Решение б/н Установлено нарушение антимонопольного законодательства. от 13 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 18/04-АМЗ-2017

о нарушении  антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена «30 мая» 2019 года                                     г. Чебоксары

Решение изготовлено в полном объеме «13 июня» 2019 года

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 18/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«..,»

при участии:

- представителей ответчиков АО «Чувашская энергосбытовая компания»:

«…»

- лица, располагающего  сведениями о рассматриваемых обстоятельствах филиала ПАО «МРСК Волги» -«Чувашэнерго»:

«..,»

в отсутствии представителей прокуратуры и ООО «Водоканал», Приволжского Управления Ростехнадзора;

рассмотрела материалы дела № 18/04-АМЗ-2017, возбужденного в отношении акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания»), по признакам нарушения пункта 4  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

                                  

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Чувашское УФАС России) 06.10.2017 (вх. 05/04-6852) поступило обращение Прокуратуры Чувашской Республики о проведении проверки по обращению «…» в части нарушения  жилищного законодательства.

Обращение обусловлено следующим.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» введено ограничение режима потребления электроэнергии на насосных станциях  ООО «Водоканал», которое привело к нарушению прав неопределенного круга жителей города Канаш, потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению.

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, 11.02.2019 принято решение о вынесении заключения об обстоятельства дела по выявленным в действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

После вынесения заключения об обстоятельствах дела, представитель                      АО «Чувашская энергосбытовая компания» пояснил, что несмотря на составление всех документов по введению режима ограничения  и последующей его отмене, фактическое ограничение режима потребления электрической энергии  на объектах ООО «Водоканал» не вводилось.

ООО «Водоканал»  также  пояснило, что производственное оборудование,  при введении режима ограничения потребления электрической энергии не участвовало, в связи с выходом его из строя и проведением ремонтных работ, а не по причине  ограничения электрической энергии.

В связи с установлением вновь открывшихся обстоятельств, Комиссией принято решение  о необходимости возращения на стадию рассмотрения настоящего для исследования вновь полученной информации.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Статьями 5 и 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав, что прямо предусмотрено пунктом  1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством статус сетевой организации либо энергосбытовой организации позволяет производить ограничение энергоснабжения объектов потребителей.

         В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012                    № 442 (далее – Правила ограничения). 

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении определенных обстоятельств, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Пунктом 5 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В соответствии с пунктом 6 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указан уровень технологической брони, и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил ограничения инициатор ограничения обязан одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Между АО «Чувашская энергосбытовая компания»  и ООО «Водоканал» заключены договора энергоснабжения №23/01/815-2144 и №23/01/814-2060 01.01.2016.

ООО «Водоканал» и ОАО «МРСК ВОЛГИ» 30.12.2013 подписаны акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии (мощности):

-перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической  и аварийной брони- ВНС «Бахтирово-//» ВЛ-35кВ, л. «Бахтирово» от ПС «Лесная» 110/35/10кВ; ВЛ-35кВ, л. «Лесаная-Янтиково» от ПС «Лесная» 110/35/10кВ.

-перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической  брони- ВНС «Бахтирово-//» ВЛ-10кВ, л. «Янтиково» от ПС «Лесная» 110/35/10кВ;

-перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной  брони -  ВЛ-6кВ, л. «Насосная» яч. №10 от ПС «Восточная» 110/6кВ.

АО «Чувашская энергосбытовая компания»  15.08.2017 направило в адрес                ООО «Водоканал» уведомление №23/01-311, №23/01-312 о введении ограничения режима потребления  до уровня  технологической и аварийной брони  в соответствии с актами технологической и аварийной брони, в связи с образовавшейся задолженностью за поставляемый ресурс.

Также 15.08.2017 АО «Чувашская энергосбытовая компания»  проинформировало о планируемом введении ограничения Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Приволжское управления Ростехнадзора по Чувашской Республике (письмо от 15.08.2017 №23/01-3093, 23/01-3094).

Сторонами 28.09. 2017 года подписан акты №21 и №22 ограничения режима потребления электрической энергии по указанным энергопринимающим устройствам.

АО «Чувашская энергосбытовая компания»  30.08.2017 письмами №23/01-3313 и 23/01592 уведомило ООО «Водоканал» и ПАО «МРСК Волги» -«Чувашэнерго» об отмене ограничения режима потребления электрической энергии. введенного на основании уведомлений №23/01-311, №23/01-312 от 15.08.2017 о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

Письмом от 12.09.2017 №08/29-3574 АО «Чувашская энергосбытовая компания»  сообщило, что третьи лица, запитанные от ООО «Водоканал», имеющие договоры энергоснабжения (купли-продажи) с АО «Чувашская энергосбытовая компания»  отсутствуют.

В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

На запрос Чувашского УФАС России ООО «Водоканал» (письмо №1409 от 25.10.2017) указало на наличие потребителей, добросовестно выполняющих обязательства по оплате коммунальной услуги за период 2017 года.

