание объекта закупки требования, отражающие специфику применения тренажеров для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленного сустава с учетом своих конкретных потребностей и особенностей.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Также следует отметить что, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Также соответствие поставленного товара требованиям Извещения Заказчик проверяет при его приемке, в рамках исполнения государственного контракта.

В рассматриваемом описании объекта закупки содержатся требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, при этом описание не содержит указаний на товарные знаки и иные средства индивидуализации, которые могут ограничить число участников закупки.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Торговый дом «ОРМЕД» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Торговый дом «ОРМЕД» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Чебоксары) на поставку тренажеров для продолжительной пассивной разработки тазобедренного/коленного сустава (изв. № 0315100000523000302) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2023-7878

 

 

Связанные организации

ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Чебоксары)
ИНН 2130037189, ОГРН 1082130003966
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ОРМЕД"
ИНН 0272920830, ОГРН 1220200034031