Решение №СИ/1155/21 Жалоба признана обоснованной. от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 021/10/18.1-144/2021

 

г. Чебоксары                                                                                  20 февраля 2021 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля  2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20 февраля 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:

 

«…»

при присутствии  на заседании Комиссии представителя заявителя ИП Николаева С.Г. «…»., по доверенности от 11.01.2021,

при присутствии на заседании Комиссии организатора торгов- Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

- «…»

 

рассмотрев жалобу ИП Николаева С.Г. на действия организатора торгов– Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по пригородному автобусному маршруту № 125 «Цивильск («Цивильск - Центр») - Чебоксары («Роща»)», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ИП Николаева С.Г. (вх. Управления от 15.02.2021 № 1434-ЭП/21) на действия организатора торгов– Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по пригородному автобусному маршруту № 125 «Цивильск («Цивильск - Центр») - Чебоксары («Роща»)».

В своей жалобе заявитель сообщает, что в размещенной информации о проведении конкурса отсутствует какое-либо обоснование, в связи с чем проводится открытый конкурс на 18 автобусов только малого класса (в том числе два резервных), когда в реестре указано 18 автобусов малого, среднего класса (в том числе два резервных). Указанное препятствует потенциальному перевозчику исходя из потребностей пассажиров при необходимости использовать более вместительные и удобные для пассажиров автобусы среднего класса.

Кроме того, согласно извещению экологические характеристики транспортных средств - не ниже Евро 4, в то время как согласно реестру установлены – Евро 3, 4. Указанное обстоятельство создает ограничения для потенциальных участников конкурса в выборе заявляемых на конкурс транспортных средств, чем ограничивается конкуренция.

Таким образом, как считает заявитель, сведения, опубликованные в извещении, конкурсной документации не соответствуют реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики, являются недостоверными и противоречат статьям 21, 22 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ.

Заявитель считает, что предмет конкурса не соответствует действующему законодательству, в связи с чем, имеются нарушения процедуры торгов и имеется необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на основании ст. 18.1. Закона о защите конкуренции.

При отсутствии в предмете конкурса сведений о наименованиях улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами, путь следования между остановочными пунктами ОАО «ЭЛАРА» - «Роща» (г. Чебоксары) не может быть однозначно установлен, является неопределенным.

С учетом указанных в реестре улиц и фактической схемы организации дорожного движения путь следования маршрута в обратном направлении от конечного ОП «Роща» (г. Чебоксары) к следующему ОП ОАО ""Элара"" также невозможно установить однозначно и кажется вообще невозможным к выполнению, т.к. невозможно от ОП «Роща» проследовать к ближайшей улице пр. М. Горького и далее по ул. 500-летия г. Чебоксары, минуя отсутствующие в схеме маршрута улицы Ядринское шоссе, ул. Университетская либо ул. Гузовского.

Таким образом, и в действующем реестре маршрутов уполномоченным органом установлен маршрут №125 с недостоверной (неопределенной) схемой движения транспортных средств.

На момент объявления 25.12.2020 г. конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок действовал реестр регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики от 25.12.2020. Конкурсная документация содержит маршрут, который существенно различается от указанного в реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики, а именно по классу транспортных средств, экологическим характеристикам транспортных средств, схеме маршрута. В Минтрансе Чувашии не имеется решений (приказов), которые вносят изменения в указанный в открытом конкурсе маршрут и в действующий реестр, возможный довод Минтранса ЧР о внесения изменений впоследствии не основан на законе.

Таким образом, Минтрансом Чувашии был объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозкам по маршруту № 125 «Цивильск («Цивильск - Центр») - Чебоксары («Роща»)» (предмет открытого конкурса) с параметрами и характеристиками, отличными от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов.