Также, в письме (1061 от 18.08.2017) ООО «Водоканал» указывало, что не имеет возможности оплачивать текущую задолженность по электроэнергии до результатов рассмотрения жалобы УФНС России по ЧР к внешнему управляющему, а также  заявления ООО «Водоканал» о разрешении разногласий по порядку и очередности уплаты текущих платежей за электрическую энергию.

 Основанием для возбуждения производства по делу в Арбитражном суде Чувашской Республики послужило обращение ИФНС по ЧР о ненадлежащем исполнении обязанностей, внешним управляющим ООО «Водоканал», выразившихся в неправомерном отнесении текущих расходов за потребленную электрическую энергию, полученную от АО «Чувашская энергосбытовая компания», к текущим платежам четвертой очередности  и повлекшее за собой нарушение очередности по текущим платежам, также налоговый орган ходатайствовал о принятии судом обеспечительных мер  в виде запрета внешнему управляющему производить текущие расходы с   АО «Чувашская энергосбытовая компания» за потребленную электрическую энергию.

По мнению налогового органа, названные платежи относятся к пятой очереди текущих платежей.

Кроме того, ООО «Водоканал» в названном письме пояснено, что в случае введения ограничения (отключения) режима потребления электрической энергии объектов ООО «Водоканал» может привести к нарушению водоснабжения всех групп  потребителей г. Канаш, ввиду того, что введение ограничение приведет к сокращению объемов подачи холодной воды, в последующем – горячей, а также снижению давления в централизованной системе холодного водоснабжения                        г. Канаш.

Доводы АО «Чувашская энергосбытовая компания»  и   ООО «Водоканал» о том, что введение режима ограничения  и последующая его отмена, фактически не повиляло на работу ООО «Водоканал», поскольку имело место проведение ремонтных работ не являются достаточными доказательствами, подтверждающими исполнение обязательств по подаче ресурса перед потребителями.

         Из письма администрации г. Канаш от 22.03.2019 установлено, что 29.08.2017 в г. Канаш было установлено ограничение подачи холодного водоснабжения, в связи с опломбированием РУСГИДРО четырех глубинных насосов и одного перекачивающего насоса на втором подъеме водопровода Бахтиярово-Канаш.

         Пломбы демонтированы 30.08.2017 и подача холодного водоснабжения полностью возобновлена в этот же день.

         Представителями ПАО «МРСК-Волги» -«Чувашэнерго» пояснено, что в связи с уведомлениями в  адрес  Канашского РЭС Южного ПО 15.08.2017 АО «Чувашская энергосбытовая компания» №23\01-591 и №23/01-592 о необходимости  введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя  ООО «Водоканал», на объекте были осуществлены мероприятия по самоограничению в пределах технологической и аварийной брони.

В целях контроля самостоятельного введения ограничения режима потребления электрической энергии персоналом  Канашского РЭС Южного ПО произведен замер потребляемой мощности в точках поставки  ООО «Водоканал», о чем составлены акты ограничения режима потребления электрической энергии.

 Из актов следует, что  согласно уведомлению  от 15.08.2017 №23/01-591 и  акту ограничения режима потребления от 28.08.2017 №21 величина потребляемой мощности  на момент проверки по точкам поставки не превышала 315 кВт, по уведомлению  от 15.08.2017 №23/01-592 и  акту ограничения режима потребления от 28.08.2017 №22 потребляемая мощность не превышает 639 кВт.

Режим потребления электрической энергии возобновлен потребителем самостоятельно, что также подтверждено актами.

Таким образом, доказательства, представленные сторонами указывают на факт введения ограничения режима потребления ООО «Водоканал» во исполнении уведомлений АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Из изложенного следует, что, введение ограничения режима потребления электроэнергии  в отношении  ООО «Водоканал», повлекло прекращение подачи холодной воды на территории г. Канаш, которое  свидетельствует о том, что рассматриваемыми действиями была создана угроза для нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги водоснабжения надлежащего качества, при том, что право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным.

Спор хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

ООО «Водоканал» является единственной ресурсоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком в г. Канаш по добыче подземных вод и их распределению.

 АО «Чувашская энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Чувашской Республики и осуществляет поставку электрической энергии потребителям (покупателям) электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

 

Вопреки своим обязательствам АО «Чувашская энергосбытовая компания»  ограничило поставку электроэнергии на объекты ООО «Водоканал», игнорируя интересы добросовестных абонентов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чувашской Республики единоличное доминирующее положение занимает АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Чувашской Республике в 2016 году.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания», выразившееся во введение ограничения режима потребления электроэнергии в виду образовавшейся задолженности ООО «Водоканал»  исключило возможность технологической подачи воды потребителям  ООО «Водоканал» (г. Канаш)  полностью выполняющим обязательства по оплате коммунальной услуги, содержатся признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, и применяя правовые нормы в совокупности с положениями ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает, что в связи с урегулированием вопроса обеспечения электрической энергией ООО «Водоканал», необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не имеется

На основании ст. 23, ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА

 

 1.  Признать в действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания»  нарушение пункта 4 части 1  статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны