Предупреждение №ВК/4347/22 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которые... от 20 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF





ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Администрация Батыревского района 429350 Чувашская Республика, Батыревский район, с.Батырево, пр.Ленина д.5 batyr@cap.ru


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий (бездействия), которые содержат
признаки нарушения антимонопольного законодательства


Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения поступившего от АО «Чувашская энергосбытовая компания» обращения о признаках нарушения администрацией Батыревского района Чувашской Республики антимонопольного законодательства, выразившегося в предоставлении прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения) без проведения торгов, установило признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений об использовании имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение, по общему правилу, заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Установлено, что 14.01.2022 между администрацией Батыревского района и ООО«Батрыевское районное ЖКХ» заключен договор № 2 на содержание и техническое обслуживание объектов инженерных систем без проведения конкурентных процедур (далее- Договор № 2 от 14.01.2022)

Указанные объекты, исходя из условий договоров аренды, находятся в муниципальной собственности Батыревского района Чувашской Республики.

Согласно пункту 1.1 Договора № 2 от 14.01.2022 Заказчик на основании постановления администрации Батыревского района Чувашской Республики от 14 января 2022 года 29, предоставляет Исполнителю временно, до проведения конкурса по концессионному соглашению, технологически связанные между собой и представляющие часть соответствующей сети инженерно-технического обеспечения объекты водоснабжения, на содержание и техническое обслуживание и обеспечение питьевой водой населения с. Батырево Батыревского района Чувашской Республики.

При этом, из ответа администрации Батыревского района Чувашской Республики следует, что администрацией ведется работа по подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения, однако, указанное не соответствует действительности.

Так, 12.01.2022 администрацией Батревского района Чувашской Республики в адрес Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам направлено заявление о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных таких систем, находящихся в муниципальной собственности.

13.01.2022 Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в адрес администрации направлено письмо о предоставлении недостающих документов в течении 3 рабочих дней.

19.01.2022 в адрес администрации направлено письмо о возврате заявления о подготовке конкурсной документации организатору конкурса в связи с тем, что в установленный срок не представлены запрашиваемые сведения.

При этом, каких-либо иных действий, направленных на подготовку конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения, администрацией не предприняты.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о концессионных соглашениях передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях относит к числу объектов концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Как установлено, частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона. Порядок заключения концессионного соглашения определен главой 3 Закона "О концессионных соглашениях".

В частности, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона "О концессионных соглашениях" и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона "О концессионных соглашениях", в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона "О концессионных соглашениях".

В рассматриваемом случае, поскольку по договору № 2 от 14.01.2022 передавались объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, передача ООО «Батыревское районное ЖКХ» таких объектов могла быть осуществлена только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения либо без проведения конкурса в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона "О концессионных соглашениях".

При этом, статья 37 Закона о концессионных соглашениях не предусматривает возможность заключения договора на период проведения процедуры, направленной на заключение концессионного соглашения.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение хозяйствующими субъектами возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

В силу пункта 7 статьи Закона о защите конкуренции под конкуренцией
понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них исключается или
ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции
признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа
хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,
рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими
изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ
хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных
действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на
товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в
соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица
либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в
одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства,
создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких
хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие
условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами
государственной власти, органами местного самоуправления, организациями,
участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к
хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской
Федерации

Таким образом, в действиях администрации Батревского района Чувашской Республики по передаче ООО «Батыревское районное ЖКХ» объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Батыревского района, и, имеющих срок эксплуатации свыше 5 лет, на основании вышеуказанного договора аренды, вместо передачи в пользование на основании концессионного соглашения, заключенного в установленном законом порядке, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку хозяйствующим субъектам, потенциально имеющим интерес на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием муниципального имущества, ограничен доступ к такому имуществу и возможность осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием указанного имущества, полученного на основании заключенного в установленном законом порядке концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на
основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает
администрацию Батыревского района Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 30 августа 2022 года действий по предоставлению ООО«Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре от 14.01.2022 № 2, без проведения конкурентных процедур, в отсутствие на то правовых оснований, и, влекущих необоснованное предоставление преимущества обществу, путем отмены решения о предоставлении без проведения торгов ООО«Батыревское районное ЖКХ» муниципального имущества, указанного в договоре от 14.01.2022 № 2, и возврата указанного имущества во владение и пользование администрации Батыревского района Чувашской Республики.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит
обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в
предупреждении.
Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение,
обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх
дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении
антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее
предупреждение, не подлежит административной ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.



Руководитель




В.В. Котеев




2022-4887


Связанные организации

Администрация Батыревского района
ИНН 2103003293, ОГРН 1022101831575