Прием заявок по данному конкурсу начинался 25.12.2020 с 14:00, и уже в 14:08 была зарегистрирована под номером 1 заявка ООО «Пилигрим» (на 643 листах). Это отражено в протоколе №1 от 09.02.2021 по первому этапу - вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Только на технические процедуры по подготовке такого объема заявки с учетом необходимого времени на копирование документов, подготовку текстовых файлов обязательных приложений, их распечатку, компоновку листов заявки, прошивку, нумерацию и т.п. требуется не менее 5 – 6 часов. Из размещенных файлов под извещением на официальном сайте организатора конкурса приложений последним был сохранен 25.12.2020 в 13:08 файл информационной карты конкурса и ранее этого времени не могла быть размещена на сайте вся конкурсная документация, значит и ранее этого времени ни один из добросовестных претендентов на участие в конкурсе не мог знать об объявлении конкурса.

Из анализа указанных фактов следует однозначный вывод, что недостаточно минимум 52 минут до начала приема заявок и еще 8 минут после (всего 1 час), чтобы ООО «Пилигрим» смогло подготовить надлежащую заявку на 643-х листах и еще доставить заявку от места нахождения г. Чебоксары, Эгерский бульвар, д. 6 до здания Минтранса ЧР.

Заявитель считает, что представители ООО «Пилигрим» были заранее и задолго точно уведомлены неустановленными сотрудниками организатора конкурса о дате и времени размещения извещения о проведении конкурса и только вследствие этого ООО «Пилигрим» подает заявку на 8-й минуте после начала их приема.

На основании вышеизложенного, просит отменить конкурс.

Представитель организатора торгов нарушения антимонопольного законодательства не признал, просил признать жалобу необоснованной.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

 Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих признаках организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).

 Часть 4 статьи 11 220-ФЗ определяет полномочия уполномоченного органа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ по установлению, изменению, отмене.

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

 В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи. Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 25.12.2020 № 02-03/247 «О проведении открытого конкурса о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальных маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» принято решение о проведении открытого конкурса на право получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальных маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, в том числе по лоту № 1 пригородному автобусному маршруту № 125 «Цивильск («Цивильск - Центр») - Чебоксары («Роща»)»: сведения о начальных, промежуточных и конечных остановочных пунктах межмуниципального маршрута регулярных перевозок: «Цивильск - Центр» - Черемушки - Кирпичный завод - Табанары - Красная Горка - Янзакасы - Завод костной муки - Байсубаково - Клычево - Абашево - Чиршкасы - Сирмапоси - Кугеси (а/д М-7 «Волга») - Сельхозтехника - Мясокомбинат - Альгешево - ул. Ашмарина - Питомник - Пригородный автовокзал - Ярмарка - ТК «Центральный» - Дворец детского (юношеского) творчества - Филармония - Театр оперы и балета - ул. Афанасьева - ОАО «ЭЛАРА» - «Роща» (г. Чебоксары). Расписание движения транспортных средств: отправление из г. Цивильска (остановочный пункт «Цивильск - Центр»): 6.10, 6.30, 6.50, 7.10, 7.30, 7.50, 8.10, 8.30, 8.50, 9.10, 9.30, 9.50, 10.10, 10.30, 10.50, 11.10, 11.30, 11.50, 12.10, 12.30, 12.50, 13.10, 13.30, 13.50, 14.10, 14.30, 14.50, 15.10, 15.30, 15.50, 16.10, 16.30, 16.50, 17.10, 17.30, 17.50, 18.10, 18.30, 18.50, 19.10, 19.30, 19.50; отправление из г. Чебоксары (остановочный пункт «Роща»): 6.05, 6.25, 6.45, 7.05, 7.25, 7.45, 8.05, 8.25, 8.45, 9.05, 9.25, 9.45, 10.05, 10.25, 10.45, 11.05, 11.25, 11.45, 12.05, 12.25, 12.45, 13.05, 13.25, 13.45, 14.05, 14.25, 14.45, 15.05, 15.25, 15.45, 16.05, 16.25, 16.45, 17.05, 17.25, 17.45, 18.05, 18.30.

Класс и максимальное количество транспортных средств - малый класс в количестве 18 ед. (в том числе 2 ед. резервных).

Экологические характеристики транспортных средств - не ниже Евро 4.

Указанная информация размещена на официальном сайте Минтранса Чувашии 25.12.2020 по адресу: http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnijtransport-chuvashskoj-respubliki/otkritij-konkurs-na-pravo-osuschestvleniya-regulya/2020- god/25122020_izveschenie-o-provedenii-otkritogo-konkur.

ИП Николаев С.Г. подал заявку на данный лот, в связи с чем, претендует на допуск к участию в конкурсе.

Согласно действующему Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Чувашской Республики (версии реестра на 25.12.2020, 08.02.2021) под регистрационным номером 26 установлен регулярный автобусный маршрут № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»)» с остановочным пунктами ДКП г. Цивильск - Черемушки - Кирпичный завод - Табанары - Красная Горка - Янзакасы - Завод костной муки - Байсубаково - Клычево - Абашево - Чиршкасы - Сирмапоси - Кугеси (а/д М-7 ""Волга"") - Сельхозтехника - Мясокомбинат - Альгешево - ул. Ашмарина - Питомник - Пригородный автовокзал - Ярмарка - ТК ""Центральный"" - Дворец детского (юношеского) творчества - Филармония - Театр оперы и балета - ул. Афанасьева - ОАО ""Элара"" - Чебоксары («Роща»); наименование улиц, автомобильных дорог по которым проходит маршрут: "Цивильск (ул. Иванова - ул. Никитина - ул. Советская) - а/д М-7 "Волга" - Кугеси (ул. Шоссейная) - Чебоксары (Канашское шоссе - пр. И. Яковлева - ул. Привокзальная - ул. Гладкова - 30-ая автодорога - Президентский б-р - пр. Московский - ул. 500-летия г. Чебоксары - пр. М. Горького).

Однако согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики (http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-komplekschuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transporta-chuvashskojrespubliki/reestr-regulyarnih-avtobusnih-marshrutov-chuvashsk/2020-god ; http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transportchuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transporta-chuvashskoj-respubliki/reestr-regulyarnih-avtobusnih-marshrutovchuvashsk/2021-god ) на пригородном автобусном маршруте №125 установлен класс транспортных средств указан - малый, средний; максимальное количество транспортных средств каждого класса которого допускается использовать указано – 18 ед. (в т.ч. 2 рзв).

При этом отсутствует какое-либо обоснование, в связи с чем проводится открытый конкурс на 18 автобусов только малого класса (в том числе два резервных), когда в реестре указано 18 автобусов малого, среднего класса (в том числе два резервных).

Указанное препятствует (может препятствовать) потенциальному перевозчику исходя из потребностей пассажиров при необходимости использовать более вместительные и удобные для пассажиров автобусы среднего класса.

Кроме того, согласно извещению экологические характеристики транспортных средств - не ниже Евро 4, в то время как согласно реестру установлены – Евро 3, 4.

Указанное обстоятельство создает (может создать) ограничения для потенциальных участников конкурса в выборе заявляемых на конкурс транспортных средств, чем ограничивается конкуренция.

Каким-либо решением данное обоснование не принималось.

Таким образом, сведения, опубликованные в извещении, конкурсной документации не соответствуют реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики и  противоречат статьям 21, 22 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ.  

Таким образом, предмет конкурса не соответствует действующему законодательству.

 

 На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными со дня включения предусмотренных пунктами 1 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок; пунктом 8 части 4 ст. 27 Закона предусмотрено, что в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок указываются, в том числе, наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок.

Из приведенных положений во взаимосвязи следует, что путь следования транспортных средств по маршруту определяется наименованиями улиц, автомобильных дорог, эти сведения являются обязательными и неотъемлемыми параметрами любого маршрута регулярных перевозок, однозначно его определяющими, в том числе, при проведении открытых конкурсов такие сведения должны включаться в предмет конкурса (извещение, конкурсная документация), так как только таким способом должен быть определен маршрут и может быть однозначно идентифицироваться потенциальными участниками конкурса.

Однако, вопреки приведенным положениям законодательства в извещении, конкурсной документации оспариваемого конкурса его организатором не указаны какие-либо сведения о наименованиях улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок №125, которые впоследствии организатор конкурса должен указать в свидетельстве об осуществлении перевозок, выдаваемом победителю, который затем должен будет исполнять и соблюдать при перевозках такой путь следования транспортных средств.

Таким образом, министерством также имеется нарушение законодательства, поскольку им  неоднозначно и неопределенно сформирован предмет конкурса по маршруту №125, что впоследствии создает предпосылки для возможного произвольного указания в свидетельстве, выдаваемом победителю конкурса, схемы маршрута (наименованиях улиц, автомобильных дорог) без учета постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2019 N 611 и от 13.02.2020 г. № 54, что создает (может создать) предпосылки для ограничения конкуренции и создание потенциальному победителю конкурса преимущественных условий деятельности при произвольном указании пути следования транспортных средств по маршруту №125.

 

В извещении о проведении конкурса и конкурсной документации указаны сведения о начальных, промежуточных и конечных остановочных пунктах (ОП) межмуниципального маршрута регулярных перевозок №125: «Цивильск - Центр» - … - Театр оперы и балета - ул. Афанасьева - ОАО «ЭЛАРА» - «Роща» (г. Чебоксары).

При отсутствии в предмете конкурса сведений о наименованиях улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами, путь следования между остановочными пунктами ОАО «ЭЛАРА» - «Роща» (г. Чебоксары) не может быть однозначно установлен, и соответственно, является неопределенным, то ли это ОП ОАО «ЭЛАРА» на пр. Московский либо на ул. 500-летия г. Чебоксары, то ли от ОП ОАО «ЭЛАРА» к следующему ОП «Роща» (г. Чебоксары), например, в прямом направлении предполагается движение по пр. Московский либо по ул. 500-летия г. Чебоксары (далее непонятно по каким улицам предполагается следовать: то ли пр. М. Горького – ул. Гузовского, то ли иным путем).

С учетом изложенного и фактической схемы организации дорожного движения путь следования маршрута в обратном направлении от конечного ОП «Роща» (г. Чебоксары) к следующему ОП ОАО «ЭЛАРА» также невозможно установить однозначно.

Как указывалось выше, согласно действующему реестру установлены наименования улиц, автомобильных дорог, по которым проходит маршрут №125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Роща»)»: Цивильск (ул. Иванова - ул. Никитина - ул. Советская) - а/д М-7 "Волга" - Кугеси (ул. Шоссейная) - Чебоксары (Канашское шоссе - пр. И. Яковлева - ул. Привокзальная - ул. Гладкова - 30-ая автодорога - Президентский б-р - пр. Московский - ул. 500-летия г. Чебоксары - пр. М. Горького).

При этом установлены ОП: ДКП г. Цивильск - … - ул. Афанасьева - ОАО ""Элара"" - Чебоксары («Роща»).

Из этих сведений в совокупности следует, что хоть как-то путь следования определяется (скорее всего имеется в виду ОП ОАО ""Элара"" на ул. 500-летия г. Чебоксары), однако, и в этом имеется неопределенность как должен следовать маршрут: то ли пр. М. Горького – ул. Гузовского (логично по кратчайшему пути), то ли пр. М. Горького – ул. Университетская – Ядринское шоссе.

С учетом указанных в реестре улиц и фактической схемы организации дорожного движения путь следования маршрута в обратном направлении от конечного ОП «Роща» (г. Чебоксары) к следующему ОП ОАО ""Элара"" также невозможно установить однозначно, т.к. невозможно от ОП «Роща» проследовать к ближайшей улице пр. М. Горького и далее по ул. 500-летия г. Чебоксары, минуя отсутствующие в схеме маршрута улицы Ядринское шоссе, ул. Университетская либо ул. Гузовского.

Таким образом, и в действующем реестре маршрутов уполномоченным органом – министерством установлен маршрут №125 с ненадлежащей (неопределенной) схемой движения транспортных средств.

 Указанные выводы основываются на следующем. Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 1.1 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов.

Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В Чувашской Республике Порядок согласования установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, между уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики и органом местного самоуправления, к компетенции которых отнесено установление данных маршрутов утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2019 N 611.

Министерство при произвольном изменении параметров маршрута №125 (например, изменив схему движения с Цивильск (ДКП г. Цивильск) на «Цивильск - Центр») при объявлении конкурса не согласовывал такие изменения в установленном порядке, что может также создать предпосылки для ограничения конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 – 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Часть 3 статьи 12 Федерального закона №220-ФЗ так же устанавливает необходимость изменения маршрута решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении маршрута. В соответствии с п. 2.19 Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.02.2020 г. № 54 «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Чувашской Республики», решение об установлении, изменении либо отмене межмуниципального маршрута оформляется приказом Министерства и размещается на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствие с п. 2.20 Порядка, межмуниципальный маршрут считается измененным со дня внесения соответствующих сведений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 20 июня 2018 г. № 02-03/92 «О ведении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики» (зарегистрирован в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 10 августа 2018 г., регистрационный №4647).

Соответствующее решение (приказ) принятое и опубликованное на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует.

Таким образом, в связи с отсутствием решения об изменении маршрута, предметом конкурса в настоящее время может являться только маршрут, установленный до внесения в него изменений, в соответствии с действующим на момент объявления конкурса реестром маршрутов, однако только после надлежащего установления достоверной и исполнимой схемы движения маршрута №125.

В связи с тем, что ч. 4 ст. 22 Федерального закона №220-ФЗ и п. 4.1 Конкурсной документации не допускает изменение предмета конкурса, то указанные недостатки могут быть исправлены только одним способом – отменой конкурса.

В дальнейшем необходимо привести данные в Реестре, приказе о проведении конкурса в соответствие с установленным Минтрансом Чувашии маршрутом или изменить маршрут в порядке, установленном вышеназванными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, и провести повторный конкурс на маршрут.

 

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (части 19 и 20 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе, сведения о видах транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса.

К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества соответствующие, в том числе следующему требованию принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Исходя из анализа указанных норм закона, транспортные средства претендента на участие в конкурсе должно соответствовать требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В случае несоответствия требованиям, установленным, в том числе, пункта 2 части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества не допускаются к участию в конкурсе. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

На момент объявления 25.12.2020 г. конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок действовал реестр регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики от 25.12.2020.

Конкурсная документация содержит маршрут, который существенно различается от указанного в реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики, а именно по классу транспортных средств, экологическим характеристикам транспортных средств, схеме маршрута.

В Минтрансе Чувашии не имеется решений (приказов), которые вносят изменения в указанный в открытом конкурсе маршрут и в действующий реестр, возможный довод Минтранса ЧР о внесения изменений впоследствии не основан на законе.

Таким образом, Минтрансом Чувашии был объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозкам по маршруту № 125 «Цивильск («Цивильск - Центр») - Чебоксары («Роща»)» (предмет открытого конкурса) с параметрами и характеристиками, отличными от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов.

Т.е. в извещении размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ конкурсов.

Действия организатора торгов влекут и могут повлечь ограничение конкуренции, явиться препятствием для допуска на рынок пассажирских перевозок.

Таким образом, организатором торгов - Минтрансом Чувашии нарушены требования частей 1.1, 2 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 22, пункта 5 части 1 статьи 26, пункта 8 части 4 ст. 27 Закона № 220-ФЗ и иных приведенных положений действующего законодательства.

 

От довода, что представители ООО «Пилигрим» были заранее и задолго точно уведомлены неустановленными сотрудниками организатора конкурса о дате и времени размещения извещения о проведении конкурса и только вследствие этого ООО «Пилигрим» подает заявку на 8-й минуте после начала их приема заявитель на заседании Комиссии отказался и просил данный довод в рамках настоящего спора не рассматривать.

 

В соответствии вышеизложенным, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт жалобу ИП Николаева С.Г. обоснованной.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

 

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу ИП Николаева С.Г. обоснованной и приходит к выводу о наличии необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

 

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Николаева С.Г.  обоснованной.

2. Выдать организатора торгов -  Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 «…»  

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех м

Связанные организации

Связанные организации не указаны